Полы в квартире и доме

Экзистенциальное консультирование. Логотерапия. Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход. Экзистенциальная- гуманистическая психотерапия. Как она работает Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Экзистенциально-гуманистическая практика работы с клиентом

Экзистенциально-гуманистическая практика имеет общие и специфические подходы к работе с клиентом. Они имеют общие цели, которые связаны с улучшением функциональной способности в эмоциональной и социальной сферах клиентов, а также в повышении его самоуважения, самовосприятия и самоактуализации. Вместе с тем есть различия в подходах к личности клиента, в техниках решения проблем.

Клиенто-центрированная терапия направлена на самоактуализацию клиента, осознанию им своего отношения к самому себе, к окружающему миру, своему поведению, развивает творческий потенциал личности, его способность к саморазвитию.

Философия клиент-центрированной терапии

В основе лежит понимание, что люди способны решить любые конфликты, но они ограничены в знании о самих себе. Конфликты возникают в результате несоответствия собственного организмического оценочного процесса с оценочно-ценностной позицией окружающей среды.

Клиенты способны преодолеть препятствия восприятия как внешнего, так и внутреннего опыта, сформировать о себе представления как о полноценно функционирующей личности, самоактулизирующемся индивиде, если терапевт обладает необходимыми личностными качествами. Создание атмосферы отношений с клиентом – одно из главных условия терапевтического процесса. Если эти условия соблюдены, то клиенты могут достичь самоактуализации, решить конфликт, приобрести положительные ценности, увеличить тенденцию положительного личностного роста.

Отношения терапевта и клиента

Для достижения клиентом образа "полноценно функционирующего человека" необходимо вмешательство терапевта, который реализует необходимые терапевтические условия, основанные на искренности, эмпатии, безусловном положительном отношении к клиенту, включающем следующее.

  • 1. Позитивное изменение личности клиента возможно при условии установления взаимоотношений и контакта, когда клиент "знает терапевта".
  • 2. Клиент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и встревожен.
  • 3. Терапевт является гармоничным и интегрированным, целостным и искренним во взаимоотношениях.
  • 4. Терапевт испытывает позитивное безусловное внимание к клиенту, не дает оценок его чувствам и переживаниям.
  • 5. Терапевт испытывает эмпатическое понимание внутреннего мира клиента и стремится ему это передать.
  • 6. Необходимо передать эмпатийное и безусловное позитивное понимание клиенту.

Терапевтический процесс

Сущность терапевтического процесса в том, что клиент сам осуществляет те изменения в своем поведении и своих отношениях, которые для него являются важными и необходимыми, на основе осознания этих проблем (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Основные характеристики клиенто-ориентированной терапии

Философия метода

Техника терапии

Качества

терапевта

Позиция терапевта по отношению к клиенту

– человек обладает достаточными ресурсами для решения своих проблем

– улучшение психической функциональной

способности;

– повышение самоактуализации

  • – работа в ситуации "здесь и сейчас";
  • – отсутствие попыток интерпретации;
  • – толкования;
  • – убеждения;
  • – разработка стратегий преодоления проблем;
  • – клиенту противопоставляются только его собственное поведение

и переживания;

– осуществляется расширение когнитивных возможностей клиента

  • – заинтересованность;
  • – уважение;
  • – теплота;
  • – способность

к самораскрытию;

  • – достоверность;
  • – самоизображения
  • – принятие;
  • – эмпатия;
  • – конгруэнтность

Основные положения терапевтического процесса можно свести к следующему:

  • 1) необходимо использовать стремление клиента к изменению своего положения;
  • 2) в процессе терапевтического взаимодействия акцентируется внимание на эмоциональных аспектах, а не на интеллектуальных;
  • 3) терапия основывается на непосредственной ситуации, которая складывается между терапевтом и клиентом (принцип "здесь и сейчас"), а не на прошлом опыте клиента, в этой связи диагностика не используется в терапевтическом процессе, так как она препятствует личностному росту клиента;
  • 4) терапия ориентирована на инициативу клиента, участие терапевта минимальное;
  • 5) основными процедурами являются – косвенное интервью, эмпатическое слушание, перефразирование, комментарии несут в себе функции отражения, интерпретации, прямой опрос или исследование.

Гуманистические подходы К. Роджерса оказали влияние на становление методов взаимодействия социальных работников с клиентами, принципы отношений. Концепт "нормально функционирующего человека" стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в подходах к идеальному образу клиента и его модели поведения, к которой должен стремиться социальный работник при оказании помощи клиенту.

Экзистенциальная терапия

Философия метода. Согласно подходам Р. Мэя терапия должна быть направлена не на "снятие беспокойства", а на то, чтобы клиент мог "жить с нормальным беспокойством как стимулятором к жизненному существованию, которое является источником энергии, увеличивающим потенциал жизни".

Однако высшая цель терапии – помочь людям стать свободными, "осознать и испытать их возможности". Р. Мэй считал, что когда люди теряют свободу, то они становятся апатичными, у них развиваются различные формы невроза, а это ведет не только к уменьшению личностных ресурсов, но и отражается на способности людей участвовать в коммуникативной деятельности, "разделять свои чувства и мысли с другими".

С точки зрения исследователя, психотерапия – показатель банкротства культуры в XX в., показатель того, что человечество находится "в беспорядке" и что оно утратило свободу. Неурядицы относительно человеческой судьбы и относительно индивидуальной свободы взаимосвязаны и могут быть решены настолько, насколько они будут осознаны. В этом отношении терапия – метод "понимания судьбы, чтобы увеличить опыт свободы".

Отношения терапевта и клиента. В основе отношений между терапевтом и клиентом лежит эмпатия. Под эмпатией Р. Мэй понимал такое состояние, когда "Эго и психическое состояние консультанта и клиента могут временно сливаться, образуя единое психическое целое".

Важным фактором взаимодействия терапевта и клиента являются отношения, которые выстраиваются по принципу "здесь и сейчас". Большое внимание уделяется аутентичности, терапевт выступает для клиента в качестве реального человека, который стремится понять и прочувствовать проблему клиента.

Отношения строятся не только на основе эмпатического видения и слушания, но и на основе понимания языка клиента. Овладение языком клиента является необходимым компонентом терапевтического процесса, выражением определенной степени идентификации терапевта с клиентом.

Метод и цели. Экзистенциальная терапия преследует цели, направленные на противопоставлении клиентов экзистенциальным беспокойствам. Терапевты, использующие экзистенциальные методы помощи, имеют широкую парадигму поддержки, так, например:

  • – одни из них работают со свободными ассоциациями и интерпретациями;
  • – другие сосредотачивают акцент деятельности на личности клиента;
  • – третьи – на вербальной коммуникации.

В. Франкл предложил технику "парадоксальной интенции". Согласно данному методу у клиента поддерживается страх, желание того, чего именно он боится. В результате терапии та реакция, которую избегают клиенты, специально усиливается таким образом, чтобы события принимали комические формы. Так, В. Франкл советовал своей клиентке, страдающей сердцебиением, сопровождающимся тревогой и страхом, специально посещать те места, где у нее могли бы возникнуть обозначенные симптомы. Спустя некоторое время ее страхи и сердцебиение прошло.

Практический метод состоит в том, чтобы клиенты осознали свои переживания, которые ведут к экзистенциальным беспокойствам. Клиент вступает в "отношения с собственным Я", "чувствует смысл", тем самым находит ответы на многие свои проблемы. "Чувствующий смысл" обнаруживается через понимание своего тела, когда индивид обучается реагировать и интерпретировать свои экзистенциальные беспокойства, тем самым приобретает новый опыт жизнедеятельности, основанный на управлении своими защитными механизмами.

Экзистенциально-гуманистическая психология и терапия в психосоциальной практике

Философия помощи. В теории и практике социальной работы, которая придерживается экзистенциально-гуманистической перспективы, человек рассматривается как уникальная личность, имеющая сформированную Я-концепцию и стремящаяся к самореализации (рис. 3.3).

Рис. 3.3.

Окружающая среда рассматривается как система, состоящая из ряда экзистенциальных ситуаций, которые имеют значение для клиента и ставят его в ситуацию выбора. Сталкиваясь с жизненными ситуациями, личность реализовывает индивидуальный рост и развитие, тем самым обнаруживает способность к самостоятельным решениям, проявляет умения строить свою судьбу, обретать идентичность и систему ценностей.

Однако в процессе реализации жизненного сценария, люди могут иметь трудности, когда они обеспокоены экзистенциальной виной, социальным отторжением, когда их жизнь представляет собой процесс самоотчуждения или когда они не могут сделать выбор или испытывают недостаток в значащих ценностях. В этом случае необходима помощь социального работника, которая осуществляется через систему последующих действий.

Оценка ситуации. В процессе оценки уделяется внимание экзистенциальным аспектам индивидуума и ситуации, процессу развития индивидуума, его ценностям, целям в жизни, особенностям его Я-концепции. Текущая ситуация рефлексируется в терминах эмоционального опыта клиента, в терминах беспокойства и вины.

Контракт связан с экзистенциальными проблемами, однако достигаемые цели должны иметь материальный характер.

Интервенции отражают экзистенциальную философию помощи индивидуумам, семьям, группам. Социальные работники разъясняют ситуацию клиентам, помогают строить новые планы жизнедеятельности, создают условия для принятия новой философии и стиля жизни. Новые цели, идеалы и ценности помогают клиентам осуществлять связь с другими людьми, формировать новое отношения к самим себе, актуализировать внутренние ресурсы.

Социальный работник выступает в роли советчика, друга, компаньона, "реального" человека.

В теории и практике социальной работы экзистенциально-гуманистический подход находит свое отражение в специальных техниках и методах. Идеология и техники данного направления могут находить отражение и в других методах социальной работы – в функциональной школе, которую можно рассматривать как вариант экзистенциально-психодинамического подхода. В контексте с теориями символического интеракционизма сформирована интеракциональная модель социальной работы.

Экзистенциально-гуманистический подход

Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистическом подходе. Основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах. Факторы возникновения невротических расстройств по К. Роджерсу. Принципы и методы экзистенциальной психотерапии (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй).

Направления экзистенциализма:

Исследования Босса;

Исследования Бьюдженталя;

Исследования Бинсвангера;

Исследования В. Френкла;

Исследования Ялома;

Исследования Р. Лейнга;

Исследования А. Ленгле,

Исследования Р. Мэя, и т.д.

Гуманистический подход:

исследования К. Роджерса, и т.д.

Взгляды Р. Мэя на экзистенциализм

Экзистенциализм означает сосредоточение на настоящем. В психологии и психиатрии это означает отношение, подход к человеку. Один из аспектов экзистенциального подхода раскрыт Кьеркегором, который писал, что «истина существует для индивидуума только тогда, когда он сам производит ее в действии». Другой постулат, на который опирается экзистенциальная психология – постулат У. Джеймса – единство решения и совершения. Имеется в виду непосредственность опыта и единство мысли и действия.

Экзистенциалисты считают, что переживание человека более полно раскрывает природу и черты реальности, чем опыт человеческого познания. Р. Мэй пишет, что «путем непосредственной психотерапевтической интеракции мы обретаем то знание и то понимание человеческой сущности, которых мы не смогли бы получить никаким другим путем, потому, что только в этом болезненном процессе самоисследования, дающем надежду на преодоление блокад и облегчение страданий, личность может открыть глубинные уровни собственных тревог и надежд, которые были наглухо закрыты для других и даже для нее самой» [экзист. Псих., с. 9].

Слияние двух наук – философии и психологии указывает на другой аспект экзистенциального подхода: он оперирует психологическими категориями «переживание», «тревога», и т.д.В экзистенциализме эти аспекты жизни рассматриваются на более глубоком уровне, который Тиллих назвал «онтологической реальностью».

С точки зрения экзистенциального подхода, живая человеческая личность, когда ее способность принимать решения и и ее чувство ответственности за собственное существование в целях эксперимента временно не нейтрализованы, всегда выходит за пределы какого бы то ни было механизма, а ее опыт «побуждений» или «силы» всегда уникален. С точки зрения экзистенциального подхода не рассматривается «личность в категориях механизма».

Р. Мэй приводит различия в понимании страха между экзистенциализмом и классическим психоанализом. В трактовке Р. Мэя, З.Фрейд дает следующие определения страха:

1 – страх – это вновь появившееся на поверхности вытесненное либидо;

2 –страх – реакция на угрозу потерять любимый объект.

Кьеркегор определяет страх как борьбу живого существа против «небытия». Он считает страх стремлением к тому, чего боишься, это – как посторонняя сила, которая завладевает индивидуумом, и тот не может вырваться. Одно из последствий западной цивилизации, по Р. Мэю, что происходит вытеснение ощущения бытия, онтологического переживания. Как следствие – распад представлений человека о самом себе, переживания и понимания себя как ответственного индивида. В этой связи экзистенциализм предупреждает об опасности дегуманизации. Карл Ясперс, как психиатр и философ – экзистенциалист также считал, что мы приближаемся к утрате самосознания.

Экзистенциализм оперирует рядом понятий, среди которых «бытие», «небытие», которые, с одной стороны, кажутся обобщенными, с другой – много чего объясняют. К конфликтам современной личности Р. Мэй относит опасение оказаться несостоятельным.

В понимании Р. Мэя, бессознательное – это совокупность тех возможностей, познания и переживания, которые индивид не может или не хочет актуализировать. Самое важное в психотерапии – понять человека существующего. Понятие феноменология раскрывает попытку воспринимать феномены в их данности. Так, клиент рассматривается как переживающее человеческое существо, конкретная личность, проявляющаяся, становящаяся, «строящая мир», как говорят психологи – экзистенциалисты, здесь и сейчас. В пациенте они учат видеть не собственные теории или догматы, а переживать феномены во всей полноте их реальности, переживать их такими, какими они предстают перед нами. Главная трудность психотерапии, в понимании экзистенциалистов – позиция открытости и готовности, искусство слышать. Имеется в виду не наблюдать феномены, а переживать феномены. Опыт переживания связи с пациентом на многих уровнях одновременно является одним из аспектов того, что психиатры – экзистенциалисты, как Бинсвангер, называют присутствием. Р. Мэй считает, что невозможно воспринять слова другого человека, или привлечь его внимание к чему бы то ни было, если не знать его системы понятий, его сознательных установок, благодаря которым он воспринимает, с помощью которых он ориентируется в своем мире в данный момент.

С точки зрения экзистенциализма, вопросы техники или диагностики, и понимание, возникающее при непосредственном контакте с пациентом – это вещи разного порядка. Нельзя смешивать эти уровни, или позволять одному из них поглотить другой. По словам экзистенциалистов, техническая догма защищает психолога от собственного страха, а также от понимания пациента. С другой стороны, если за феноменологическим и экзистенциальным подходами не стоят строго научные клинические исследования, и теория, которая предваряет любую практику, то последствия также плачевны – эклектизм. Знание техник и тщательное изучение динамик должно быть неизменной составляющей в обучении психотерапевта. Ситуация психотерапевта аналогична ситуации художника: хорошая школа и высокая квалификация необходимы, по если во время рисования художник озабочен техникой или какими-то техническими вопросами -а эта озабоченность, как известно каждому художнику, возникает именно в тс моменты, когда его охватывает страх, - он может быть уверен, что творческое вдохновение его не посетит. Постановка диагноза - это оправданная и необходимая процедура, особенно в начале лечения; но эта процедура принципиально отличается от терапии как таковой и требует иной установки и иного отношения к пациенту. Следует добавить, что как только психотерапевт начинает работать с пациентом и определяет направление этой работы, он на время забывает о диагностике. Точно так же вопрос о техниках лишь время от времени возникает в процессе терапии, и одна из особенностей.экзистенциальной психотерапии состоит в том, что техники могут изменяться. Однако эти изменения не делаются наугад, а зависят от того, в чем в данную минуту нуждается пациент.

Главный лозунг экзистенциалистов гласил: невзирая па всю могущественность сил, жертвой которых стано­вится человек, он способен осознавать, что он жертва, а значит влиять па свое отношение к собственной судьбе. Нельзя не заметить, что суть этой позиции в том, чтобы встать па какую-то точку зрения, принять решение, пусть даже самое незначительное. Вот почему экзистенциалис­ты считают, что мерой человеческого существования яв­ляется свобода.

Тиллих прекрасно сформулировал это в сво­ем высказывании: "Человек становится истин­но человеком только в момент принятия решения".

Без сомнения, такая позиция обладает фундаменталь­ной значимостью для психологии и психотерапии. Другие формы психотерапии также не могут избе­жать этой дилеммы психоанализа - а именного, того, что в самом процессе психотерапии заложены тенденции, ко­торые вынуждают пациента отказаться от решительной, действенной позиции. Само слово "пациент"* предпола­гает такой отказ! Психотерапии изначально присуща не только эта тенденция, но и тенденция побуждать пациен­та возлагать ответственность за собственные проблемы на все что угодно, только не па самого себя.** Естествен­но, любой психотерапевт любого направления или шко­лы отдает себе отчет в том, что рано или поздно пациент должен прийти к какому-то решению, должен научиться принимать па себя ответственность за собственные по­ступки; но теория и техника большинства этих школ ба­зируются па кардинально противоположной посылке.

Экзистенциальный подход в психологии и психоте­рапии исходит из убеждения, что мы не можем оставить на милость случая волю и решение, не можем полагаться на то, что в конце концов пациент "само собой" примет

решение, или постепенно склонится к нему в. процессе утомительной, неблагодарной и взаимоизнуряющсй рабо­ты с психотерапевтом или же сделает это из желания получить одобрение психотерапевта (в данный момент его благосклонного родителя), если предпримет те или иные шаги. Экзистенциальный подход ставит волю и ре­шение во главу угла. В самоосознании, то есть в осознании личностью того, что широкий, сложный, изменчивый по­ток переживания является его переживанием, уже зало­жена способность к решению.

Разумеется, используемые термины "воля" и "решение" относится не только к жизненно важным и судь­боносным решениям - эти слова имеют бесконечно более широкий и многогранный смысл. И хотя познавание все­гда предполагает решение (например, выбор, который вы собираетесь совершить), Р.Мэй вовсе не отождествляем эти два понятия. Решение всегда содержит некий элемент, который не только не предопределен внешней ситуацией, но даже не дан в ней; решение предполагает скачок, слу­чайность, движение "я" в направлении, которое невозмож­но до конца предвидеть перед этим скачком. И оказав­шись в этой новой ситуации, зрелый человеческий индивид (то есть тот, кто не зависит от жестких ограничений, на­лагаемых невротической компульсивиой моделью пове­дения) готов принять новый взгляд, новое "решение". Эта "новая позиция", о которой говорится может быть столь же простой и не предвещающей никаких потрясений, как любая новая интересная идея или любое повое воспоми­нание, внезапно возникшее в случайной цепи свободных ассоциаций. Р. Мэй считает, что процесс формирования реше­ния присутствует в каждом акте осознавания.

Р. Мэй предлагает такую рабочую гипотезу: мое "бытие", которое по определению должно обладать единством, что­ бы остаться тождественным самому себе*, имеет три ас­ пекта, которые можно обозначить как "я", "личность" и "эго". "Я" - это субъективный центр, благодаря которому я осознаю себя совершающим тс или иные поступки; "лич­ ность" - это тот аспект, в котором меня воспринимают другие, это юнговская "персона", социальные роли Уиль­яма Джемса; а "эго" мы можем принять в первоначальной четкой формулировке Фрейда - то есть как особый вос­ принимающий орган, посредством которого "я" воспри­ нимает окружающий мир и соотносится с ним.

Наряду с уже рассмотренными проблемами воли и решения, а также проблемой эго, экзистенциальный под­ход в психологии позволяет по-новому взглянуть и на другие важнейшие для изучения вопросы: созидательные функции тревоги и вины; концепция и опыт бытия-в- мире - концепция, имеющая некоторое формальное сход­ство с аналогичной концепцией в гештальтнсихологии, но разработанная на другом уровне и имеющая чрезвы­чайно широкое ноле применения, - и значимость време­ ни, особенно будущего времени, как показал Маслоу.

Центральный вопрос в экзистенциальной традиции - это вопрос выбора, "или-или", и только глубокое осознание всех вышеперечис­ленных проблем и их разрешение позволило бы проти­востоять им. Р. Мэй считает, что экзистенциальный подход - это путь к индивидуальности (в том числе и субъектив­ной индивидуальности), который предполагает не сгла­живание острых углов или уход от конфликтов реально­сти, той реальности, в которой мы сейчас пребываем, реальности нашего западного мира, а открытое противо­стояние этим конфликтам, благодаря столкновению с которыми и обретается индивидуальность.

С.Л.Братченко

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ

Уроки Джеймса Бюджентала

Москва: "Смысл", 2001 – 197 с.

Аннотация

Предисловие

Введение

Часть Первая

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА

Часть Вторая

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД:

ГЛУБИННОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ

УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ

ПРИСУТСТВИЕ И ОБЩНОСТЬ

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ДАВЛЕНИЕ

4. ПАРАЛЛЕЛИРОВАНИЕ

1. Тематическое Параллелирование

2. Эмоциональное Параллелирование

3. Параллелирование рамок

4. Параллелирование локуса

СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО-ОБЪЕКТИВНОГО И СОПРОТИВЛЕНИЕ

ДРУГИЕ ИЗМЕРЕНИЯ ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ

7. ИСКУССТВО РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

Заключение

Литература

Сергей Леонидович Братченко
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ

М: Смысл, 2001. – 197 с.

Аннотация

Это первая не только в отечественной, но и в мировой литературе книга, посвященная изложению и анализу одного из самых глубоких и перспективных подходов в современной мировой психологии и психотерапии – экзистенциально-гуманистического подхода Джеймса Бюдженталя. Подробно рассмотрены история возникновения этого направления, его философско-теоретические основы, а также психологическая концепция глубинного общения, на базе которой строится практика психологического консультирования.

Быть иль не быть,
вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы
Иль надо оказать сопротивленье?..

Вильям Шекспир

Мы не лечим болезни и
не исправляем нарушения,
мы освобождаем пленников...

Джеймс Бюджентал

Предисловие

Эта книга появилась не вдруг и не случайно. Она имеет свою, уже довольно большую, предысторию. Летом 1992 года на II Международной конференции по гуманистической психологии в Москве выступила Дэбора Рэхилли (Deborah Rahilly) из США с рассказом о концепции своего учителя – Джеймса Бюджентала * (James Bugental), одного из лидеров экзистенциально-гуманистического подхода (ЭГП). Ее сообщение вызвало большой интерес. И тогда же группа российских психологов (Елена Мазур, Дмитрий Леонтьев и автор этих строк, которые к тому времени уже давно и серьезно интересовались гуманистическим направлением) договорилась с Дэборой о проведении после конференции нескольких ознакомительных семинаров – в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Эти короткие, но очень насыщенные встречи прошли успешно, и в обоих городах образовались группы психологов и психотерапевтов, заинтересованных в более глубоком освоении этого подхода.

* Сразу следует оговорить "проблему имени" : пожалуй, именно James Bugental имеет самую разнообразную форму написания своей фамилии на русском языке (я насчитал уже больше пяти вариантов!); не вступая в дискуссию о том, как будет правильно "на самом деле", я предпочитаю использовать ту транскрипцию, которую слышал от самого J.B.

В сентябре 1993 года в Москве и Петербурге состоялась Первая российско-американская конференция "Теория и практика экзистенциальной психотерапии" , собравшая достаточно большое число участников. На конференции впервые в России экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала был представлен достаточно полно и с разных сторон. Прозвучали интересные доклады (как американских, так и наших специалистов), прошли заинтересованные дискуссии, яркие демонстрации.

В течение 1993-1995 годов Дэбора и ее коллеги – Роберт Нэйдер (Robert Nader), Ланир Кланси (Lanier Clance), Падма Кателл (Padma Catell ), и др. – провели в России серию семинаров-тренингов по ЭГП, в промежутках между которыми московская и петербургская группы активно осваивали методические материалы, обсуждали полученный опыт, переводили первоисточники.

Это был очень значимый период для всех нас, и движение носило двусторонний характер. Американские коллеги знакомились с нами, нашими настроениями и возможностями, готовностью к серьезному постижению и освоению этого глубокого, в высшей степени непростого подхода. Мы сами, с одной стороны, активно включились в захватывающий процесс открытия экзистенциальных взглядов на человека, его развитие, личностный рост и условия психологической (психотерапевтической) помощи в решении жизненных проблем, а, с другой стороны, – мы пытались "прислушаться" к себе и понять, насколько серьезна наша готовность занять экзистенциальную позицию в психологии и в жизни.

В процессе такого взаимо- и самопознания постепенно происходило наше самоопределение – кто-то отходил в сторону, взяв из этого подхода только то, что было близко и понятно лично ему; кто-то решил строить на этом свою карьеру, делать себе "имя" и т.п.; кто-то осуществил вполне определенный и осознанный выбор в пользу экзистенциализма, а кто-то так и остался на распутье, продолжая сомневаться и искать.

На все это потребовалось немало сил и времени – почти пять лет! Это были прекрасные дни, я с большой теплотой вспоминаю наши встречи, споры, открытия и искренне горжусь той "командой", которую удалось объединить в этом трудном, но увлекательном процессе "взращивания" экзистенциализма на петербургской психологической почве (не самой, надо признать, благодатной для гуманистических и экзистенциальных идей). В эту группу на разных этапах входили такие известные санкт-петербургские специалисты, как психологи Татьяна Курбатова и Диана Тонконогая, Наталия Гришина и Андрей Замулин, Севиль Векилова и Леонид Куликов, Елена Кораблина и Наталья Паттурина, Ирина Искандарян и Сергей Рябченко, Людмила Коростылева и Валерий Ситников , помогавшие с переводом Маша Немичева и Мария Миронова и многие другие. Каждый внес свой уникальный вклад, проделал огромную работу – и всем вам, дорогие коллеги, я очень признателен.

Сегодня очевидно – наши усилия не пропали даром: еще совсем недавно это направление современной психологии было практически незнакомо у нас даже специалистам; сейчас же подход Дж.Бюджентала достаточно известен и уважаем, о нем знают и по семинарам-тренингам, и по лекциям, и по многочисленным уже публикациям (см., например, Бугенталь , 1995; Бьюдженталь , 1998; Братченко , 1997, 1998, 2000; Братченко, Курбатова , 1997; Миронова, Братченко , 1997 и др.). В 1996 году в Санкт-Петербургской Ассоциации Тренинга и Психотерапии была создана секция "экзистенциально-гуманистической терапии". В общем – процесс пошел и достаточно активно. Теперь наступает самый важный, решающий момент – подготовка настоящих профессионалов-практиков .

Следующим этапом работы стала поездка в Америку и знакомство с практикой ЭГП на его родине *. Причем, нам удалось не только соприкоснуться, но и вступить в интенсивный двухнедельный диалог с целым созвездием представителей этого направления во главе с одним из его вдохновителей и создателей Джеймсом Бюдженталом . Произошло это на российско-американской конференции "Экзистенциально-гуманистическая психотерапия" , состоявшейся 20 января – 3 февраля 1997 года в Сан-Франциско – в эпицентре развития экзистенциально-гуманистического подхода. (Подробнее об увлекательнейшем "путешествии в экзистенциализм" см. Миронова, Братченко , 1997; Братченко, Курбатова , 1997; Братченко , 1997.)

* Экзистенциальный подход в психологии появился в первой половине XX века в Европе, но данное его направление было создано усилиями в первую очередь американцев: Ролло Мэя (Rollo May), Дж.Бюджентала, Ирвина Ялома (Irving Yalom ) и др. – подробнее см. параграфы 1.1. и 1.2.

Мои впечатления от общения с американскими коллегами очень яркие и разнообразные. С одной стороны, я еще раз убедился, что при всех очевидных различиях, "по большому счету" – они такие же, как и мы. Мы довольно хорошо понимали друг друга (несмотря на имевшиеся кое у кого языковые трудности), и у нас оказалось много общего – не столько даже в профессиональном смысле, сколько в человеческом. Несколько раз я вспоминал знаменитую "формулу" Карла Роджерса : самое глубинное в людях – самое общее.

Особенно ценными для меня и запомнившимися были, конечно, встречи и общение с Джеймсом Бюдженталом , а также – с Грэггом Ричардсоном, Молли Стерлинг, Виктором Яломом, Ричардом Вайсманом, Томасом Гринингом, Стэнли Крипнером и многими другими.

С другой стороны – в общении с американскими психологами и психотерапевтами я открыл для себя массу нового, получил уникальный опыт. В частности, стало отчетливо ясно: да, в теоретическом плане наши психологи, как правило, здорово "подкованы", с удовольствием включаются в научные дискуссии по самым сложным вопросам... Но вот в практическом отношении, в способности вступить в непосредственный глубокий контакт с клиентом и вести интенсивную, эффективную и при этом недирективную терапевтическую работу – тут большинству из нас еще расти и расти (во всяком случае в отношении себя лично могу утверждать это вполне определенно). Впрочем, само по себе это не стоит расценивать как недостаток: с точки зрения ЭГП, страшно не то, что еще "есть что менять", а как раз наоборот – что уже нечего (или – незачем...). Для себя я увидел очень богатую и перспективную "зону ближайшего развития" именно в экзистенциально-гуманистическом направлении. Для большинства моих коллег, насколько я могу судить, эта поездка также оказалась весьма значимой и полезной.

Итак – экзистенциализм медленно, но верно прорастает на почве российской психологии и психотерапии. Мне посчастливилось быть участником этого процесса зарождения экзистенциально-гуманистического подхода в России с самых первых его шагов. Данная работа – это попытка обобщить полученный мною опыт , который условно можно сгруппировать в три основные источника .

Первый источник – это очень насыщенный, глубокий и богатый опыт общения и участия в семинарах и тренингах, которые проводили профессиональные психологи и психотерапевты из США, специализирующиеся в экзистенциально-гуманистическом направлении. Особенно хочется отметить встречу с Джеймсом Бюдженталом – основателем этого направления. Эта Встреча и уроки Мастера оказали (и продолжают оказывать) на меня очень сильное и глубокое, поистине экзистенциальное влияние!

Я увидел перед собой не только (и не столько!) крупнейшего теоретика и авторитетного исследователя, уникального психотерапевта, лидера целого направления в психологии (Бюджентал, как известно, был соратником А.Маслоу, К.Роджерса, Р.Мэя и других по осуществлению "гуманистической революции" в психологии, его избрали первым президентом "Ассоциации за Гуманистическую Психологию" , он был редактором знаменитой книги, своего рода "гуманистического манифеста" – "The Challenges of Humanistic psychology" (1967) и т.д. и т.п.), но прежде всего – человека, Личность . Человека мудрого, обладающего колоссальным опытом – но готового удивляться и открывать снова и снова. Человека опытного, тонко чувствующего и глубоко понимающего – но уважающего тайну внутреннего мира личности и отказывающегося давать однозначные, окончательные ответы. Человека, мыслящего ясно, логично, удивительно легко раскладывающего сложнейшие темы и проблемы "по полочкам" (но осознающего при этом принципиальную незавершенность любого рассуждения на экзистенциальные темы), – и виртуозно владеющего метафорами, образами, юмором. Человека, который всю жизнь имел дело с людскими проблемами, страданиями, болью – и сохранил оптимизм, веру в позитивную сущность человеческой природы...

И еще. Для меня принципиально важно было убедиться в том, что в данном случае Человек и его Концепция (теоретическая и практическая) – это единое целое : Бюджентал полноценно живет, "присутствует" в своей теории и в своей практической работе; а его концепция – очень жизненная и очень личная. И он сам и его подход – удивительно естественные и гармоничные.

Второй источник – это опыт изучения разнообразной теоретической и методической литературы по гуманистической и экзистенциальной философии, психологии и психотерапии, а также – ее обсуждение с коллегами. Для меня лично наиболее значимыми оказались работы М.М.Бахтина, Дж. и Р.Байярдов, М.Бубера, Ф.Е.Василюка, С.Джурарда, А.Ф.Копьева, Дж.Корэя, Д.А.Леонтьева, Р. Лэнга, Г.Лэндрета, А.Маслоу, Р.Мэя, К.Роджерса, С.Л.Рубинштейна, Ж.-П.Сартра, М. и Р.Снайдеров, В.Франкла, А.У.Хараша и, конечно, Дж.Бюджентала .

Из произведений Джеймса Бюджентала наиболее сильное впечатление на меня произвели три книги: "The Search for Existential Identity" (1976), "Psychotherapy and Process" (l978), "The Art of the Psychotherapist" (1987). (Последняя работа и легла в основу разработки программы семинара-тренинга "Психология глубинного общения" – см. третью часть данного пособия).

Все тексты Дж. Бюджентала отличаются фундаментальностью теоретических основ, обилием разнообразного конкретного, жизненного "материала", ясностью изложения и личной значимостью, пристрастностью. Автор не просто излагает некие абстрактные идеи и "случаи из практики"; он ярко, зримо и очень личностно раскрывает опыт собственного экзистенциального поиска – личного и профессионального, – а также опыт помощи в осуществлении такого поиска другим людям, своим клиентам. Эти книги представляют, на мой взгляд, своеобразный слепок с жизни, реальной, многообразной и бесконечной, и образуют увлекательную "смесь" научного трактата, автобиографии, методического пособия и художественного произведения.

Третий источник – это чрезвычайно важный (хотя и очень разный, неоднозначный и явно недостаточный) опыт самостоятельного проведения семинаров-тренингов по ЭГП для практических психологов . Всего на данный момент таких семинаров прошло около двадцати в ряде городов России, Украины, Белоруссии. О главных итогах этой работы будет сказано далее (см. §3.4). Здесь же подчеркну, что именно попытки самому реализовать на практике экзистенциально-гуманистический подход (точнее будет, конечно, сказать – его отдельные элементы) позволили мне прочувствовать ключевые ценности и установки ЭГП, понять гораздо глубже его смысл и для профессии, и для жизни. Каждый такой семинар – как более удачный, так и (в еще большей мере!) менее удачный – был наполнен активными, подчас драматическими поисками, открытиями и интенсивным продвижением не только для его участников, но и для меня самого.

Все "три источника, три составные части" моего опыта постижения экзистенциально-гуманистического подхода для меня очень дороги и ценны и я искренне признателен всем , кто этому способствовал!

С.Б.
Санкт-Петербург, 1997-2001

Когда первый вариант этой книги уже был написан, пришло известие, что "The Art of the Psychotherapist" Джеймса Бюджентала наконец-то готовится к выходу на русском языке! Это будет, безусловно, большим праздником для всех интересующихся гуманистическими и экзистенциальными направлениями в психологии, а для меня в особенности – я мечтал об этом уже много лет. Но, с другой стороны, перевод "первоисточника" ставит под сомнение замысел моей собственной работы. То, что я считал своей главной целью, и что, как мне казалось, является достоинством моей книги – максимально полное и точное представление основного содержания концепции ЭГП с минимальными комментариями и добавлениями – теперь меняет свой смысл. Возникло даже желание полностью переделать данную работу. Однако, не без колебаний, я все же решил сохранить первоначальный замысел – дополнительное представление идей Бюджентала будет только на пользу (тем более, что перевод "Искусства психотерапевта" оставляет, на мой взгляд, желать лучшего и для читателей будет полезно иметь возможность сравнить хотя бы наиболее важные положения и самим выбрать русскоязычную версию). В любом случае, две книги об экзистенциально-гуманистическом подходе – лучше, чем ни одной.

ВВЕДЕНИЕ

ПРО ЧТО ЭТА КНИГА?

Мира межличностного общения

качество общения качество его жизни

важность сложность

упрощенный и потому во многом искаженный

встречу Личностей

ДЛЯ КОГО ЭТА КНИГА?

практическим психологам (точнее – психологам-консультантам)*

"фасилитатор"

более высокого (и одновременно более глубокого

не-психологу ребенка , – педагогам и родителям.

ПОЧЕМУ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД?

Этот вопрос для данной работы – ключевой; поэтому остановимся на нем подробнее. Начать стоит с самого названия подхода: "экзистенциально-гуманистический" .

Экзистенциальный , т.к. опирается на экзистенциальные взгляды, то есть исходит из того, что каждый человек существует, осуществляя человеческий способ бытия. Жизнь человека насыщена множеством различных событий, на него влияют природные, социокультурные факторы и иные силы, но все это – лишь исходные обстоятельства и материал, "сырье", из которых каждый человек строит свою жизнь , свое бытие, и результаты этого строительства зависят в первую очередь от его усилий.

Собственно, если и можно определить "главное дело" жизни человека, то с экзистенциальной точки зрения состоит оно в том, чтобы прожить жизнь именно по-человечески , выбирая в каждый момент свой собственный, аутентичный путь . И поэтому, чтобы по-настоящему понять человека как человека, в "человеческом измерении" , следует прежде всего понять главное : как именно и в какой мере он участвует в созидании своей жизни, как он "бытийствует" – переживает тот или иной момент своего существования, отвечает на фундаментальные вопросы бытия, делает жизненные выборы, осуществляет решения, принимает за них ответственность и т.д.

Иными словами, экзистенциальная психология стремится сквозь внешний фасад жизни ("оптический Мир" ) разглядеть глубинные, собственно человеческие ее основы ("онтологический Мир" ). Только опираясь на такое экзистенциальное видение , возможно понять, что мешает полноценному существованию человека, помочь осознать это ему самому и способствовать экзистенциальным изменениям в его жизни (не случайно еще одно название концепции Дж.Бюджентала – "жизнеизменяющая терапия" ). Без этого любые перестройки в оптическом мире будут иметь лишь временный, косметический эффект.

Гуманистическим этот подход является, по мнению Дж.Бюджентала, потому, что, во-первых, признает главной ценностью специфику человеческого существования . Следствие этого – принципиальный отказ от редукционистских взглядов (увы – так распространенных в психологии), объективирующих человека (часто вполне наукообразными способами) и игнорирующих субъективно-личностную основу его бытия – во всей ее сложности, противоречивости и неисчерпаемости. А во-вторых – признает в человеке мощный (хотя зачастую скрытый и нереализованный) потенциал в способности овладеть собственной жизнью , приняв на себя ответственность за нее. Эта вера в человека и оптимистический взгляд на его возможности объединяет ЭГП со всеми гуманистически-ориентированными концепциями.

Таким образом, экзистенциально-гуманистический подход – это попытка построения новой психологии : психологии с "человеческим лицом" по сути и по форме своего осуществления; психологии, которая не пасует перед неоднозначной, трудно постижимой и весьма драматичной сущностью человека, а последовательно и осознанно выбирает экзистенциальную философско-методологическую основу и гуманистические ценности.

Важно отметить и то, что для нашей страны ЭГП – новая психология в буквальном смысле, т.к. до самого последнего времени она была почти незнакома отечественным специалистам, и потому актуальность изложения этих идей очевидна. В то же время распространение ЭГП у нас сейчас – совсем не такой простой процесс и связан с целым рядом противоречий и парадоксов .

  1. Если известная формула Г.Эббингауза : "Психология имеет очень большое прошлое и очень маленькую историю", – верна для психологии в целом, то к ЭГП это относится более, чем к какому бы то ни было другому подходу. Парадокс состоит в том, что хотя экзистенциальное направление оформилось в психологии позже других базовых подходов (психоанализа, бихевиоризма, гештальт-психологии, когнитивной психологии и других) и часто считается "молодым", но при этом именно ЭГП имеет самую древнюю и самую солидную предысторию среди всех психологических концепций. Экзистенциальный взгляд имеет многовековую традицию, и его корни можно найти в философских трудах еще за три тысячи лет до нашей эры! (См. подробнее Schneider, May , 1995, p. 11.) Однако в современной психологии экзистенциальные мотивы начали звучать действительно не так давно – примерно с середины нашего столетия.
  2. Сейчас этот подход приходит к нам как "зарубежный", и потому многим представляется как "иностранное влияние". Но парадокс в том, что в отечественной культуре очень сильна экзистенциальная традиция – достаточно вспомнить Николая Александровича Бердяева или Михаила Михайловича Бахтина . Более того, сами западные теоретики ЭГП среди основных его идеологов-предшественников одним из первых обязательно называют Федора Михайловича Достоевского .

Правда, как раз в нашей психологии отечественная экзистенциальная традиция до последнего времени проявлялась в весьма ослабленном виде, как сказал бы тот же М.М.Бахтин, – в "гомеопатических дозах". Особенно это касается практической сферы. На теоретическом уровне эта позиция представлена в большей мере (хотя и явно недостаточно). Среди советских психологов были экзистенциально мыслящие авторы – прежде всего следует отметить Сергея Леонидовича Рубинштейна и его до сих пор не оцененную по достоинству замечательную работу "Человек и мир" (Рубинштейн , 1976, с. 253-381), а также концепцию "личностного смысла" Алексея Николаевича Леонтьева и его единомышленников (Асмолов и др., 1979; Д.А.Леонтьев , 1999) (см. подробнее §1.1).

В очередной раз мы "открываем Америку", не замечая пророков в своем отечестве... Да и "открывать" особенно не торопимся – ЭГП в отечественную психологию приходит позже других концепций, в числе самых последних.

Впрочем, справедливости ради следует признать, что развернутой экзистенциальной концепции психологии общения в отечественной психологии пока не создано и, тем более, нет эффективных программ развития соответствующих способностей. В этом плане обращение к разработкам и опыту зарубежных коллег вполне оправдано.

  1. Еще один парадокс состоит в том, что ЭГП, имея фундаментальную теоретическую основу (ни одно другое направление в психологии не имеет такой мощной философской и методологической базы!), – принципиально отказывается от жестких и однозначных теоретических схем психологического анализа , от абстрактных "структур" психики, личности, от исследования бесконечных "факторов", "систем", "компонентов" и т.д., и т.п. Предложенное экзистенциалистами "новое понимание человека" основывается на том, что "человек более не трактуется в терминах какой бы то ни было теории – будь то механистической, биологической или психологической" (Binswanger , 1956, р. 144), а рассматривается в "человеческом измерении".

Но это парадокс только кажущийся – ведь именно глубокий экзистенциальный взгляд на человека с неизбежностью ведет к признанию приоритета живой реальности внутреннего мира конкретного человека, его субъективного опыта перед любыми объективированными "продуктами" теоретического анализа. И чем глубже наше постижение "человеческого в человеке", тем яснее становится понимание того, что человек многократно сложнее любых наших теорий и абстрактных рассуждений о нем.

  1. Однако приоритет субъективности и феноменологическая ориентация ЭГП не ведет к обесцениванию "процедурной", методической стороны деятельности практического психолога, а скорее наоборот (что также может показаться парадоксом) – усиливает внимание к методам работы . Не часто концепция включает в себя такое многообразие форм и способов работы и столь подробный и тщательный их разбор, как ЭГП.

К тому же и методы рассматриваются здесь не формально-технологически, а как условия и средства актуализации и поддержания "жизнеизменяющих процессов". То есть дело не в самих методиках и приемах, а в искусстве приблизиться с их помощью к тому глубинному, экзистенциальному уровню общения с клиентом, на котором только и возможно оказать ему полноценную, эффективную помощь.

  1. Наконец, еще один парадокс – возможно, самый главный. С одной стороны, хотя экзистенциализм достаточно хорошо известен и даже моден (так сказать, на "вербальном уровне"), его отнюдь нельзя назвать широко распространенным подходом и он не страдает от излишней популярности – как среди клиентов, так и среди самих психологов и психотерапевтов. А ведь, с другой стороны, именно этот подход затрагивает важнейшие стороны человеческой жизни, нацелен на решение самых острых жизненных проблем. И если согласиться с тем, что все "мы являемся живущими существами и потому в определенной степени все мы – экзистенциалисты" (Bugental, Kleiner , 1993), то следует признать, что ЭГП обращен ко всем, к каждому из нас . А если еще учесть, что центральная проблема экзистенциальной психологии – это "человек в кризисе" , то именно этот подход, казалось бы, должен прийтись как нельзя более кстати именно в нынешней России, переполненной кризисами во всех отношениях. Но пока (?!), увы, – не пришелся...

У этого парадокса неполной востребованности есть, видимо, много причин; пока ограничусь лишь одной: экзистенциально-гуманистический взгляд на человека – это взгляд глубокий, мудрый, можно даже сказать красивый, но очень непростой . А сложное, увы, не может быть массовым – спросом и популярностью пользуется простое.

Надо признать, сама психология много сделала для того, чтобы широкое распространение получил простой и "удобный в употреблении" образ человека – заголовок известной книги "Психология – это просто" (Фолкэн , 1997) можно было бы использовать в качестве эпиграфа к работам очень многих психологов.

Впрочем, и с простыми (а особенно упрощенными) представлениями – не все так просто. Как точно подметил Д.А.Леонтьев , "простые объяснения сложных явлений... не требуют от человека размышлений, поэтому они так привлекательны. Единственный их недостаток – они имеют мало общего с действительностью.

Подобно пародиям и шарфам, они выхватывают одну черту из картины реальности и раздувают ее... а остальное игнорируют" (Д.А.Леонтьев , 1993, с. 6).

Не будем же упрощать и карикатуризировать сложную и драматичную реальность внутреннего мира человека. И чтобы по-настоящему понять предлагаемый в ЭГП путь постижения этой реальности в непосредственном глубинном общении, – начнем с раскрытия самой экзистенциально-гуманистической концепции, ее теоретических основ . Затем рассмотрим экзистенциальную концепцию глубинного общения , после чего имеет смысл перейти к описанию семинара-тренинга , – только так, через призму осмысления ключевых идей, концептуальных положений и теории может быть адекватно понято и освоено все богатство практических возможностей ЭГП.

ВВЕДЕНИЕ

ПРО ЧТО ЭТА КНИГА?

Она посвящена, на мой взгляд, самому главному в подготовке практического психолога – тому, что занимает центральное место в его обучении и профессиональной работе – раскрытию и описанию Мира межличностного общения во всем его многообразии и глубине.

Для практического психолога (равно как и для педагога, родителя, руководителя) это и есть мир, где он живет и действует, и от качества бытия в котором в первую очередь зависят главные результаты его деятельности. Более того, можно с уверенностью утверждать, что качество общения человека во многом определяет качество его жизни ; причем, я убежден, что это справедливо не только для представителей "коммуникативно-насыщенных" профессий, но и для любого человека.

Поэтому понять общение таким образом, чтобы разобраться в главном и не упустить детали, да еще уметь все это учитывать и реализовывать в практике реальных контактов с людьми – очень важно. Но это еще и очень сложно. И если важность общения мало у кого вызывает сомнение, то его сложность , на мой взгляд, многими явно недооценивается.

Количество издаваемой сейчас литературы по "проблемам общения" огромно. Однако в подавляющем большинстве случаев это либо поверхностно-наивные советы и рецепты ("как читать человека, как книгу"), либо явно (или более завуалировано) манипулятивные наставления ("как завоевывать друзей"), либо научные исследования и основанные на них абстрактные рекомендации ("как правильно общаться").

При всем разнообразии названные подходы объединяет один принципиальный момент – упрощенный и потому во многом искаженный взгляд на сложный и противоречивый мир общения. Соответственно, и программы обучения общению, которые основываются на таких, мягко говоря, простых и незамысловатых, но, несмотря на это (а может быть – именно поэтому?!), весьма популярных взглядах, страдают теми же недостатками. Эти и подобные им подходы можно было бы определить как психологию поверхностного общения (или, в более крайних случаях – как упрощенную психологию общения ), которая, видимо, тоже нужна, но для профессионала (да и не только) совершенно недостаточна.

Ощущается явный дефицит более тонкого, глубокого и адекватного взгляда на межличностное общение как на встречу Личностей , суверенных и полноценных "Я", как на Мир специфически человеческих отношений . Так же очевидна и нехватка опирающихся на психологию глубинного общения программ эффективного развития соответствующих коммуникативных способностей. Попытка хотя бы в некоторой степени восполнить этот дефицит и представлена в данной работе. Из возможных подходов к рассмотрению глубинных аспектов общения я выбираю концепцию Джеймса Бюджентала, которая и составляет фундамент экзистенциальной психологии глубинного общения . В дальнейшем, говоря о психологии глубинного общения, я буду иметь в виду именно экзистенциальный его уровень.

ДЛЯ КОГО ЭТА КНИГА?

В первую очередь, она адресована практическим психологам (точнее – психологам-консультантам)* – тем, кто уже имеет опыт самостоятельной работы, а также – тем, кто только готовится к этой в высшей степени благородной и в такой же степени трудной деятельности.

* В дальнейшем я буду в основном использовать термин "фасилитатор" – как обобщенное название позиций практического психолога, консультанта, психотерапевта, которое одновременно указывает на принадлежность к гуманистической традиции; сам Бюджентал предпочитает говорить "психотерапевт", хотя и отмечает, что этот термин не вполне его устраивает.

Для психолога теория и практика общения – один из краеугольных камней его работы как профессионала. Я убежден, что профессиональная компетентность психолога зависит от его коммуникативной компетентности в первую очередь. И поэтому психологу совершенно недостаточно знакомства с общением только на уровне популярной и научно-исследовательской литературы. Необходимо постижение живой реальности психологии глубинного общения – причем, во всем многообразии, во всех тонкостях и нюансах, во всех вариантах и противоречиях, которые необходимо учитывать при решении психологических проблем. Можно рассматривать излагаемую в данной работе концепцию как рассчитанную на тех, кто уже овладел азами общения, основу для более высокого (и одновременно более глубокого ) уровня коммуникативной компетентности.

В то же время – не все психологи могут принять ценностную и теоретическую ориентацию предлагаемой концепции. И это естественно: многие положения экзистенциально-гуманистического подхода явно не согласуются с идеями, например, классического психоанализа или бихевиоризма, да и советская психология в целом стояла на существенно иных позициях. Однако, большим достоинством концепции Дж.Бюджентала (на которую я в основном и буду опираться в первую очередь) можно считать то, что развиваемый им

взгляд на общение и особенно предложенный им подход к развитию базовых коммуникативных способностей и становлению искусства консультирования является, по-моему, универсальным и одним из наиболее тщательно разработанных и практически выверенных среди основных подходов в мировой психологии и психотерапии. Уверен – каждый психолог, к какой бы психологической школе он ни принадлежал, найдет здесь для себя много ценного.

Хочется также надеяться, что такой глубокий профессиональный взгляд на общение с экзистенциально-гуманистических позиций в известной мере будет интересен и полезен также и любому не-психологу , желающему действительно разобраться и повысить свою компетентность в вопросах межличностного общения. Особенно важно будет увидеть мир общения под таким углом зрения тем, кто имеет отношение к развитию и личностному росту ребенка , – педагогам и родителям.

Экзистенциальная психология изучает жизнь, бытие человека в его становлении и развитии, и происходит от слова existentia – существование. Человек приходит в этот мир и решает проблемы одиночества, любви, выбора, поиска смыслов и столкновения с реальностью неизбежности смерти.

Экзистенциальная психология – определение

Экзистенциальная традиционная психология – направление, выросшее из экзистенциальной философии, которое рассматривает человека как уникальное создание, и вся его жизнь неповторима и обладает большой ценностью. Экзистенциальное направление в психологии стало активно развиваться два столетия назад, и является востребованным в современном мире.

История экзистенциальной психологии

Основатель экзистенциальной психологии – сложно назвать одного конкретного человека, целая плеяда философов и психологов оказала влияние на развитие этого направления. Экзистенциальная традиционная психология берет свое развитие с феноменологии и идей российских писателей Л.Н. Толстого и Ф.И. Достоевского. В начале XX в. немецкий психолог и философ К. Ясперс пересматривая традиционные подходы психиатрии привнес в них идеи экзистенциализма.

Людвиг Бинсвангер, швейцарский врач, изучая труды Ясперса и Хайдеггера вносит экзистенциализм в психологию. Человек становится уже не простым управляемым вместилищем психологических механизмов и инстинктов, но цельной, уникальной сущностью. Далее происходит бурное развитие экзистенциальной психологии и ее ответвлений, в которые входит и знаменитая логотерапия В. Франкла.

Основные идеи экзистенциального подхода в психологии

Экзистенциально-гуманистическая психология опирается на ключевые аспекты:

  • сознание и самосознание;
  • свобода;
  • ответственность;
  • поиск смысла;
  • выбор;
  • осознание смерти.

Экзистенциальная психология, ее идеи и принципы взяты из экзистенциальной философии, являющейся «праматерью»:

  • свободная воля человека помогает ему находится в постоянном развитии;
  • познание своего внутреннего мира – ведущая потребность личности;
  • осознание своей смертности и принятие этого факта – мощный ресурс для раскрытия творческой составляющей личности;
  • экзистенциальная тревога становится тем пусковым механизмом для поиска собственного уникального смысла в кажущемся бессмысленном существовании.

Экзистенциальная психология – представители

Экзистенциальная психология В. Франкла – самый ярчайший пример не опускать руки, найти в себе желание жить дальше. Франкл вызвал к себе огромное доверие тем, что его все его психотерапевтические методы были опробованы на себе и тех людях, которые по роковому стечению обстоятельств находились в застенках фашистского концлагеря. Другие известные экзистенциальные психологи:

  • Ролло Мэй;
  • Ирвин Ялом;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Альфред Ленгле;
  • Алис Хольцхей-Кунц;
  • Босс Медард;
  • Людвиг Бинсвангер.

Экзистенциальный подход в психологии

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии – направление, в котором личность человека является огромной ценностью в связи с ее уникальной внутренней картиной мира, ее неповторимостью. Экзистенциальная психология обучение простым техникам и упражнениям пациента в ситуациях обреченности и опустошенности от бытия помогает людям находить новые смыслы и выборы, выйти из позиции жертвы, когда ничего нельзя сделать для улучшения.

Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология является ответвлением гуманистической психологии, поэтому многие центральные понятия о личности человека имеют сходное описание. Гуманистическая и экзистенциальная психология основные положения:

  • открытость личности человека миру, переживание себя в этом мире и ощущение мира в себе – главная психологическая реальность;
  • природа человека такова, что он постоянно нуждается в самораскрытии и непрерывном развитии своих потенций;
  • человек обладает свободой, волей и возможностью выбора в рамках своих ценностей;
  • личность – это творческая, активная сущность;
  • жизнь отдельно взятого человека должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Личность в экзистенциальной психологии неповторима, уникальна и аутентична. Экзистенциальная психология не ставит рамки человеку, запирая его в настоящем, но дает ему расти, меняться. При описании личности экзистенциалисты пользуются категорией процессы, а не базируются как другие направления классической психологии на описании черт характера и состояния. Личность обладает свободой воли и .

Методы экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология как наука должна опираться на конкретные методы, техники, эмпирические исследования, но здесь можно наткнуться на ряд противоречий. Самым основным методом является выстраивание таких отношений между клиентом и терапевтом, которые можно описать словами: аутентичность, преданность и присутствие. Аутентичность предполагает полное раскрытие психотерапевта перед пациентом для создания доверительных отношений.

Методы работы экзистенциального психолога со страхом смерти:

  1. «Разрешение терпеть» – чтобы работать с осознанием смерти, терапевт сам должен проработать свои страхи в этой области и стремиться во время терапии поощрять пациента говорить о смерти как можно больше.
  2. Работа с защитными механизмами. Терапевт подводит пациента к изменениям его представлений о смерти мягко, но настойчиво, прорабатывая и идентифицируя неадекватные механизмы защиты.
  3. Работа со сновидениями. Кошмары часто содержат в себе неосознаваемые подавляемые страхи смерти.

Проблемы экзистенциальной психологии

Основные идеи и теории экзистенциальной психологии были сведены специалистами этого направления к общему ряду проблемных областей, с которыми сталкивается экзистенциальная психология. Ирвин Ялом выделил 4 ряда ключевых проблем или узлов:

  1. Проблемы жизни, смерти и времени – человек осознает что он смертен, что это неизбежная данность. Желание жить и страх умереть формируют конфликт.
  2. Проблемы общения, одиночества и любви – осознание одиночества в этом мире: человек одиноким приходит в этот мир и таким же одиноким его покидает, осознания себя одиноким в толпе.
  3. Проблемы ответственности, выбора и свободы – стремление человека к свободе и отсутствию шаблонов, сдерживающих, упорядоченных структур и одновременно страх перед их отсутствием порождает конфликт.
  4. Проблемы смысла и бессмысленности человеческого существования - проистекают из первых трех проблем. Человек постоянно находится в познании себя и окружающего мира, творит свои смыслы. Утрата смысла происходит от осознания своего одиночества, изолированности и неизбежности смерти.

Экзистенциальный кризис в психологии

Принципы экзистенциальной психологии исходят из наличия проблем возникающих у личности. Экзистенциальный кризис настигает любого человека с юности и до преклонных лет, каждый хоть раз задавался вопросом смысла жизни, своего существования, бытия. У кого-то это обычные размышления, у других кризис может протекать остро и мучительно, приводить к равнодушию и отсутствию дальнейшей мотивации к жизни: все смыслы исчерпаны, будущее предсказуемо и однообразно.

Экзистенциальный кризис может проникать во все сферы жизнедеятельности человека. Считается, что этот феномен присущ людям развитых стран, которые удовлетворили все свои и есть время анализа и размышлений о собственной жизни. Человек потерявший своих близких и мысливший категорией «Мы» сталкивается с вопросом: «Кто я без них?»

Книги по экзистенциальной психологии

Ролло Мэй «Экзистенциальная психология» – одно из уникальных изданий авторитетного экзистенциального терапевта, написанная простым языком будет полезна к прочтению как обычным читателям интересующимся психологией, так и опытным психологам. Что еще можно почитать в рамках этой тематики:

  1. «Экзистенциальная психология глубинного общения » С.Л. Братченко. В книге подробно рассмотрена история возникновения экзистенциально-гуманистического подхода в психологии, много внимания уделено консультированию.
  2. «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии ». В.Н. Дружинин. Проблемы жизни и смерти, как найти во всем этом смысл уставшему человеку и чем может помочь экзистенциальный психолог – все эти вопросы освещены в книге.
  3. «Экзистенциальная психотерапия » И. Ялом. Книги этого знаменитого психоаналитика можно перечитывать до бесконечности, автор талантлив не только в своей профессии помогающей людям, но и как писатель. Эта книга фундаментальный труд с набором действующих техник и приемов.
  4. «Психотехника экзистенциального выбора ». М. Папуш. Научиться качественно и плодотворно жить, радоваться и трудиться это так же реально, как научиться чему-то, например, игре на пианино – сложно, но с практикой все приходит.
  5. «Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования ». А. Лэнгле, Е. Уколова, В. Шумский. В книге представлен целостный взгляд на экзистенциальный анализ и его ценностный вклад в развитие экзистенциальной психологии.

Подходы к разрешению типовых консультативных проблем

Экзистенциальное консультирование , создателями которого являются Мэй и Ялом, - это динамическая терапия, в которой главный акцент делается на противостоянии клиентов универсальным экзистенциальным беспокойствам. Экзистенция (существование) является активным процессом, который приводит в итоге к превращению во что-то значимое. Индивид может прибывать во внешнем мире, совместном мире, или во внутреннем мире. [Нельсон – Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002. – 464с.: ил. – (Серия “Золотой фонд психотерапии”)]

Экзистенциальная психология – это раздел психологической науки, изучающий проблемы смысла жизни, отношения к смерти, Богу, высшим ценностям, проблемы свободы, любви, одиночества и т.п. Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, не сводимость его к общим схемам. [Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – М.: АСТ, 2001. – 576с.]

Гуманистическое консультирование - подход в психологии, разработанный в значительной степени Абрахамом Маслоу, который предложил его как “третью силу” после психоанализа и бихевиоризма. [Большой толковый психологический словарь Т.1 (А-О); Пер. с англ./ Ребер Артур. – ООО АСТ; Вече, 2001. – 592с.]

Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения. Гуманистическая психология подчеркивает роль сознания и самосознания в детерминации поведения человека, ответственность за решение проблем и достижение личностью смысла существования.

В центре интересов гуманистической психологии – проблемы личности, ее активности, креативности, автономности, самоактуализации, свободы выбора, самосовершенствования. [Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – М.: АСТ, 2001. – 576с.]

Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Фредерик Перлз, Виктор Франкл и Ролло Мей.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как “сущий–в-мире”, осознано и болезненно постигая наше существование и конечное наше не существование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов – мы все стоим пред задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаянья, одиночество и тревогу. Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, - это концепция становления.



Следовательно, с экзистенциально–гуманистической точки зрения, поиск поделенного существования требует чего–то большего, чем удовлетворение биологических потребностей. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования.

Не смотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного и полного смысла жизни не легок. Гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что–то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление свой судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы и ответственности – значит быть не подлинным, вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности. Экзистенциалисты считают, что единственная “реальность”, известная кому–либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или “здесь и сейчас” направление.

И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственными опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: “Ничто не заменит опыт, совершенно ничто” [Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2000. – 608с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”)]

Похожие публикации