Полы в квартире и доме

Краткая биография мономаха интересные факты. Владимир Мономах – краткая биография. Война с Византией

Яркую фигуру князя-воина, умного и доброго администратора. С раннего возраста Владимир начал принимать участие в охотах на диких зверей и побывал, как он сам говорит в своем поучении детям, и на рогах у тура, и в лапах медведя, и под клыком кабана.

Бесстрашный и неутомимый, он рано начал и свое боевое поприще. В 1076 г. отец вверил Владимиру начальство над дружиною для похода в Силезию, на помощь польскому королю Владиславу III против чехов. В 4-месячном походе принимали участие еще дружины великого князя Киевского Святослава и Олега, князя Волынского. Войска дошли через Глогову (Глогау) до Чешского леса (Бемервальда).

Владимир Мономах на памятнике "Тысячелетие России"

В 1078 г. Владимир Мономах с дружиной отца своего ходил на поддержку его брата и союзника, великого князя Изяслава Киевского , против Всеслава, князя Полоцкого, и сжег Полоцк. Когда же союзники Всеслава, призвав половцев , вторглись в южную Россию, разбили войска князя Всеволода на реке Оржице и взяли Чернигов (куда Всеволод незадолго до этого перешёл княжить из Смоленска), Владимир поспешил на помощь отцу и обложил Чернигов. В происшедшей под стенами его битве пал Изяслав, и его место на великокняжеском столе в Киеве занял Всеволод, отец Владимира Мономаха.

Но против него шли, с одной стороны, сыновья Святослава, Олег и Роман, снова призвавшие половцев, а с другой – Всеслав Полоцкий. Владимир Мономах вначале обратился на Святославичей, шедших к Чернигову, и, переманив на свою сторону половцев, сокрушил братьев. Роман был убит, Олег бежал в Грецию. После этого он пошел на Всеслава, осаждавшего уже Смоленск. Всеслав не принял боя и, зажегши Смоленск, бежал в свою Полоцкую землю . Владимир Мономах преследовал его конницей и опустошил его владения. В 1079 г. он снова ходил в Полоцкую область и взял Минск.

В период 1080 – 1092 гг. Владимир Мономах совершил целый ряд удачных походов: против торков, живших в Переяславской области и против вятичей и половцев, грабивших южные русские области. В 1093 г. Всеволод умер, но Владимир Мономах уступил великое княжение в Киеве сыну Изяслава, Святополку . Половцы снова вторглись в русские пределы и угрожали Киеву. Владимир Мономах поспешил к нему на помощь и, уступая настояниям Святополка и его бояр, веривших в военные таланты Владимира, перешел реку Стугну и дал половцам сражение (26 мая 1093 г.) под стенами города Триполья. Киевская рать, составившая правое крыло русского боевого порядка, не выдержала натиска половцев, и отступила; центр и левое крыло пытались еще держаться, но были сброшены в Стугну. Владимир Мономах едва спасся от побоища и укрылся в Чернигове. Здесь его в следующем 1094 г. осадил вернувшийся из Греции Олег Святославович , снова приведший на Русь полчища половцев. Владимир Мономах оборонялся упорно, но должен был уступить силе и удалился в Переяславль.

Однако, уже в 1095 г. Владимир Мономах и Святополк отомстили половцам, разорив их земли, а затем обратились против Олега, который бежал из Чернигова в Стародуб, оттуда пробрался на север, овладел Муромом, Ростовом и Суздалем, но был разбит на реке Клязьме сыном Владимира Мономаха, Мстиславом.

Русские князья заключают мир в Уветичах. Картина С. В. Иванова

Между тем, половцы снова подступили к Киеву и, в то время как Владимир Мономах со Святополком разбили одно их полчище на реке Трубеже (19 июня 1097 г.), другое овладело Киевом и разграбило его. Это несчастье побудило Владимира Мономаха обратиться ко всем русским князьям с предложением прекратить междоусобные брани, привлекавшие на Русь орды хищников, и на съезде в Любече (1097 г.) он уговорил их помириться и действовать сообща против половцев.

Хотя этот приговор князья и скрепили крестным целованием, междоусобия продолжались, и только в 1103 г., после съездов в Витичеве и у Долобского озера , Владимиру Мономаху удалось соединить князей в общем походе на половцев. В урочище Сутень, на Днепре, собрались конные и пешие дружины почти всех русских князей и 4 апреля наголову разбили половецкие войска. После этого, действуя сообща, под общим руководством Владимира Мономаха, русские одержали ряд побед над половцами под Лубнами, возле Переяслава, на Дону и на реке Сале. С тех пор, говорит летописец, «слава о русских подвигах прошла по всем народам: грекам, ляхам, чехам и дошла даже и до Рима». Половцы перестали тревожить русскую землю.

Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. Картина А. Кившенко

В 1113 г. умер Святополк, и киевляне избрали своим князем Владимира Мономаха. Время правления Владимира считается самым цветущим в истории Киева. Набеги враждебных племен уже не беспокоили русские земли. Печенеги , торки, берендеи были изгнаны им из русских пределов, сыновья его успешно охраняли Русь от половцев, волжских болгар и чуди, совершая походы в Финляндию. Владимир Мономах был так силен и пользовался таким влиянием на младших князей, что никто из них уже не пытался оспаривать у него старшинство. Заняв киевский стол, Владимир Мономах обратил все свое внимание на внутреннее устройство своего княжества . Ему приписываются важные дополнения к кодексу «Русская Правда ». Месть за убийство была отменена и заменена платежом денежного штрафа; ограничено было взимание процентов при займе, значительно облегчено положение холопов, было запрещено обращать в холопство за долги и т. п.

Эпоха Владимира Мономаха была также расцветом художественной и умственной деятельности на Руси. В Киеве и других городах было воздвигнуто много больших и красивых храмов и переведено на славянский язык много греческих книг. Сам Владимир Мономах написал так называемое «Поучение» своим детям (см. его полный текст и краткое содержание), в котором, подробно излагая свою жизнь, дает детям советы, как вести себя. «Никого смертью не казнить», «все делать самим, во все вникать, не полагаться на тиунов и воевод», «в походе самим наряжать стражу, а проходя с войском по русским землям, не дозволять делать вреда жителям». Наконец, он велит своим детям учиться, указывая на своего отца, Всеволода, который, сидя дома, выучился пяти языкам.

Владимир Мономах скончался в 1125 г. близ Переяславля, 72 лет от роду. По собственным словам его в поучении детям, он совершил 83 крупных похода («маловажных не упомню»), заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более 100 их ханов, а более 200 казнил и потопил в реках. Имя Владимира Мономаха было так популярно, что впоследствии создалась легенда, будто византийский император прислал ему знаки царского достоинства, «венец и бармы».

Потомок греческих императоров, Владимир Мономах, оставил важный след в истории и культуре Руси. Борец за независимость и единство государства, за мир и бла...

От Masterweb

12.06.2018 00:00

Один из самых значимых персонажей истории Российского государства, Владимир Мономах, относится к тем личностям, о жизни и деятельности которых осталось достаточно важных свидетельств. Поэтому кратко о Владимире Мономахе рассказать очень сложно. Но попробуем это сделать.

Личность Владимира Мономаха

Кратко из биографии. Владимир Всеволодович - сын князя Киевского Всеволода Ярославича. При крещении получил имя Василий. Прозвище Мономах закрепилось за ним из-за родства с императором Константином Мономахом (он был его родным внуком). Матерью Владимира была Анна, византийская принцесса.

Владимир Всеволодович был образованным и умным человеком, талантливым писателем. Дальновидным политиком, мудрым правителем и законодателем, отважным и опытным воином. Человеком честным и справедливым. Он был ярым противником междоусобных войн и притеснения бедняков. Ратовал за объединение Древней Руси.

Как Владимир Мономах к власти пришел

Начало XI в. охарактеризовалось сменой внешнего врага: вместо оттесненных от границ государства печенегов большие неприятности русским землям стали причинять половцы. Будучи, как и печенеги, кочевниками, они прекрасно передвигались верхом, владели луком и стрелами, копьями и арканами. Их натиск был стремителен, мощен и сопровождался устрашающим криком. Быстро исчезая после набега, они уводили с собой огромное количество пленных и оставляли руины на месте поселений и выжженные пашни.

Первому набегу на Русь половецких отрядов оказала сопротивление объединенная дружина Ярославичей. Однако битва на реке Альте русскими воинами была проиграна. А киевский князь Изяслав Ярославич отказался продолжить войну, приведя в качестве аргументов личные причины. Такое решение князя вызвало недовольство и мятеж киевлян. Изяслав был вынужден бежать в Польшу, где собрал сильное войско и вернулся в Киев в его сопровождении. Но вскоре вновь был изгнан. Уже окончательно.

После смерти последнего сына Ярослава Мудрого киевский престол получил сын Изяслава Святополк, которому он полагался по праву старшинства. Когда же он умер, то киевляне призвали уважаемого ими Владимира Всеволодовича, к тому времени ему уже было 60 лет.

Кратко о правлении Владимира Мономаха: внешняя политика

Во время правления Владимира Мономаха основные усилия внешней политики Киева были направлены на борьбу с половцами и решение вопросов с Византией. Решая первую задачу, князь выступал не только как воин и полководец, но и как успешный дипломат: около 20 раз он лично заключал выгодные договоры с половцами. Кроме того, Мономах важным считал и активные военные действия в виде рейдов в половецкие земли, а также агитацию в стане противника.

Что касается второй задачи, то он вел удачные совместные военные действия с империей, став союзником императора Диогена. Помощью в этом ему стало решение выдать за него замуж свою дочь Марию.

"Устав Владимира Всеволодовича" как важный законодательный акт

Этот документ был создан в первые же годы правления князя на киевском престоле. Владимир Мономах кратко, но емко изложил в нем основные позиции, связанные с изменениями внутренней политики государства. При его помощи он хотел прекратить междоусобную вражду. За малейшее неповиновение следовало серьезное наказание. А своих сыновей Мономах сделал удельными князьями в Новгороде, Смоленске, Ростове и Суздале.

Кроме того, важный аспект Устава был связан с облегчением жизни различного рода должников, а также он ограничивал власть над ними ростовщиков и их произвол. Согласно Уставу ростовщики не могли определять процент к займу более чем в 20 %. Должники, отрабатывающие у человека, давшего им деньги в долг, имели право уходить от заимодавца, чтобы заработать эти деньги в другом месте и отдать ему. Устав не разрешал закабалять свободных людей за долги.

Биография Владимира Мономаха тесно связана с историей становления русской государственности. Он был сыном Смоленского князя Всеволода. Его матерью являлась дочь Константина Мономаха, греческого императора, имя которой неизвестно.

Владимир в разное время был великим князем киевским, а также смоленским, черниговским, переяславским. И заметным государственным деятелем, военачальником, мыслителем и писателем. На его печатях использовался и такой титул, как «архонт земли Русской». Сегодня нами будет рассмотрена краткая биография Владимира Всеволодовича Мономаха.

Начало

Биография Владимира Мономаха началась в 1053 году. При крещении он получил имя Василий. В раннем возрасте он уже принимал участие в охоте на диких животных. Позже он вспоминал об этом, давая поучение своим детям. Он говорил, что побывал и в медвежьих лапах, и у тура на рогах, и под кабаньим клыком.

Будучи бесстрашным и неутомимым, он рано проявил себя на воинском поприще. Отец доверил ему быть начальником дружины в походе на Силезию, чтобы оказать помощь Владиславу III, польскому королю, в его борьбе с чехами. А также в этом походе участвовали и дружины Святослава, киевского князя, и Олега, князя волынского.

Поддержка отца

В 1078 году Владимир вместе с дружиной отца отправился в поход, чтобы поддержать его союзника и брата Изяслава, киевского князя. Последний воевал с полоцким князем Всеславом. Тогда был сожжен Полоцк.

Союзники Всеслава призвали половцев и вторглись в южные области Руси, разбив войска Всеволода на берегу реки Оржицы и взяв Чернигов. Незадолго до этого события Всеволод перебрался на княжение из Смоленска.

Владимир пришел отцу на помощь и осадил город Чернигов. В битве у его стен погиб Изяслав, а его место в Киеве занял отец Мономаха, Всеволод.

Против Всеслава и Святославичей

Однако не все были с этим согласны. Против Всеволода пошли Олег и Роман - сыновья Святослава, которые опять признали половцев, а также Всеслав Полоцкий.

Сначала Владимир Мономах направил войска против Святославичей, которые шли к Чернигову. Он переманил половцев на свою сторону и разбил братьев. При этом Роман погиб, а Олег спасся бегством в Греции, а затем двинулся на Всеслава, который в это время осаждал Смоленск.

Всеслав отказался и, не приняв боя, поджег Смоленск и сбежал к себе в полоцкую землю. Конница Владимира преследовала его до его владений и опустошила их. В 1079-м Владимир опять пошел в полоцкий край и завоевал Минск.

Смерть Всеволода

С 1080 по 1092 гг. его жизнь, как свидетельствует биография Владимира Мономаха, полностью проходила в походах. Это войны с торками, жившими в Переяславской области, а также с вятичами и половцами, которые грабили русские земли на юге.

В 1093-м умер Всеволод, но Владимир не стал киевским князем. Великое княжение он уступил Святополку, сыну Изяслава. Тем временем половцы опять вторглись в пределы русичей, угрожая Киеву.

Мономах отправился на помощь Святополку. В этом же году он, по настоянию Святополка и его окружения, которые были уверены в полководческом таланте Владимира, сразился с половцами у стен города Триполья.

Борьба с половцами

Однако надежды русской стороны не оправдались. Киевская дружина, которая составляла правый фланг русского боевого построения, дрогнула под натиском половцев, ей пришлось отступить. Левый фланг и центр попытались устоять, но были отброшены к реке Стугне.

Самому Владимиру Мономаху с трудом удалось спастись в этом побоище и укрыться за стенами Чернигова. В следующем, 1094 году, там его осадил Олег Святославович, возвратившийся из греческих земель. Он снова привел на Русь целые полчища половцев. Несмотря на упорное сопротивление, Мономах вынужден был отступить перед превышающими силами противника и уехал в город Переяславль.

Но в 1095-м Владимиру вместе со Святополком удалось отомстить половцам. Они подвергли разорению их земли, после чего направили свои силы против Олега. В результате чего последнему пришлось бежать из Чернигова в Стародуб. Оттуда он отправился на север и, собрав войска, овладел такими городами, как Муром, Ростов, Суздаль. Однако на реке Клязьме он был разбит войском Мстислава, сына Владимира Мономаха.

Полная победа

Продолжая рассматривать краткую биографию князя Владимира Мономаха, нельзя не сказать о победе над половцами. Они не прекращали набеги и в 1097 году захватили и разграбили Киев. На съезде русских князей в Любече Владимир призвал их прекратить междоусобицы и обратить совместные силы против половцев. Был заключен договор, скрепленный целованием креста, однако междоусобные войны не заканчивались.

Но Мономаху все же удалось объединить русичей в 1103 году, после двух других съездов, состоявшихся в Витичеве, а также у озера Долобского. Общее русское войско под его руководством наголову разбило половецкие силы на Днепре. После этого был одержан еще ряд побед - под Лубнами, Переяславом, на реках Дон и Сала. Тем самым был положен конец половецким вторжениям на Русь.

Великий князь

После смерти Святополка в 1113 году Владимир был избран киевлянами великим князем. Время его правления для Киевской Руси было благодатным. Враги были изгнаны из русских пределов, сыновья успешно охраняли границы. Мономах пользовался большим авторитетом среди младших князей, и споров о старшинстве не наблюдалось.

Князь занялся внутренним устройством. Одним из интересных фактов биографии Владимира Мономаха является то, что он внес весомые дополнения в «Русскую Правду». Так, например:

  • Была отменена месть за убийство, ее заменили денежным штрафом.
  • Произошло ограничение взимания процентов по займам.
  • В значительной мере облегчилось положение холопов.
  • Был наложен запрет на обращение в холопов за долги.

Поучение детям

Во времена правления Владимира Мономаха отмечался заметный подъем в обществе. В столице и других городах было построено множество красивейших храмов, на славянский язык переводились греческие книги в большом количестве.

Самим князем было написано Поучение, адресованное его детям, в котором были изложены значительные вехи биографии Владимира Мономаха и его советы. Он учил своих детей:

  • Никого не казнить смертной казнью.
  • По возможности делать все самостоятельно, не полагаясь на воевод.
  • Совершая поход по русским землям с войском, не позволять ему наносить вред местным жителям.
  • Овладевать языки, как их дед, Всеволод, который знал пять языков.

Скончался Владимир Мономах, биография которого была темой нашего обзора, в возрасте 71 года, в 1125 году, недалеко от Переяславля.

Перевезенцев С. В.

Владимир Всеволодович Мономах (в крещении Василий) (1053–1125) – князь смоленский, переяславский, великий князь киевский с 1113 г. Сын великого киевского князя Всеволода Ярославича и византийской принцессы Марии, от отца которой императора Константина IX Мономаха унаследовал свое почетное родовое прозвище «Мономах» (греч. - «единоборец»). Еще при жизни отца Владимир Всеволодович начал княжить в Смоленске, по поручению своего родителя участвовал в походах против врагов Руси. В 1093 г. после смерти Всеволода Ярославича, киевляне пригласили его на великое княжение. Но он отказался и, соблюдая принцип старшинства, уступил великокняжеский стол двоюродному брату Святополку Изяславичу.

В 1093 г., Владимир Мономах, вместе с другими молодыми князьями принял участие в битве с половцами на реке Стугне. В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха состоялся княжеский съезд в Любече. В 1103 г на Долобском съезде русские князья решили начать широкое наступление на половцев и отогнали степняков далеко за Дон и на Северный Кавказ. Вдохновителем и руководителем этих походов стал Владимир Всеволодович Мономах.

В 1113 г., после смерти киевского князя Святополка, в Киеве началось восстание против ростовщиков-иудеев и спекулянтов солью. Киевские бояре призвали на великокняжеский стол Владимира Мономаха. Чтобы успокоить киевлян, Владимир Всеволодович, не въезжая в охваченный восстанием Киев в пригородном селе Берестове повелел составить новый «устав». Этот устав вводил более справедливые правила взимания долгов, упорядочил правила взаимных денежных расчетов купцов, а также определил повинности крестьян-закупов, оградившие их от превращения в рабов-холопов. Новые законы облегчили положение должников и закупов, стали составной частью «Русской Правды», успокоили мятежное киевское простонародье и снискали Владимиру Мономаху славу мудрого законодателя и правителя, заботящегося о благе всех своих подданных.

Еще при жизни Владимир Мономах прославился своим полководческим талантом, совершив более восьмидесяти «великих» воинских походов, «малые» же походы исчислялись, видимо, сотнями. В историю Древней Руси Владимир Мономах вошел и как политический деятель, поставивший во главу угла идею единства Руси, которой он неизменно следовал в своих практических деяниях - он смог пресечь княжеские междоусобицы, возвысить авторитет великокняжеской власти, усмирить соседей-кочевников, объединить Русь под своим руководством.

Но, кроме того, что Владимир Мономах являлся крупнейшим военно-политическим деятелем Киевской Руси, он был и глубоким религиозно-философским мыслителем. Об это свидетельствует его знаменитое «Поучение» - наказ, завещание, которое Владимир Мономах предназначал для своих детей. «Поучение», с примыкающим к нему письмом Владимира Мономаха брату Олегу Святославичу, читается только в Лаврентьевской летописи, где вставлено между рассуждениями о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. В других летописях - Ипатьевской, Радзивилловской и др. - «Поучение» отсутствует, а текст, разорванный в Лаврентьевской летописи, читается без всякого разрыва. По поводу того, когда было написано «Поучение», существует большая литература, но вероятнее всего это произошло в 1117 г.

«Поучение» - это первая в нашей истории настоящая, очень подробная автобиография, помимо прочего представляющая собой выдающийся памятник древнерусской литературы, политической и религиозно-философской мысли.

Текст «Поучения» показывает, насколько глубоко к началу XII века христианское миросозерцание проникло в души и сердца мирских людей. Ведь, по сути дела, «Поучение» Владимира Мономаха - это первое известное нам в Киевской Руси светское произведение, основанное на христианском вероучение. Иначе говоря, это первое русское христианское сочинение, написанное светским человеком, а не монахом или священнослужителем.

Конечно, в «Поучении» можно увидеть, что на бытовом уровне в жизни русских людей XII века еще сохраняются языческие обычаи. Так, сам Владимир Мономах продолжает носить два имени - «нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир». Языческий образ ожидания смерти - «на санех седя» - используется великим князем для объяснения причин создания «Поучения». Именно по древней, но сохраняющейся еще на Руси языческой традиции, умершего везли либо в ладье, либо в санях. Следовательно, великий князь написал свое «Поучение», находясь на склоне лет, готовясь отойти в мир иной. Не чуждо Владимиру Мономаху и воспевание воинской доблести князей, своими корнями уходящее в языческую древность.

И, тем не менее, весь строй, вся основная символика и основные идеи «Поучения» Владимира Мономаха - глубоко христианские. Многочисленные и объемные цитаты из Псалтири и трудов Василия Великого, приведенные в тексте «Поучения», показывают не только хорошее знание Владимиром Мономахом христианской литературы, но и то, что именно христианские идеи были фундаментом всего мироощущения великого киевского князя. И главный наказ, который он обращает к своим детям, заключается в том, чтобы они всей душой приняли и исполняли правила христианского благочестия, хранили в своих сердцах истинную веру. И тогда у них сохранится надежда на избавление от грехов, обретения вечного спасения и вечную жизнь в Царствие Небесном, которая окрыляет душу всякого христианина и составляет главную цель земного бытия: "…Избыти грееховъ своихъ и Царствия не лишитися".

Красными нитями через текст всего «Поучения» проходят два глубинных христианских символа. Первый из них - символ сердца. В христианском понимании сердце - это вместилище и хранилище Божией благодати, средоточие и ядро всей человеческой личности. Поэтому именно к сердцам своих детей взывает Владимир Мономах, надеясь, что они примут его наказ «в сердце свое». И также к сердцам своих детей обращается он в надежде на то, что, истинно уверовав, они не будут лишены Божией благодати: «Аще вы Богъ умякчить сердце, и слезы своя испустите о гресех своих».

Второй символ - символ страха Божиего, который неразрывно связан с символом сердца. Уже в начале «Поучения» Владимир Мономах пишет: «Первое, Бога для и душа своея, страх имейте Божий в сердци своемь и милостыню творя неоскудну, то бо есть начатокъ всякому добру». По сути дела, здесь мы встречаемся с почти дословным прочтением библейской мудрости. «Начало мудрости - страх Господень», - говорится в Псалтири (111:10) и в Притчах Соломона (1:7, 9:10). Более того, в тех же Притчах утверждается - «страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (Пр. 10:27). Следовательно, испытание Страхом Господним - это один из важнейших путей к спасению. Ведь, согласно православному вероучению, Господь насылает Свои кары и страх Божий для того, чтобы очистить человека от скверны и избавить от грехов. Результатом же такого очищения является обретение премудрости и познание Божиих тайн. И недаром, завершая свои наказы детям, Владимир Мономах вновь возвращается к этому символу: «Се же вы конецъ всему: страхъ Божий имейте выше всего».

В этом отношении интересен тот факт, что идея страха Божиего уже вышла из монашеской среды и проникла в умы и души светских людей, даже властителей.

Необходимо отметить, что позднее символы сердца, как вместилища Божией благодати, и страха Божиего, как начала мудрости, станут одними из важнейших во всей древнерусской религиозно-философской мысли. Более того, эти символы будут сохранять свое значение и в XVIII–XX веках, став основой целого направления в отечественной философии, получившего именование «метафизика сердца».

В «Поучение» Владимира Мономаха перед нами разворачивается настоящая, яркая и образная картина христианского благочестия. И это тоже не случайно. Ведь одна из целей «Поучения» - показать идеальный образ христианского властелина. Покаяние, милосердие, молитва, попечение о слабых, справедливость, упование на Бога объявляются Владимиром Мономахом теми «малыми делами», которые доступны всем, и которые должны служить основными принципами управления государством: «Да то вы, дети мои, не тяжька заповедь Божья, оже тееми делы 3-ми избыти грееховъ своихъ и Царствия не лишитися». Среди этих принципов - и обязательный союз с Церковью, уважительное отношение к священнослужителям. Но при этом, Владимир Мономах постоянно делает акцент на главной для него в этом случае идее, - инициатива истинного христианского благочестия должна исходить от правителя.

Интересно в этом отношении, что Владимир Мономах, будучи светским правителем, довольно-таки скептически относится ко все более нараставшему с конца XI века аскетизму. Наоборот, он утверждает, что исполнение Божиих заповедей не составляет больших трудностей, а включает в себя всего лишь «три малых добрых дела»: покаяние, слезы и милостыня. Он призывает своих детей: «А Бога для не леенитеся, молю вы ся, не забывайте 3-х деелъ теехъ: не бо суть тяжка; ни одиночьство, ни чернечьство, не голодъ, яко иние добрии терпять, но малым деломь можно улучити милость Божию».

Идея «спасения малыми делами», столь ярко представленная в «Поучение» Владимира Мономаха - это явный отголосок все еще сохраняющего свое влияние раннего древнерусского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. Ведь и само христианское мироощущение великого князя - достаточно светлое и оптимистичное, даже несмотря на то, что ему близка идея страха Божиего. В этом смысле «Поучение» Владимира Мономаха - это пересечение двух христианских традиций внутри православной веры. А, по сути дела, даже трех традиций, если учитывать некоторой влияние языческих верований.

Важнейшей задачей истинного христианского правителя, помимо насаждения христианского благочестия, является сохранение единства своего государства. Поэтому, когда Владимир Мономах излагает в «Поучение» историю своей жизни, столь ярко вырисовывается идея единства Руси. Именно этой идее и служил сам Владимир Мономах. Понимая неизбежность процесса дробления Руси на отдельные княжества, он стремился убедить своих наследников сохранить их политическое, военное и культурное единство. Любопытен приведенный Владимиром Всеволодовичем пример: прилетающие весной из рая птицы, занимают свое, принадлежащее лишь им место; слабые занимают свое, а сильные - свое. И ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место - каждая довольствуется своим уделом. Так, считал Мономах, должны поступать и князья-рюриковичи. Так всю свою жизнь поступал и сам Владимир Всеволодович, правивший в согласии со своей совестью, чувствуя нужды родной земли.

Об этом свидетельствует еще одно его произведение, дошедшее до нас - «Письмо к Олегу Святославичу», внуку Ярослава Мудрого и многолетнему сопернику Мономаха. В этом письме Владимир Мономах призывает своего соперника отказаться от кровопролитной борьбы и мести, несмотря даже на то, что Олег Святославич убил в междоусобной борьбе за город Муром сына Мономаха - Изяслава.

Это письмо - свидетельство того, как сам Владимир Мономах, обуреваемый жаждой мести, подавляет в себе это низменное начало и пытается замириться с братом. Интересно, что в этом послании вновь важное место занимает символ сердца: «О многострастный и печалны азъ! - восклицает Владимир Мономах. - Много борешися сердцемъ, и одолевши, душе, сердцю моему, зане, тленьне сущи, помышляю, како стати пред Страшным Судьею, каянья и смиренья не приимшим межю собой».

Источником его мирных намерений служат, во-первых, идея Христовой любви, а, во-вторых, забота о единстве Русской земли. Даже со смертью сына готов примириться Владимир Мономах, во имя прекращения междоусобицы. Поэтому и обращается он к Олегу Святославичу с призывом к смирению и покаянию, утверждая: "…Не хочю я лиха, но добра хочю братьи и Русьской земли".

Произведения Владимира Мономаха - «Поучение» и «Письмо к Олегу Святославичу» - дошли до нас в единственном экземпляре в составе Лаврентьевской летописи. Но это не значит, что они не были известны современникам и потомкам. Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина и князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе. Более того, в XVI веке, когда встал вопрос о принятии московскими великими князьями царского титула, именно Владимир Мономах, как внук константинопольского императора, стал важнейшим звеном в генеалогическом древе, обосновывающим царские претензии московских государей. И недаром, царский венец, которым стали венчаться на царство, получил название «шапки Мономаха», хотя, как известно, не имел к историческому Мономаху абсолютно никакого отношения.

Владимир Всеволодович Мономах (др.-рус. Володимиръ (-мѣръ) Мономахъ; в крещении Василий; 1053-19 мая 1125) - князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель.

Сын князя . Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.

Своё детство и юность провёл при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславле-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далёкие походы, воевал против половцев.

В 1076 году вместе с Олегом Святославичем участвовал в походе в помощь полякам против чехов, также дважды с отцом и Святополком Изяславичем против Всеслава Полоцкого. Во время второго похода произошло первое использование наёмного войска из половцев для междоусобной войны. На момент смерти Святослава Ярославича (декабрь 1076 года) был смоленским князем.

В 1078 году его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1080 году отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.

В начале 1080-х подавил восстание вятичей, произведя два похода.

В 1093 году после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая войны, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Если сяду на столе отца своего, то буду воевать со Святополком, так как стол этот был его отца». Сам же остался княжить в Чернигове. Однако, Владимир сохранил свою власть в Ростове и распространил её на Смоленск. Также ему удалось не допустить замены своего сына Мстислава в Новгороде сыном Святополка (1102) и тем самым нарушить традицию, по которой в Новгороде княжил старший сын киевского князя.

Сразу после смерти Всеволода Ярославича, Владимир и его брат Ростислав вместе со Святополком Изяславичем потерпели тяжёлое поражение на Стугне от половцев. Во время бегства через реку Ростислав Всеволодович утонул. Пытаясь спасти его, Владимир едва не утонул сам. После нового поражения Святополка у Желани Владимир вместе со Святополком бился с половцами затем ещё раз - у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него был заключён мир, скреплённый женитьбой Святополка на дочери хана Тугоркана.

В условиях киевско-половецкого мира Владимир оказался один на один с поддержанным половцами Олегом Святославичем, изгонявшим из Чернигова ещё его отца, и вынужден был уступить ему Чернигов (1094). В следующем году в Переяславле он убил во время мирных переговоров двух половецких ханов в присутствии киевского боярина Словяты, после чего Святополк выступил на стороне Владимира в войне за левобережные волости. Изгнание Олега из Чернигова обернулось вторжением Тугоркана и Боняка соответственно на левый и правый берега Днепра, но Тугоркан был разгромлен на Трубеже и погиб.

Тем временем Олег занял Муром (Изяслав Владимирович погиб), Ростов и Суздаль. Тогда на него двинулся Мстислав Владимирович из Новгорода, а Вячеслав Владимирович (уже в союзе с половцами) был послан отцом ему на помощь с юга, и Олег был разгромлен на Колокше, изгнан из Рязани. Однако, несмотря на военные поражения, по решению Любечского съезда (1097) Святославичи получили всё отцовское наследство: Чернигов, Новгород-Северский, Муром, Рязань, Курск, Тмутаракань, - и междоусобица на левобережье Днепра утихла.

Владимир Мономах по решению Любечского съезда получил все волости Всеволодовы, т.е. Переяславль, Смоленск, Ростовскую область, Новгород также остался за сыном его Мстиславом.

Вскоре после Любечского съезда началась война за Волынь, Перемышль и Теребовль. Формальным поводом к войне послужило ослепление Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским, но то, что это произошло во владениях Святополка, едва не привело к его свержению Владимиром с киевского престола в 1098 году, а в результате войны Святополк отобрал у Давыда Волынь себе, а претензии Святополка на владения Ростиславичей провалились после битв на Рожном поле и на Вагре. Заключение мира и распределение волостей произошло на съезде в Уветичах (1100).


В 1101 году Владимир Мономах, Олег и Давид Святославич на съезде у Сакова заключают мирное соглашение с половцами, подтверждённое обменом заложниками. Мир с половцами был нарушен Святополком и Мономахом в 1103 году.

Начиная с 1103 года Владимир Мономах стал вдохновителем и одним из руководителей совместных наступательных военных походов против половцев (сражения на Сутени в 1103 году, на Сальнице в 1111), также были разбиты Боняк и Шарукан на переяславской земле (1107).

После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха (4 мая 1113 года). Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение рабов и закупов.

Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 её территории. Туров Мономах получил по смерти Святополка как киевскую волость. В 1117 году Мономах отозвал своего старшего сына Мстислава из Новгорода в Белгород, что стало вероятной причиной выступления сына Святополка Изяславича Ярослава, правившего на Волыни и опасавшегося за свои наследственные права на Киев.

В 1118 году Мономах вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге. В 1118 году Ярослав был изгнан с Волыни, после чего пытался вернуть княжество с помощью венгров, поляков и разорвавших союз с Мономахом Ростиславичей, но безуспешно.

В 1119 году Мономах силой оружия завладел также Минским княжеством. При Владимире Мономахе начали заключаться династические браки между Рюриковичами. Ярослав Святополчич (убит в 1123 году при попытке вернуть Владимир-Волынский) и Всеволод Ольгович (черниговский князь с 1127 года) были женаты на дочерях Мстислава Владимировича (внучках Мономаха), на дочери Мономаха Агафье был женат Всеволодко городенский, Роман Владимирович был женат на дочери Володаря Ростиславича Перемышльского. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, который он заслужил в борьбе с половцами, а также концентрации большей части земель Древнерусского государства в руках киевского князя.

После второго похода русских дружин в верховья Северского Донца с разгромом находящихся под властью половцев городов (1116) половцы откочевали от русских границ (частично ушли на службу в Грузию), и посланное в конце правления Мономаха за Дон войско не нашло там половцев.

В 1116-1117 годах по поручению Владимира Мономаха создана была 2-я редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом Выдубицкого монастыря, затем в 1118 по поручению переведённого отцом на юг Мстислава Владимировича - 3-я. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.

Около 1114 года на Руси появился византийский самозванец Лжедиоген II, выдававший себя за давно убитого сына императора Романа IV - Льва Диогена. Владимир II Мономах из политических соображений «признал» претендента и даже выдал за него свою дочь Марию. Великому князю удалось собрать значительные силы, и в 1116 году под предлогом возвращения престола «законному царевичу» он пошёл войной против Византии - последней в истории двух государств. При поддержке Мономаха и половцев Лжедиогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наемных убийц, посланных византийским императором Алексеем I. Это, однако, не остановило Мономаха. Он продолжал действовать - теперь уже в «интересах» сына Лжедиогена II - Василия и организовал новый поход, пытаясь удержать города на Дунае. Во главе войска встал воевода Иван Войтишич, которому удалось «посадить посадников по Дунаю».

Византия, вскоре, смогла вернуть себе придунайские земли, так как вскоре Мономах послал на Дунай ещё одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое неудачно осадило Доростол и вернулось обратно.

Только в 1123 году русско-византийские переговоры увенчались заключением династического брака: внучка Мономаха стала женой византийского императора.

До нас дошли четыре произведения Владимира Мономаха. Первое - «Поучение Владимира Мономаха», второе - автобиографический рассказ о «Путях и ловах», третье - письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу, четвёртое (предполагаемое) - «Устав Владимира Всеволодовича».

Браки и дети:

В отношении большинства детей Владимира Мономаха точно определить, когда (и, соответственно, от какой из жён) они были рождены, не представляется возможным. «Гюргева мати» (то есть мать Юрия Долгорукого), как писал сам Владимир, умерла 7 мая 1107 г., тогда как дата смерти его первой жены Гиты - 10 марта, скорее всего - 1098 г. Это соображение позволило А. В. Назаренко отнести рождение Юрия к более позднему времени и ко второму браку Владимира. Все дети от первого брака (кроме Романа) носили славянские имена, все дети от второго брака - имена греческие.

В 1074 году женился на принцессе-изгнаннице Гите Уэссекской, дочери короля Гарольда II Английского .

(1076-1132), великий князь Киевский с 1125
Изяслав Владимирович (-1096), князь курский
Святослав Владимирович (-1114), князь смоленский и переяславский
Роман Владимирович (-1119)
(1082-1139), великий князь киевский с 1132
(-1154), князь туровский, великий князь киевский в 1139, 1150, 1151-54.

Мария (Марица) Владимировна (†1146/1147), замужем за Лжедиогеном II
Евфимия Владимировна (†1139), вышла замуж за Кальмана І, короля Венгрии
Агафия Владимировна
(ок. 1099 - 1157), князь суздальский, великий князь киевский в 1149-50 и с 1155
Андрей Владимирович (1102-1142), князь волынский, князь переяславский.

Похожие публикации