Полы в квартире и доме

Фет печальная берёза. Анализ стихотворения Афанасия Фета «Печальная береза Печальная береза у моего окна фет анализ

Карточка № 5

А. А.Фет

Печальная береза
У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать у ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

    Стихотворение написано в 1842 году, более полутора столетий назад. Свидетелем тому является слово денница (рассвет, утренняя заря). Какие еще выражения, слова в этом стихотворении звучат архаично?

    Стихотворение наполнено восхищением жизнью. Даже в траурном наряде зимней березы взгляд поэта находит красоту. Чем же эта печальная береза радует?

С. Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

    Какае чувство вызывает у поэта белая береза? В какое время суток он ее описывает?

    Береза у Есенина застенчивее, скромнее, чем у Фета. Она принакрылась снегом, точно серебром. Двойная приставка в слове принакрылась приближает поэтическую речь к народной. Да и слово обсыпает свидетельствует о том же. Есенин – человек другой среды, и это сразу сказывается на его словаре. Стихотворение похоже на песню. А у Фета - это скорее городской романс.

Чем отличается береза Фета от есенинской березы?

На вопрос Сравнительный анализ стихотворений А. А. Фета "Печальная береза... " и С. Есенина "Береза" заданный автором Ётасечка... лучший ответ это Сравнение Стихотворение А. Фета "Печальная береза... "
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, –
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я наблюдать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
1842 г.
и стихотворение С. Есенина "Береза"
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
1913 г.
Различие обнаруживается с самых первых определений. У Фета береза «печальная» , у Есенина - «белая» . Можно ли сказать, что слово «белая» имеет смысловую соотнесенность со словом «печальная» ?
К печали больше «подходит» черный (темный, во всяком случае) цвет. Белый цвет ассоциируется, как правило, с жизнелюбием, уверенностью, спокойствием. Но есть и еще разница. «Белая береза» - устойчивое словосочетание, традиционное для России, имеющее положительный подтекст, но в то же время не субъективно-оценочное.
«Печальная береза» - выражение явно субъективное, связанное с определенным умонастроением наблюдателя. Фет именно так видит зимнюю березу, и именно Фет так видит…
У Фета береза - просто красивое дерево. У Есенина - живое самостоятельное существо в живой природной семье. Береза Фета - объект не только по отношению к лирическому субъекту, но и среди других природных явлений. Она разубрана прихотью мороза, а есенинская береза сама принакрылась снегом. У фетовской березы ветвей концы висят, как гроздья винограда (сравнение довольно любопытное, заставляющее думать, что лирическому субъекту вспоминается лето) , а у есенинской - на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (сравнение из деревенского быта: береза как будто платком принакрылась, как будто девушка задумалась перед свиданием) . Субъективность в стихотворении Фета очевидна:
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд (“траурный” – белое на черном) ;
«И жаль мне...» ; «красу ветвей» . Но эта субъективность - свидетельство субъект-объектного видения мира (лирический субъект передает в терминах поэтической речи свое восприятие природного объекта) . У Есенина - нечто совершенно иное. Прежде всего, в его стихотворении виден антропоморфизм - одушевление природы, приписывание ей человеческих свойств с помощью белого цвета. Береза Есенина - самостоятельный субъект наряду с другими субъектами («заря, лениво обходя кругом...») . И мы вправе сделать вывод о том, что отношение лирического «я» к природе в стихотворении Есенина - субъект-субъектное.
Здесь два принципиально разных мировидения. Одно можно определить так: мир - вне меня; я и мир существуем раздельно, но не мир смотрит на меня, а я - на мир; и это моя привилегия - видеть мир таким, каким только я могу его видеть. Другое - я внутри мира, и поэтому мир и я нераздельны и неслиянны; я вижу мир, и мир видит меня; и это привилегия мира - рассматривать меня в качестве объекта. Отсюда - разные эстетические подходы к изображению мира. В одном случае художник волен использовать любые ассоциации, которые возникают в его сознании по поводу изображаемого, выражать свое эмоциональное отношение к тому, что он описывает; в другом же случае происходит своеобразный диалог между художником и субъектным миром. Таковы мировоззренческие позиции и эстетические программы двух больших русских поэтов. Стихотворение написано через год после отъезда Есенина из родного села. И то слияние с описываемым, есть выражение тоски по дому человека, лишенного уравновешенности (как о нем свидетельствуют биографии) . Какое-то отношение к неуравновешенности имеет и то, какую обыкновенность – всего-навсего заснеженную березу - в ранг какой ценности автор возносит: дважды он одаряет ее «серебром» , видит ее «в серебряном огне» (драгоценные все металлы).

Цели урока:

1) научить детей сопоставлять поэтические тексты;
2) способствовать формированию умения пользоваться выразительными средствами языка для создания художественного образа;
3) воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Оборудование: портреты С.Есенина, А.Фета, иллюстрации, тексты стихотворений

Ход урока

1. Вступительное слово.

Хочу начать урок с загадки.

Есть дерево об четыре дела:
Первое дело – мир освещать,
Другое дело – мир унимать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело-чистоту соблюдать.

А вы знаете загадки, стихи о березе? (на проекторе)

  • Все эти стихи, загадки напоминают нам о том, что береза – самое любимое дерево русского народа и одно из наиболее почитаемых у славян.

2.

Сегодня на уроке мы будем работать по исследованию двух текстов. Это стихотворение С.Есенина “Береза” и А.Фета “Печальная береза”

Наша задача – выяснить, какие языковые средства используют поэты для создания художественного образа и выражения своих чувств;

Сопоставив их, найти, что общего в данных стихотворениях и в чем их различие.

Итак, перед нами два стихотворения (на проекторе). Портреты поэтов.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.

Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, –
И радостен для взгляда
Их траурный наряд.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу с ветвей.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Выразительно прочитайте стихотворения.

Какова тема?

– береза;
– человек и природа;
– взаимоотношение человека и природы.

Она раскрывается на конкретном примере художественного образа березы и чувств лирического героя.

Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя.(на проекторе)

…человек идет рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении.

– Прокомментируйте его в связи с данными стихотворениями.

Обратите внимание на первые две строчки стихотворений.

  • Слово какой части речи свидетельствует о сопереживании лирического героя, о его сопричастности?

– притяжательное местоимение мой

  • А в каком стихотворении появляется и личное местоимение?
  • Как вы думаете, для чего?

– Оно придает оттенок искренности, взволнованности, выразительности

Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза.

У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки.

– Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых…

  • Какие чувства вызывает у вас образ белой березы?

– Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни…

– Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной…

Учитель : Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.

…В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно… Н.В.Гоголь.

(На проекторе)

Назовите глагольные формы в первых четверостишиях, которые работают на создание образа.

– В чем разница? Прокомментируйте.

У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой, и стремление спрятать, сберечь то, что таится внутри.

Можно подобрать контекстуальный синоним – принарядилась

О чем говорит краткая форма причастия “ разубрана”?

Прихоть – капризное желание, причуда.

– Какие строчки убеждают нас, что в отличие от есенинской кокетливой красавицы береза Фета печалится, ее не радует зимний наряд?

И радостен для взгляда
Весь траурен наряд.

Использование краткой формы не случайно. Она свидетельствует о переменном, изменчивом во времени признаке. Краткая форма придает особую экспрессию

Отличаются ли по настроению березы?

У Есенина кокетливая красавица, легкая, изящная.

У Фета печальная, ее не радует зимний наряд

Какие тропы помогают увидеть красоту зимнего наряда берез?

– Сравнения.

У Есенина – “точно серебром”, “белой бахромой”

У Фета – “как гроздья винограда”

– Эпитеты:

Итак, природа прекрасна в любое время года. И настроение лирического героя Есенина созвучно с настроением зимней березы. Настроение покоя, тишины, умиротворенности.

Какой еще образ возникает в стихотворениях?

– Он оттеняет красоту берез.

– Заря-денница (устар., книжн., поэт.)

Какими строчками Есенина можно пояснить метафору Фета “игра денницы”

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,

– Почему эта игра происходит в “ сонной тишине”?

Интересно об этом явлении пишет К.Паустовский:

…Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово “заря” – одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. “Развидняет”, как говорят об этой поре суток в народе”.

Итак:

  • Что объединяет эти два стихотворения? (художественный образ березы).
  • А в чем различие?
  • Что помогает поэту раскрыть образ? (художественно-изобразительные средства языка).

Вывод:

Одно и то же явление природы воспринимается каждым поэтом по-своему, вызывает разные ассоциации, чувства. Для раскрытия одного и того же образа поэты используют свои неповторимые языковые средства.

3.

Попробуйте угадать, какие эпитеты подобрал А.Прокофьев в стихотворении “Береза”.

На проекторе:

Люблю березу русскую,
То ……… , то ………. ,
В беленом сарафанчике,
С. ............. застежками,
С ………… сережками.
Люблю ее нарядную,
………… , ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То ………., ………… .
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

(А.Прокофьев)

Слово “береза” в общеупотребительном смысле означает дерево. Но в поэтической речи приобретает другой смысл. Это и образ Родины, и образ русской женщины, образ русской природы.

4.

Представьте себя художником.

Леонардо да Винчи сказал: “Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят”.

С помощью каких красок вы попытались бы представить картину, изображенную с помощью слова, в стихотворениях Фета, Есенина?

– ярких, белых, голубых, серебристых…

  • Обратите внимание на репродукцию картины Игнатия Эммануиловича Грабаря “Февральская лазурь”.
  • Смог ли художник красками передать настроение, ощущение радости, счастья от созерцания березы?

Средства создания художественного образа у поэта и художника могут быть разные, но их объединяет способность увидеть необычное в обыкновенном, прекрасное в обыденном.

Это же стремление по-своему представить одно и то же явление, увидеть “свою” березку, выразить свои чувства, ассоциации я ощутила в ваших ответах, над которыми вы работали на сегодняшнем уроке.

5.

Д/з: выучить наизусть или сочинить самим стихотворение о березе.

«Печальная береза…» Афанасий Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Анализ стихотворения Фета «Печальная береза…»

Береза — один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.

Стихотворение «Печальная береза» создано в 1842 году. Оно относится к раннему периоду творчества Фета. Произведение представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, состоящую всего из трех четверостиший. Поэт изображает березу, которая растет под окном лирического героя, при этом наделяя ее эпитетом «печальная». Возможно, выбор прилагательного обусловлен тем, что дерево описывается в зимний период. Лишенное листьев или сережек оно словно умирает. При этом лирическому герою импонирует траурный наряд растения. Ему нравятся ветви, усыпанные снегом. Кажется, для него не радостен будет приход весны, когда дерево возродится и скинет белое платье. Скорей всего, лирическому герою близка именно печальная береза из-за собственного душевного состояния. Это придает миниатюре оттенок трагизма.

Произведение звучит торжественно, возвышенно, что достигается за счет точного подбора лексики. Фет использует устаревшее слово денница, обозначающее последнюю «утреннюю звезду», планету Венеру. Также в заключительной строфе употреблено существительное «краса» (в значении «красота»). В первом четверостишии встречается страдательное причастие «разубрана».

Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением , написанным в 1913 году. Оба поэта изображают зимнюю березу. Вот только у Сергея Александровича она предстает в образе невесты, а Афанасий Афанасьевич практически рядит ее в похоронный саван. Кроме того, в «Печальной березе» Фета ярче выражена позиция лирического героя. У Есенина он косвенно присутствует только в начале. Что же объединяет два произведения? В первую очередь — бесконечная любовь к родине, которую смогли передать поэты.

Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки - все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским березам писатели-эмигранты, оказавшиеся вдали от родины. Например, Тэффи в своем рассказе "Ностальгия" с болью писала: "У нас каждая баба знает - если горе большое и надо попричитать - иди в лес, обними березоньку и качайся вместе с нею, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!" Поэтому сопровождала береза русских людей и в горе, и в радости. Так в Троицу, один из самых известных и любимых церковных праздников, молодая березка символизировала силу пробуждающейся земли, поэтому ее ветвями украшали дом внутри и снаружи, особенно тщательно выкладывая веточки за иконы и за оконные наличники. Перед праздником березку "завивали", т.е. ветви сплетали косичкой и скручивали венком, а потом вешали на нее бусы, ленты, платки. Непосредственно в праздник Троицы вокруг березы водили хороводы, а потом "развивали" ее и топили в пруду, чтоб отдала она всю свою силу первым всходам на полях и способствовала благополучию людей.

Так как Троица отмечается летом, то зимой, очевидно, начинается тоска по этому радостному теплому времени года. Может быть, именно поэтому русский поэт XIX века Афанасий Фет написал стихотворение о березе, но уже в названии наделил ее эпитетом "печальная" . Естественно, зимой у нее уже нет сережек, зеленых кос, а белый ствол сливается с белым снегом.

Почему же у Фета береза печальна? Возможно, потому что "прихотью мороза разубрана она" , то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово "разубрана" обычно употребляют по отношению к тому, кто блистает нарядами. Невольно возникает образ пышной красавицы, как раз в стиле XIX века. Поэтому в первой строфе стихотворения Фета слышится некоторое удивление: зимняя береза печальна, но при этом нарядна.

Во второй строфе радость поэта нарастает, потому что ветви зимней березы напоминает ему гроздья винограда, и это сравнение, на первый взгляд, кажется неуместным зимой. Впечатление усиливается оксюмороном "радостен для взгляда весь траурный наряд" . Как такое возможно? Разве траур совместим с радостью? Самое удивительное, наверное, для читателя XXI века, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.

В последней строфе игра света утренней зари ("денницы" ) так оживляет березу, что поэт боится любых изменений в ней и не хочет, чтобы птицы стряхнули снег с ее ветвей. Тогда она потеряет прелесть очарования печали, и герой уже не испытает той гаммы чувств, которую он уже пережил. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна" , "радостен для взгляда" (понятно ведь, чей взгляд имеется в виду), "люблю... я замечать" , "жаль мне" . Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии.

В заключение остается добавить, что слова "ветви" , "денница" , свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

Анализ «Печальной березы» - не единственное сочинение по творчеству Фета:

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

Похожие публикации