Полы в квартире и доме

Пунктуация в простом неосложнённом предложении (знаки препинания в конце предложения, тире между членами предложения). Знаки препинания в простом предложении Пунктуация в простом предложении

1. Перепишите предложения в таком порядке: а) повествовательные; б) вопросительные, в) побудительные. Объясните знаки препинания в конце предложения. Произведите синтаксический разбор 3 предложений (по 1 из каждой группы).

1. Лопатин взял газету и увидел на четвертой полосе напечатанную подвалом корреспонденцию. (Сим.). 2. – Давайте работать, – повторил Лопатин. (Сим.). 3. У Мишки глаза разбежались. Растерянно закружился на одном месте, потом рванулся и побежал к музыкантам. (Шол.). 4. Мишка строго взглянул на комбата: «Ты гляди, не обмани меня!» – «Ну что ты? Как можно!» (Шол.). 5. – Пойдем, внучек, во двор. (Шол.). 6. – Настя не приходила? – спрашивал Олексий. (Пан.). 7. Листопад смотрел на мать и думал: откуда у нее эта энергия, этот новый живой огонь? (Пан.). 8. К истории сына Порфирий Владимирыч отнесся довольно загадочно. (С.-Щ.). 9. Сорок лет назад пароходы плавали медленно. (М. Г.). 10. – Весь пожар видел, сначала? Бабушка-то как, а? (М. Г.). 11. Все на восток, все на восток... Хоть бы одна машина на за- пад! (Горб.). 12. В эти часы дотла сгорела жизнь Федора Воганова. Но немецкие танки не прошли! (Горб.) 13. Чудесны облака в арктическом небе. (Горб.). 14. Радист включил репродуктор, оттуда рванулась веселая буря оркестра. Москва? Хабаровск? Новосибирск? Все равно – родина. (Горб.).

2. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите, какими частями речи выражены подлежащие и сказуемое. При необходимости обратитесь к справочникам по пунктуации (см. литературу).

1. Лес как сад, как парк царя или вельможи. (Гонч.). 2. У меня врожденная страсть противоречить... (Л.). 3. Маленькие вагоны точно игрушки тянулись по профилю дороги. (Корол.). 4. Мудрость не в красоте, а в голове; сила не в пестром халате, а в мышцах. 5. Ну, что там конь! Конь огонь! (Твард.). 6. Ваш «Охотничий сборник» блистательная и, я надеюсь, выгодная в денежном отношении мысль. (Т.). 7. У этой небольшой и скромной книжки свое обаяние, обаяние подлинности. 8. Федор Орлов моя партийная подпольная кличка. (А. Фед.). 9. Я, знаете ли, согласна... пусть! Почему же? Наука вещь хорошая, без литературы нельзя. (Ч.). 10. Я тебя понимаю. Но то и это вещи разные. 11. И счастлив тем, что я не чудо особой избранной судьбы. (Твард.). 12. Я закричал: – Вы кто такие? – Мы листья, листья, листья! (Л. Март.). 13. У ночи мрак, у листьев шум, у ветра свист, у капли дробность, а у людей пытливый ум и жить упорная способность. (Л. Март.). 14. Расстояние не помеха ни для смеха, ни для вздоха. (Л. Март.).

3. Спишите примеры, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире.

1. Доктора те же адвокаты, с тою только разницей, что адвокаты только грабят, а доктора и грабят и убивают. (Ч.). 2. Чайка, когда она птица, а не символ, злющее существо: клюет на лету собратьев по профессии, вырывает у них добычу. 3. Красивая штука море, особенно если ты едешь лодырем в плавучем отеле и нет качки! 4. Что Сибирь страна холодов, это знают многие. Но многие не знают, что Сибирь страна солнца. 5. Грузоподъемность автомобиля семь тонн. 6. Я ж сказал, что я не гордый, я согласен на медаль. (Твард.). 7. Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик. (Маяк.). 8. Я и жуликов уважаю. По-моему, ни одна блоха не плоха. (М. Г.). 9. Идем молча. Я ведущий, а куда веду? 10. Рыба для партизан еда редкая. А свежий зеркальный карп, хорошо поджаренный на подсолнечном масле, и в мирное время первоклассная закуска. 11. Полковник объявил перед строем, что мы партизанский отряд. 12. Она была насмешлива, горда, а гордость – добродетель, господа! (Т.).

13. И в ночь, как съехать со двора, с конем был разговор, что все равно не ждать добра, что без коня не двор, что вместе жили столько лет, что восемь бед один ответ. (Твард.). 14. Наталья Степановна отличная хозяйка. 15. Ведь в супружестве, вы сами знаете, главная вещь солидный характер! (Т.). 16. У жителей города с детства привычка названия улиц читать на табличках. 17. Кареты и кучера не последняя достопримечательность города и тотчас бросятся в гла- за. (Гонч.).

4. Основываясь на материале задания 2, 3 и справочниках по пунктуации, закончите таблицу «Тире между подлежащим и сказуемым».

5. Спишите предложения, поставив, где необходимо, тире. Установите, какой член предложения опущен.

Образец: Днем – ростепель, капели, греет солнце (опущ. сказ.).

1. Над глубокими снегами синее, огромное и удивительное нежное небо. (Б.). 2. Далеко впереди парят два старых беркута. В их полете спокойствие владык, в размерах крыльев могущество. (Ф.). 3. Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другой кран самовара. (Л. Т.). 4. От ученого набирайся ума, а от мастера – сноровки. (Посл.). 5.Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные вто- рую. (М. Г.). 6. В июле окунь кормится ранним утром, а лещ, судак ночью. 7. Золото добывают из земли, а знания из книги. (Посл.). 8. Ночь была облачная, река черная. (М. Г.).

6. Спишите примеры, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку тире. Произведите синтаксический разбор 2-х предложений (на выбор, но одно из них должно быть неполное).

1. Короче сказать, в это время Невский проспект педагогический Невский проспект. (Г.). 2. Вообрази, что это вокруг все пальмы, Юлечка кроткая лань, ты лев, я тигр. (Ч.). 3. Одесса город музыкальный. Но Одесса еще и город литературный. 4. Потерт сыромятный его тулуп, ушастая шапка его как склеп. (Дм. Кедр.). 5. Самое лучшее для памяти моего отца это если вы оставите о ней заботу. (Фед.). 6. Скажите, пожалуйста, что вы за благодетель такой! Ведь помогать другим отнимать у себя. Что вас побуждает? (Остр.). 7. Покоя нет и быть не может. Окно как раненая грудь. (Алиг.). 8. Он находил, что коммерция есть риск и отвечает за риск только коммерсант. (Фед.). 9. Звезда похожа на слезу, а кипарисы там, внизу, как две зеленые свечи в сандалом пахнущей но- чи. (Дм. Кедр.). 10. По-русски проститься значит попросить про- щенья. (Остр.). 11. Бобыль все равно как какой-нибудь ксендз. (Ч.). 12. Уста без слов любить никто не мог, взор без огня без запаха цве- ток! (Л.). 13. Потянулись улицы, сначала безмолвные, малолюдные, за ними шумные, с рокотом пролеток, лязгом трамваев, потом снова покойные и молчаливые. (Фед.). 14. Он подсел к Извековой и выдохнул, отдуваясь: «Просили подождать. Подождать это вежливость чиновников». (Фед.). 15. Они покосились друг на друга, и оба улыбнулись, Цветухин с беглым оттенком растерянности. (Фед.). 16. Пастухов вот это действительно общественное мнение! Надо просить Пастухова! (Фед.). 17. Бульвар как бы терраса города. За ним обрыв к морю.

Справочная информация

Вспомни основную закономерность:

Запятая перед и ставится

  1. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в его составе

    Стало холодно, и мы затопили печь.

    , и

Запятая перед и не ставится

  1. Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и

    Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца.

    О, О и О.
  2. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель) или в других случаях, приведённых ниже*.

    Зимой на даче холодно и мы топим печь.

    1) холодно (когда?, где?) зимой на даче
    2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче
    [общ.распространитель] и

Не путай:

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более.

Рассмотрим основные случаи подробнее.

I. Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая не нужна:

1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их.

Схема: о, о и о

2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их.

Схема: о и о

2) в устойчивых сочетаниях, например:

ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря

Запятая ставится:

1) между однородными членами, не связанными союзами, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но ), однако, зато, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.

Схема: о, о, о, но о

3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами:
сочинительными и, да (в значении и ), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то) , например:

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.

Схема: и о, и о, и о, и о, и о

4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.

Схема: не только о, но и о, о, о, о

5) между парными однородными членами, связанными союзами и и или, например:

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.

Схема: о и о, о и о

II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и

*Знаки препинания не ставятся:

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью - общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью . Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению - вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 .

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1- 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)

Сложные предложения отличаются от простых количеством грамматических основ. Не умея отличать простое предложение от сложного, ученики, как правило, всегда допускают пунктуационные ошибки.

Можно ли ошибок избежать? Конечно, можно. Но сначала нужно научиться до автоматизма быстро и верно находить и выделять грамматическую основу.

Нельзя забывать об однородных и обособленных членах предложения, обращениях, вводных и вставных конструкциях. И, безусловно, помнить основные виды и особенности трёх групп сложных предложений. Их сокращённо принято называть так: БСП, ССП и СПП.

Виды связи в сложных предложениях

Поясним, что такое сочинительная связь и подчинительная связь. Сочинительная связь предполагает равноправие между словами (снег и дождь) и частями сложного предложения (Скоро зима, а ты по лесу шатаешься.) Между частями можно поставить точку и разбить их на два простых предложения (Они поглядели друг на друга. И каждый почувствовал в темноте...).

Однако в этом примере вторая часть явно какая-то неполная, потому что непонятно, ЧТО почувствовал каждый из героев. Смысл становится ясным, когда с помощью союза КАК прикрепляется третья часть. Вот она-то как раз является дополнительной, а не основной частью. К ней можно поставить вопрос: "почувствовал" что? - "они друг другу улыбнулись. Такую часть принято считать зависимой, придаточной частью, она подчиняется главной. Это и есть пример подчинительной связи.

Бессоюзная связь основана тоже на равноправии, как и сочинительная, но отличие её в том, что при ней нет никаких союзов (снег, дождь; Ветер прилетит - шумим-веселимся!), только знаки препинания разделяют слова или части предложения.

Теперь обратимся к сложному предложению и попробуем понять, как отличить его виды.

Каждое сложное предложение состоит из нескольких частей. Части эти связаны разными способами:

Только с помощью интонации (За окном свистел ветер, шумели деревья, барабанил по стеклу дождь...), это бессоюзные сложные предложения;

С помощью интонации и союзов или союзных слов (Стало совсем темно, И над самыми верхушками ёлок показалась золотая долька луны. Они сидели под большой ёлкой и глядели, КАК лес заливают серые сумерки. Теперь никто не поймёт, КТО ты.). Это сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Здесь союзы "и", "как", а союзное слово выражено относительным местоимением "кто".

Запомните: части сложного предложения никогда не связываются при помощи запятых! Запятая - это знак пунктуации, который способен разделять однородные члены и части сложного предложения (Заяц утром как вышел из дома, так и потерялся в необъятной красоте осеннего леса. А день разгорался, и высокая стройная осень шаталась соснами и кружилась палым листом.)

О союзах и союзных словах

Союзы помогают распознать сложные союзные предложения. Сочинительные союзы используются в сложносочинённых предложениях (и в простых предложениях с однородными членами!), а подчинительные союзы и союзные слова - в сложноподчинённом.

Запоминаем сочинительные союзы!

Выучиваем подчинительные союзы и союзные слова!

Подчинительные союзы

Союзные слова

Что, чтобы, если, раз, кабы (устар.), когда, как, как ни, будто, точно, словно, хотя, пока, ли, как будто, потому что, так как, оттого что, несмотря на то что, как только, лишь только, так что, в то время как, с тех пор как, после того как, благодаря тому что, ввиду того как, вследствие того как, ибо (книж.).

Если..., то

Постольку..., поскольку

Сколько..., столько

Насколько..., настолько

Хотя..., но

Чем..., тем

Что касается..., то

Лишь только..., как

Что, кто, когда, как, который, чей, какой, куда, откуда, где, почему, зачем, сколько

Как видите, только три союзных слова можно перепутать с союзами. Это слова "что", "когда", "как". Отличить союзное слово от союза несложно, главное - понять его роль. Союзное слово - это всегда самостоятельная часть речи, которая обязательно является каким-либо членом предложения.

Способы отличия между союзами и союзными словами

Союзное слово

А Ёжику вдруг показалось, ЧТО он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.

1. Можно опустить из предложения:

А Ёжику вдруг показалось: он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.

2. Можно заменить другим союзом-синонимом:

А Ёжику вдруг показалось, КАК он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.

Я знаю, ГДЕ растёт такой цветок, Ёжик.

1. Нельзя выбросить из предложения:

Я знаю, ? растёт такой цветок, Ёжик.

2. Можно заменить другой самостоятельной частью речи (чаще всего существительным, или местоимением, или местоимённым наречием):

Я знаю, ТАМ растёт такой цветок, Ёжик.

3. Та часть, которая начинается союзным словом, легко превращается в простое вопросительное предложение:

ГДЕ растёт такой цветок, Ёжик?

Постановка знаков препинания в сложном предложении

Теперь пора запомнить важное: если сложное предложение состоит из двух частей, то между ними нужна запятая (В уголок поставили табуретку, на табуретку встал Ёжик и распушил иголки. Перед Новым годом вьюга утихла, И друзья собрались в доме у Ёжика. Но он так продрог, ЧТО не мог вымолвить ни слова. ПОКА Медвежонок шёл к окну, по лесенке уже спустился второй инопланетянин.).

Однако следует учитывать некоторые тонкости! Первое. В сложносочинённом предложении в самом начале или середине может быть общий член предложения, который одинаково относится к обеим частям, между ними в этом случае запятой нет: А весной снег растаял и в лесу было много воды. И вот ударил барабан где-то вдали и ёжикиным срывающимся голосом закричало: «А-а-а»!

Второе. Вместо запятой в сложносочинённом предложении можно поставить тире, если необходимо показать быструю смену событий или результат каких-либо действий: Плеснула рыба - и кругами, на цыпочках побежала по воде тишина. Пробежался по лесу - и что ж тут чудесного? Огонь разведешь - и сиди.

Третье. В сложноподчинённом предложении придаточная часть может находиться в середине главной, и тогда необходимы уже две запятые, а не одна: И последний лист, что трепетал на том берегу, стал подтягивать его песню. Он прыгнул и, когда открыл под водой глаза, не увидел цветка.

Четвёртое. В сложноподчинённом предложении придаточная часть часто присоединяется с помощью составных союзов, и запятая ставится один раз в зависимости от интонации: Спать великаны ложатся возле рек и озер, потому что перед сном любят слушать песни лягушек. ИЛИ: Спать великаны ложатся возле рек и озер потому, что перед сном любят слушать песни лягушек. Пусть твои дожди начнутся после того, как я наберу грибов. ИЛИ: После того как я наберу грибов, пусть начнутся твои дожди.

Пятое. В сложноподчинённом предложении придаточная часть присоединяется союзным словом КОТОРЫЙ, стоящим не в его начале: Щуку он поймал ещё прошлым летом, и с тех пор она жила у него на длинной верёвке, один конец КОТОРОЙ был обмотан вокруг щучьего хвоста, а другой - привязан к колышку.

В бессоюзных сложных предложениях возможны не только запятые, но и точка с запятой, тире и двоеточие. Если запятая встречается чаще всего, то точка с запятой только тогда, когда предложение уже имеет какие-либо знаки препинания и по смыслу части слишком далеки друг от друга:

Опять снегом всё заметёт, завьюжит; ёлки заиндевеют; ветки берёз станут хрупкими от мороза.

Учитываем, что точка с запятой постоянно встречается в текстах 19 века, а сегодня вытесняется другими пунктуационными знаками.

Сложнее выбрать, что ставить между частями бессоюзного предложения: двоеточие или тире. Но и тут нам поможет знакомый приём подстановки определённых слов.

Двоеточие необходимо, если вставим слова "а именно", "как то" (пояснение), "что" (дополнение), "потому что", "так как", "постольку" (причина):

Его случайно нашла Белка: она пробегала мимо и услышала слабый Ёжикин голос. (а именно)

Слушай мою команду: к печке бегом, марш! (а именно)

Ёжик с Медвежонком снова закрыли и открыли глаза: гора была покойной, туманной, с легким розоватым отсветом справа... (и увидели, ЧТО)

Разве вы не видите: я играю на скрипке! (ЧТО)

Ты только представь: она сидит и поет. (ЧТО)

Да я никак не могу посмотреть на тебя и на лес одновременно: ты так смешно бежишь, Ёжик! (ПОТОМУ ЧТО)

Ёжик целыми днями топил печь и всё равно по утрам не мог вылезти из постели: в доме было холодно. (ПОТОМУ ЧТО)

Для выбора тире в бессоюзном предложении необходимо подставить следующие слова: "и" (неожиданное присоединение), "а", "но", "однако" (противопоставление), "так что", "поэтому", "тогда" (следствие), "когда" (время) или "если" (условие), "словно", "точно", "будто" (сравнение).

Утречком проснёшься - весь лес в тени, а у нас уже солнышко! (И)

Вышел, стою, вижу - вы плачете... (А)

А утром выбегаешь на крыльцо - лес в тумане и ни островка снега не видно нигде. (КОГДА)

«Расскажу - не поверят!» - подумал Ёжик, и стал смотреть ещё внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту. (ЕСЛИ..., ТО)

Ещё неделю постоят такие морозы - у меня ни одной дровишки не останется! (ТАК ЧТО)

И Лось даже отфыркивался - так ему было хорошо и приятно. (СЛОВНО)

Они пели, раскачиваясь на ветках, а Медвежонку казалось - сами деревья машут ветвями и поют. (БУДТО)

Приступим к тренировке!

Задание 1:

Определите, какой знак следует поставить в данных предложениях: запятую, двоеточие или тире?

1) И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял_словами здесь не поможешь.

2) Здесь Волк проглотил слюну_Медвежонок у него на глазах подтащил лапой к себе длинненькое, прозрачное облако, полизал его, закрыл от удовольствия глаза, переломил пополам и съел...

3) Всё лето Заяц плел верёвку_и к осени она у него стала длиной до неба.

4) А деревья кругом стоят тощенькие_похудели за зиму.

Задание 2:

Определите, в каких предложениях знаки препинания не нужны:

1) Ветер утих_и дождь перестал, когда мы были в пути.

2) Ведь если бы Ёжик не придумал чистить звёзды_их бы давно уже никто не видел.

3) Облако-Заяц съело всё облако заячьей капусты_и на глазах растолстело.

4) Кажется, стоит одуванчику подпрыгнуть_и он сразу улетит на небо.

Задание 3:

Определите, в каких предложениях знаки препинания нужны:

1) Было столько синевы, огненных листьев, солнца что к вечеру Медвежонок заплакал.

3) В самое жаркое воскресенье которое было в лесу к Медвежонку пришёл Волк.

САМОПРОВЕРКА

Ответ на задание 1: Запятая в 3 предложении, это ССП; двоеточие во 2, это БСП со значением причины (можно вставить "потому что"); двоеточие в 1 предложении, так как можно вставить "что", это БСП. В 4 предложении ставим тире, так как можно вставить "будто", это тоже БСП.

1) И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял: словами здесь не поможешь.

2) Здесь Волк проглотил слюну: Медвежонок у него на глазах подтащил лапой к себе длинненькое, прозрачное облако, полизал его, закрыл от удовольствия глаза, переломил пополам и съел...

3) Всё лето Заяц плёл верёвку, и к осени она у него стала длиной до неба.

4) А деревья кругом стоят тощенькие – похудели за зиму.

Ответ на задание 2: знаки препинания не нужны в 1 (есть общий член - придаточная часть с союзным словом "когда") и 3 (простое с однородными членами) предложениях. Во 2 предложении придаточная часть стоит перед главной частью (препозиция), поэтому нужна запятая. В 4 предложении стоит тире, так как вторая часть имеет значение "результат", это ССП.

1) Ветер утих и дождь перестал, когда мы были в пути.

2) Ведь если бы Ёжик не придумал чистить звёзды, их бы давно уже никто не видел.

3) Облако-Заяц съело всё облако заячьей капусты и на глазах растолстело.

4) Кажется, стоит одуванчику подпрыгнуть – и он сразу улетит на небо.

Ответ на задание 3: знаки препинания нужны в 1 предложении, так как придаточная часть стоит после главной (постпозиция) и в 3 предложении, где придаточная часть стоит внутри главной (интерпозиция). Во 2 предложении есть общий член "кое-где", поэтому нет никаких знаков препинания, это ССП. В 4 предложении знаков препинания нет, это простое предложение.

1) Было столько синевы, огненных листьев, солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.

2) Кое-где виднелись небольшие леса и чернели глубокие овраги.

3) В самое жаркое воскресенье, которое было в лесу, к Медвежонку пришёл Волк.

4) Капля дождя сползла по шершавому смородиновому листу за ухо смородиновому кусту.

А теперь можете сами потренироваться. Предлагаем предложения для разбора и анализа.

1) Туча по небу плывёт – брюхо по холмам волочится.

2) Осень собралась уйти, а не может: привязали её к земле тысячи мокрых верёвочек.

3) Яблоко даже люди не берут – любуются.

4) Кажется, слышишь: пощёлкивая о верхушки деревьев, катится красное солнце…

5) Когда они снова сели за стол, в дверь постучали и вошёл Ёжик со своим Солнечным Зайцем.

6) Медвежонок первым забрался на облако; Ёжик забрался следом, сладко зевнул и лёг в ромашках.

7) Ёжику захотелось вдруг сделать что-то совсем необыкновенное: ну, скажем, взобраться на небо и принести звезду.

8) Мороз разукрасил окошко разными узорами, и Ёжику время от времени приходилось залезать на подоконник, дышать и тереть лапой замёрзшее стекло.

9) И на грудь Ёжику повесили три гриба-лисички, и они весело засветились - такие они были рыжие.

10) Я, как узнал, что ты объелся снегом - сразу перетащил все свои припасы к тебе...

Сочинительный соединительный союз и может связывать:

  • однородные члены предложения;
  • простые предложения в составе сложноподчиненного;
  • однородные придаточные в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Знаки препинания при однородных членах предложения

Если однородные члены предложения связываются одиночным союзом и, запятая между ними не ставится.
Например:У меня есть два брата и три сестры.

Если однородные члены предложения связываются повторяющимся союзом и, запятая между ними ставится. При этом запятая ставится перед вторым из повторяющихся союзов.
Например:В магазине мы купили хлеб и колбасу, и масло, и картофель.

Если перед однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом и, есть член предложения без союза, то запятая ставится уже перед первым повторяющимся союзом.
Например:В магазине мы купили и хлеб, и колбасу, и масло, и картофель.

Внимание! Запятая не ставится в таких выражениях, как и папа и мама, и бабушка и дедушка и подобных, так как оба слова можно заменить одним, например родители.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Если союз И связывает простые предложения в составе сложносочиненного, то перед ним всегда ставится запятая.
Например: Началась весна, и все дороги размыло.

Запятая не ставится в том случае, если обе части сложного предложения имеют общий второстепенный член.
Например: Утром в лесу просыпаются птицы и выходят на охоту дикие звери (и птицы просыпаются, и звери выходят на охоту утром).

Знаки препинания при однородных придаточных

В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными придаточные могут соединяться между собой однородным соподчинением (т. е. они присоединяются к главному одинаковыми союзами и отвечают на одинаковые вопросы). Такие придаточные могут между собой соединяться союзом и, при этом второй подчинительный союз опускается. Запятая перед союзом и не ставится.
Например:[Сосед сообщил мне], (что дети уже пришли из школы) и (отец вернулся из командировки).

Знаки между подлежащим и сказуемым

Тире ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения, в случае, когда они выражены:

двумя существительными: Книга - источник знаний ;

двумя числительными: Пятью восемь - сорок ;

двумя инфинитивами: Жить - Родине служить ;

существительным и инфинитивом: Превосходная должность - быть человеком .

Тире НЕ ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения, в случае, когда они выражены:

личным местоимением и существительным: Он скептик ;

любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто : Бедность не порок. Пруд как сталь.

Обособление сказуемых

Перед сказуемым или между сказуемыми для выражения быстроты или неожиданности действия ставится тире : Шкаф всё наклонялся, наклонялся - и наконец грохнулся на пол. Он прыгнул - и побил только что установленный рекорд.

Обособление определений

Обосабливается запятыми :

определение, стоящее рядом с личным местоимением: А он, мятежный, просит бури... НЕ обосабливается определение в том случае, когда является компонентом составного именного сказуемого (такое определение можно поставить в творительном падеже): Он пришел домой грустный и усталый .

определение, следующее за определяемым словом: Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. Обособления не происходит в случае если позиция определения вызвана требованиями стихотворного ритма: Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима ...

определение с обстоятельственным значением (с зависимыми словами), стоящее впереди определяемого слова: Привлечённые светом, бабочки кружились около фонаря.

несогласованное определение с дополнительным значением: Сегодня Лиза, в новом капоте, была особенно красива.

Обособление приложений

С помощью дефиса обосабливается:

одиночное согласованное приложение, если и оно, и определяемое слово - нарицательные имена: Вьётся улица-змея .

одиночное согласованное приложение, тесно связанное с именем собственным: Архип-кузнец .

Дефиса НЕ требуется в следующих случаях:

первое существительное является общепринятым обращением: товарищ капитан, гражданин следователь ;

приложение, стоящее впереди, близко по значению к согласованному определению: Красавица зорька загорелась в небе.

Приложения - названия предприятий, газет, книг, произведений искусства и проч. даются в кавычках : газета “Правда” , фабрика “Маяк” .

С помощью запятой обосабливается приложение:

находящееся около личного местоимения: Мы, газетчики, думаем...

распространенное приложение, находящееся около нарицательного существительного: Орлы, спутники войск, поднялись в небо .

стоящее после имени собственного (но тесно не связанное с ним - см. этот пункт, о дефисном обособлении приложений): Жухрай, матрос, не воевал .

стоящее перед собственным именем, имеющее характер причинности: Театра злой законодатель, ... Онегин полетел к театру.

с союзами и словами даже, например, то есть, или (в значении то есть ), особенно, в особенности, по имени, по прозванию, в том числе и т. д.: Река разделяется на два рукава, или протока . Многие на меня дуются, особенно капитан .

с союзом как , имеющим оттенок причинности: Как истинный художник, он нуждался в уединении. Запятая не ставится в том случае, если как можно заменить сочетанием в качестве :был принят как жених = был принят в качестве жениха .

С помощью тире обосабливается приложение, сообщающее дополнительный оттенок значения или же приложение, присоединенное к одному из однородных членов предложения: Со мной был чайник - единственная отрада в путешествиях . Я увидел маму, Ваню - соседа по квартире, сестру и тётю.

Обособление дополнений

Обосабливаются запятыми дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, за исключением, включая, сверх: Кто, кроме матери, его пожалеет? Сверх всей программной литературы, он перелопатил гору дополнительного материала, за исключением дореволюционных изданий .

Обособление обстоятельств

Обосабливаются запятыми обстоятельства:

имеющие уточняющее значение: Это случилось под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу .

выраженные существительными с предлогами несмотря на (обособление обязательно): Несмотря на дождь, мы вышли из дома ; за неимением, благодаря, согласно, ввиду, вследствие, по причине, по случаю, в силу, при наличии, при отсутствии при условии, вопреки (обособление зависит от распространенности оборота и от намерений автора): Он, по причине тяжёлой поклажи, начал отставать. Стоянка, вопреки ожиданию, затянулась .

выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами: Держа кувшин над головой, грузинка скользила вниз, смеясь над своей неловкостью .

Не требуют обособления:

деепричастные обороты, ставшие устойчивыми оборотами: сломя голову, засучив рукава и т. п.

одиночные деепричастия, равные по значению наречию: Он шёл не торопясь .

деепричастный оборот, по смыслу тесно связанный со сказуемым (близко по смыслу к предыдущему пункту): Он сидел опустив голову .

однородные члены, состоящие из наречия и деепричастия: Он отвечал на вопросы откровенно и не смущаясь .

Обособление сравнительных членов

Обосабливаются запятыми сравнительные обороты с союзами как, точно, словно, будто, как будто, чем, что, нежели и др.: Серые, как дым, облака. Холоднее, чем вчера. Шли, будто по ковру .

НЕ требуют обособления сравнительные обороты, ставшие устойчивыми сочетаниями: краснел как рак , бледен как смерть , льёт как из ведра и др.

Обособление пояснительных членов

Обосабливаются запятыми пояснительные обороты, часто со словами то есть, (а) именно, даже, особенно, главным образом, в том числе, например, в частности, и притом и пр.: Он самоуверенно, почти с вызовом, посмотрел вверх. Бросились за доктором, то есть домашним лекарем .

Вместо запятой перед пояснительным членом иногда ставится тире : Есть только одно несомненное счастье - жить для других .

Обособление обращений

Обращения всегда обосабливаются запятыми : Милая моя Оля, радость моя, здравствуй!

Усилительная частица о , стоящая перед обращением, не обособляется: Не прав твой, о небо, святой приговор.

Если частица о , стоящая перед обращением, употребляется в значении ‘ах, ох’, то запятая после него ставится: О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.

Обособление вставных и вводных конструкций

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире : Линда - так называлась наша станция - находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка) .

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми : Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился .

Обособления НЕ требуется, если слово, часто употребляющееся как вводное, является членом предложения: Поезд мчит меня к счастью .

Запятая между однородными членами (ОЧ) предложения

Запятая ставится:

между двумя и более ОЧ без союзов: Звуки росли, крепли, ширились .

между ОЧ с повторяющимися союзами и - и, ни - ни, да - да, или - или, либо - либо, то - то, не то - не то : И берег, и море молчали. Не то север, не то восток .

между ОЧ с союзами а, но, да (= но) : Он поворчал, но согласился .

Запятая НЕ ставится:

между ОЧ с одним союзом и, или, либо, да (= и): Красные и синие цветы. Он или я - мне безразлично.

внутри группы ОЧ, соединенных попарно: Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи .

в цельных выражениях: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв.

Двоеточие или тире при однородных членах (ОЧ) предложения

Двоеточие ставится:

после обобщающего слова перед ОЧ (иногда после слов как-то, а именно, например ): Ничего не слышно: ни птиц, ни сверчка, ни голосов. Все его любят за эти черты, а именно: доброту, чуткость, терпимость.

Перед перечислением ОЧ в деловой и научной речи: Пленум постановил: 1)... 2)...

Тире ставится:

после ОЧ перед обобщающим словом: Стол, кресло, стулья - всё стояло в беспорядке.

после ОЧ, если впереди них есть обобщающее слово, а предложение не закончено: Всюду: вверху и внизу - пели птицы.

Знаки препинания перед союзом как

Запятая перед союзом как ставится:

при сравнительном обороте: Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник .

при вводном словосочетании (предложении): как обычно, как всегда, как правило : По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.

при приложении с причинным значением: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!

если в предложении есть соотносительные слова так, такой, тот, столь : Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.

если после слова как следует и : Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.

если слово как входит в состав выражений: не кто иной, как; не что иное, как : Это был не кто иной, как Рылов.

в сложном предложении перед придаточной частью или перед всем составом сложных союзов тогда как, словно как, между тем как, в то время как : Он рассказывал, как они добрались до места. Лариса работала в парикмахерской, между тем как Иван заканчивал институт.

Запятая перед союзом как НЕ ставится:

если перед сравнительным оборотом стоит отрицательная частица не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, точь-в-точь, именно и т. д.: Газета вышла не как всегда . Онсовсем как ребёнок .

если сравнительный оборот входит в состав сказуемого: Был лес как сон и снег как сон .

если оборот синонимичен выражению ‘в качестве’ или характеризует предмет с одной стороны и не имеет причинного значения: Ленский везде был принят как жених . Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня .

если оборот является фразеологизмом: белый как снег, бояться как огня, гол как сокол, видно как на ладони.

при двойном союзе как... , так и... : Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе .

если оборот из одного слова отвечает на вопросы: как? каким образом? и может быть заменен существительным в творительном падеже или наречием: Он полетел как птица . (= Он полетел птицей.) Мечты рассеялись как дым .. (= Мечты рассеялись дымом.)

Задание.

Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком. Находим в предложении определении и обстоятельства. В этом предложении обстоятельств нет, но есть три определения: нависшая, высокими, моросящими. У слова нависшая есть зависимые слова: нависшая над высокими вершинами тополей. Находим слова, к котором относятся определения: туча (какая?) нависшая, вершинами (какими?) высокими, дождиком (каким?) моросящим. Все определения зависят от существительного, но только одно стоит после него, поэтому его и выделяем запятыми с двух сторон, не забывая о зависимых от него словах: Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала моросящим дождиком.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Старый штурман (1) перенесший на своем долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

4) 1, 2, 3, 4 3.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

Похожие публикации