Полы в квартире и доме

Степени сравнения полной форме. Нормы употребления и образования степеней сравнения прилагательных. Общая информация об именах прилагательных

Краткие формы и степени сравнения имен прилагательных

146.

Краткие формы имен прилагательных

Краткую форму имеют лишь качественные прилагательные. Краткие прилагательные отличаются от полных определенными морфологическими признаками (не изменяются по падежам, имеют только форму рода и числа) и синтаксической ролью (в предложении они бывают сказуемым). Например:Молчалин прежде был так глуп ! (Гр.). В роли определений краткие прилагательные выступают лишь в отдельных фразеологических оборотах (по белу свету; на босу ногу; средь бела дня и др.) или в произведениях устного народного творчества (добра молодца, красну девицу ).

Краткие прилагательные, утратив способность изменяться по падежам и выступая, как правило, в роли сказуемого, иногда приобретают и новое лексическое значение, отличное от значений полных прилагательных.

Разными по значению могут стать прилагательныевидный ивиден, правый иправ, способный испособен и т.п. Причем такие прилагательные, какгоразд, надобен, рад и некоторые другие, употребляются только в краткой форме:Здравствуй, Балда-мужичок, какой тебе надобен оброк? (П.),А разве пригожий Лель горазд на песни? (А. Остр.).

Прилагательное должен в отдельных фразеологических оборотах употребляется и в полной форме:в должной мере, должным образом и т.д., но имеет другое значение.

В современном русском языке краткие прилагательные образуются от полных. В единственном числе родовыми окончаниями являются: для мужского рода - нулевое окончание (крепкий - крепок, новый - нов, тощий - тощ и т.д.); для женского рода окончание-а (крепка, нова, тоща) ; для среднего рода - окончание-о, -е (крепко, ново, тоще) . Во множественном числе родовые различия отсутствуют: все краткие прилагательные оканчиваются на-ы, -и (крепки, новы, тощи) .

Если основа полного прилагательного имеет на конце два согласных звука, то при образовании кратких прилагательных мужского рода между ними иногда появляется беглый гласный звуко илие (резкий - резок, вечный - вечен и т.п.). Так же образуются краткие формы от полных прилагательных на-ный и -нный (-енный, -анный) . В мужском роде они оканчиваются на-ен или -нен (красный - красен, честный - честен, мутный - мутен, голодный - голоден и современный - современен, благоуханный - благоуханен) .

Если краткая форма прилагательных образована от страдательных причастий на-нный , то она оканчивается на-ен (-ан, -ян) (уверенный - уверен, подержанный - подержан) .

В употреблении данных форм наблюдаются колебания. Например, наряду с формой на-ен употребляются и формы на-енен (естествен и естественен, родствен и родственен) . Формы на-ен более продуктивны для современного русского языка.

В современном русском языкене имеют кратких форм :

1. Качественные прилагательные, которые по происхождению являются относительными, о чем свидетельствуют их словообразовательные связи с существительными:братский, трагический, товарищеский, вражеский, дружеский, кровный, цельный, дельный, кляузный, даровой, боевой, черновой, передовой и др.

2. Прилагательные, входящие в состав терминологических наименований качественного характера:глубокий тыл, скорый поезд, спешная почта и др.

3. Некоторые многозначные прилагательные в отдельных своих значениях. Например:славный в значении «приятный, хороший»:Славная песня, сват! (Г.);круглый в значении «полный»:Вторым несчастьем князя было его круглое одиночество (Ч.);горький в значении «несчастный»:Ничего, Поля, ты вот над своим счастьем смеешься, вдова горькая (Тренев);бедный в значении «несчастный»:Ах, бедная Снегурочка, дикарка, поди ко мне, тебя я приголублю (А. Остр.) и некоторые другие. Эти же прилагательные, выступающие в другом значении, могут иметь и краткую форму. Например,славный в значении «знаменитый, достойный славы»:Богат и славен Кочубей... (П.);круглый в значении «имеющий форму шара»:Кругла , красна лицом она [Ольга]... (П.);горький в значении «резко неприятный по вкусу»:Без меня начинается в доме ералаш: то - не так; другое - не по вас; то кофей горек , то обед опоздал... (А. Остр.);бедный в значении «имеющий недостаток чего-либо»:Низкий голос ее [Горчаковой]был глуховат и беден оттенками (Шол.);бедный в значении «недорогой, убогий»:Свеча уныло и как-то слепо освещает комнату. Обстановка ее бедна и гола... (С.-Щ.).

4. Прилагательные с суффиксом-л- , образованные от глаголов и сохранившие с ними связь:бывалый, исхудалый, отсталый, умелый и др. Краткие формы таких прилагательных совпали бы с формами прошедшего времени глагола:бывал, исхудал, отстал, умел . При утрате связи с глаголами прилагательные получают возможность образовывать краткие формы:дряблый - дрябл, тусклый - тускл и др.

Прилагательные и наречия во многих языках мира имеют степени сравнения. В английском это Positive Degree, Comparative Degree и Superlative degree, в польском - rywny, wyższy, najwyższy, во французском - le positif, le comparatif, le superlatif. Не стал исключением и русский язык, в нем есть положительная, сравнительная и превосходная степень прилагательных. Чем же они отличаются и какие бывают их формы?

Степени сравнения: виды, таблица

Способностью образовывать степени сравнения обладают прилагательные и образованные от них наречия.

Их существует три:

  • Положительная.
  • Сравнительная.
  • Превосходная.

Каждая из них выражает различный уровень обладания предметом или особым определенным качеством.

Например: находчивый мальчик (положительная ), однако он может быть находчивее (сравнительная ), а в определенной жизненной ситуации и вовсе стать самым находчивым (превосходная ).

От каких прилагательных можно образовать степени сравнения

Как известно, все прилагательные российского языка делятся на несколько разрядов.

  • Качественные - означают признаки, которыми предмет или живое существо могут обладать в разных степенях: сладкий, слаще, самый сладкий.
  • Относительные - называют признаки предмета или живого существа по их отношению к обстоятельствам, действиям или других личностям, вещам: телефонный звонок, деревянная постройка.
  • Притяжательные - свидетельствуют о принадлежности чего-то кому-то: пушкинская строфа, отцовское напутствие.

Только от первого разряда может образовываться сравнительная и превосходная степень прилагательных (обаятельная - обаятельнее, самая обаятельная), поскольку нельзя сказать: «более деревянная постройка» или «самая пушкинская строфа».

Также образовывать степени сравнения могут наречия, пришедшие из качественного разряда прилагательных: бодрый - бодро (более бодро).

Сравнительная степень прилагательных в русском языке

Прежде чем перейти к рассмотрению сравнительной степени, стоит немного упомянуть о положительной. Так называют начальную степень сравнения (скучный). Фактически степенью сравнения она считается лишь формально. А вот следующей является сравнительная степень прилагательного (скучнее, более скучный). Она служит для того, чтобы показать, что у определенного предмета или у особы данное качество присутствует в большем/меньшем количестве, нежели у кого-то/чего-то другого. Например: «Этот чай более крепкий (крепче), чем тот, что мы пили вчера».

Информация о формах сравнительной степени

В приведенном выше примере можно заметить, что сравнительная степень в русском языке может образовываться такими способами: с помощью суффиксов или при помощи добавления дополнительного слова (в данном примере это - «более»). Получается, можно выделить 2 формы сравнительной степени прилагательных в русском языке: простую и составную или как ее еще иногда называют - сложную.

Способы образования простой формы

Есть несколько способов ее формирования.

  • При помощи суффиксов -ее, -ей, -е, -ше, добавляемых к основе: бодрый - бодрее. Однако стоит помнить, что если используются суффиксы сравнительной степени прилагательных -е, -ше, то может произойти чередование согласных в корне слова, а суффиксы -к, -ок, -ек вообще могут упраздняться. Например: узкий - уже, звонкий - звонче.
  • Иногда простая форма может образоваться добавлением все тех же -ее, -ей, -е, -ше, а также префикса по-. Например: скоро - поскорее, быстро - побыстрее. Прилагательные, образованные таким способом, как правило, являются уделом разговорной речи.
  • Иногда сравнительная степень прилагательных в русском языке формируется при помощи иной основы слова: плохой - хуже.

Стоит помнить, что простую форму можно образовать далеко не от каждого качественного прилагательного. Так исторически сложилось, что от некоторых слов попросту нельзя ее образовать. Например, от таких прилагательных, как «рослый» или «деловой». Ведь нельзя сказать: "рослее" или "деловее".

В отличие от положительной, простая сравнительная степень не имеет окончания и не изменяется. Например, прилагательное «светлый» изменяется по родам и числам: «светлая», «светлое», «светлые» и т.п. Кроме того, оно склоняется по падежам. А вот сравнительная степень прилагательного - «светлее», неизменна.

В этой форме слова, как правило, выполняют синтаксическую роль сказуемого: «Слова любви - слаще меда», а в отдельных случаях - определения: "Сварите варенье послаще".

Сложная форма

В отличие от простой она формируется не с помощью суффиксов или префиксов, а способом добавления к прилагательному в положительной степени слов "более" или "менее". Например: «Рембрандт был более гениальным художником, нежели большинство его современников, но по-настоящему его оценили спустя годы после его кончины».

Прилагательные в сложной форме склоняются по падежам, изменяются по числам и соответственно по родам, в то время "более" и "менее" остаются неизменными. Например: более мощный (мощная, мощное, мощные).

Как в простой форме, так и в составной, прилагательные сравнительной степени в предложении выполняют роль сказуемых или определений: «Их отношения были более близкие и возвышенные, нежели у кого-либо из окружающих».

Рассмотрев информацию о сравнительной степени, теперь стоит перейти к изучению превосходной. А поможет не забыть, как формируется сравнительная степень прилагательных - таблица.

В ней вкратце изложена вся информация о простой и сложной формах и их образовании.

Краткая информация о превосходной степени сравнения

Она служит для того, чтобы продемонстрировать, что определенный предмет или живое существо абсолютно превосходят какие-либо другие по определенному качеству, которое представлено у них в наивысшей мере.

Например: «Домик у третьего поросенка был самый прочный и волк не смог уничтожить его».

Немного о формах превосходной степени

Разобраться с этой темой помогут знания о том, как образуется простая и сложная сравнительная степень прилагательных. В случае с превосходной степенью обе ее формы носят аналогичные названия: простая и составная (сложная) и формируются по соответствующему принципу.

Образуются они по тому же принципу:

  • Простая формируется добавлением суффиксов -ейш, -айш к основе: заботливый - заботливейший. Аналогично со сравнительной, у превосходной также может выпадать суффикс основы -к: низкий, нижайший. Слово, образованное с помощью простой формы превосходной степени, склоняется по падежам и изменяется по числам и родам. В то время как сравнительная степень прилагательного в простой форме лишена этого свойства. К примеру: «светлый». Как было сказано выше, в сравнительной форме оно неизменно - «светлее». Но в превосходной степени - «светлейший», оно способно меняться: «светлейшая», «светлейшие».
  • Составная (сложная) форма образуется добавлением слов "наиболее", "наименее" или "самый" ("самая", "самое", "самые") к прилагательному в положительной степени. К примеру: самый яркий, наименее занятный, наиболее смешной. В отдельных случаях в формировании может участвовать и сравнительная степень прилагательного плюс слово «всех». Например: «Эта девочка быстрее всех в классе справилась с заданием». Как и в случае с составной формой сравнительной степени, прилагательное в превосходной изменяется по тем же категориям. А дополнительные слова: "наиболее" или "наименее" остаются неизменными: «Волк побежал наиболее короткой дорогой к дому Бабушки и опередил Красную Шапочку». Однако «самый» также изменяется: «Волк побежал самой короткой дорогой к дому Бабушки и опередил Красную Шапочку».

Что касается синтаксической роли, то прилагательные в этой степени, как правило, выступают в роли сказуемых: "Удивительнейшее путешествие". Реже - определений: "Это была история об удивительнейшем путешествии". А в сложной форме они чаще всего выполняют роль определений: «Он был умнее всех в школе».

Превосходные и сравнительные степени прилагательных: упражнения для закрепления знаний

Чтобы лучше запомнить весь изложенный материал, стоит потренироваться, выполнив несколько довольно простых упражнений.


Сама по себе тема о сравнительных степенях прилагательных довольно легкая. Однако, чтобы не допускать ошибок стоит запомнить основные правила, тем более что в большинстве европейских языков прилагательные тоже имеют по 3 степени сравнения. Поэтому разобравшись, какие они есть в русском, можно смело браться за изучение грамматики иностранных языков.

Практическое занятие №3

1. Теоретическая часть:

1) Неопределенная форма глагола

2) Статус элемента - ТЬ

3) Синтаксические функции инфинитива

2. Вид глагола

а). Грамматическая природа категории вида;

б). Вопрос о словоизменительном и несловоизменительном характере категории вида;

в). Видовые корреляции. Перфективация. Имперфективация.

г). Вид и Способы глагольного действия

2. Практическая часть:

1. Выполните упр. 464, 483 (письм.) из сб. упр. под ред. В.А. Белошапковой.

Из упр. 483 № 483 - глаголы впишите в следующую таблицу:

2. Составьте парадигму одного из глаголов: решиться или решаться

Литература:

1. Совр.русск. язык. Под ред. В.А.Белошапковой.

2. Н.А.Шанский и др. Совр. русск. язык. В 3-х ч. Ч.2.

3. РГ. - М.: Наука, 1980.- Т.1.-С. 583-612; 613

4. Грамматика русского языка. - М.: Наука.- 1970.

5. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. М.: 1971. – с.10-12.

6. Н.С.Авилова. Суффиксальная видовая пара как предмет грамматического исследования.// Русский язык. Вопросы его истории и совр.состояния. М.: 1978.-с.48-56 (ксерокопия в читальном зале ПГУ) .

7.С.Карцевский Из книги “ Система русского глагола”. Вид.\\ Вопросы глагольного вида. Сб.М.: 1962.-с. 218-230.

8. И.К.Сазонова Русский глагол и его причастные формы. Толково- грамматический словарь. М.: Русский язык.1989.

9. В.В.Виноградов. Руский язык. Грамматическое учение о слове.- М.-, 1947.- с. 422, 428- 429.

10. Русский язык. Учебник для 5 кл. ср.шк.- М.: Просвещение, 1990.- параг. 94.- с. 244- 245.

11. В.В.Бабайцева. Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. Изд.2 - М.: Просвещение, 1993.



12. М.Гиро-Вебер Вид и семантика русского глагола. \\ Вопросы языкознания.- 1990.- № 2.- с. 102-112.

13. Е.В.Падучева Семантика вида и точка отчёта \\ Известия АН. Серия “ Литература и язык”. 1986.-№ 5

14. А.В.Бондарко, Л.Л.Буланин Русский глагол.- Л.-1967.- с. 11-29, 30-75.

15. И.Г.Милославский Морфологические категории совр.русского языка. М.: Просвещение. 1981.с.158-180.

Задание №4

Тема: Переходность - непереходность. Возвратность.

1. Теоретическая часть.

I. 1. Определите, как квалифицируется переходность-непереходность в РГ-80, вузовских и школьных учебниках.

2. Раскройте морфологические, синтаксические, лексико-синтаксические признаки переходности-непереходности.

3. Определите место переходности-непереходности, косвенной переходности

II. 1. Сопоставьте имеющиеся в вузовской учебной литературе классификации лексико-грамматических разрядов возвратных глаголов.

2. Определите возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов, и возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов.

III. 1. Приведите известные вам определения категории залога.

2. Определите морфологические, синтаксические, лексико-семантические признаки, лежащие в основе классификации залогов.

IV. 1. Охарактеризуйте материал по данной теме, имеющийся в школьных учебниках.

2. Практическая часть.

1. Ознакомьтесь с теоретическими сведениями по категории залога, изложенными в РГ-80.-параг. 1455-1472.-с. 615-619. Письменно ответьте на вопрос, имеют ли залог по 2-х, 3-х залоговой системе глаголы в безличной, неопределённо-личной, обобщённо-личной конструкциях? Аргументируйте свой ответ.

2. Выполните упр. 471(А,Б)- 1 часть из сб.В.А.Белошапковой. Определяя залог по 2-х и 3-х залоговой системе, укажите, разновидности возвратно-среднего залога.

Как меняется степень страдательности в трёхчленной, двухчленной, одночленной страдательной конструкциях?


Задание №2

Тема: Словоизменение глагола.

1. Теоретическая часть.

Изучите следующие вопросы:

I. Спряжение:

1. Определите понятия: “спряжение в широком и узком смысле”, «Форма глагола», “Парадигма глагола”.

2. Выделите группы глаголов с точки зрения особенностей их спряжения (в узком понимании);

3. Охарактеризуйте глаголы 1 и 2 спряжения. Отметьте особенности спряжения глаголов ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ПОЧТИТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ.

2. Основы глагола:

1. Дайте понятие “основы глагола”;

2. Отметьте, какие глагольные формы образуются от основы наст. времени и какие - от основы инфинитива. Особо выделите группы глаголов, образованных от основы прошедшего времени.

3. Классы глаголов:

1. Определите признаки, на основе которых выделяются глагольные классы;

2. Дайте понятие “продуктивных”и “непродуктивных” классов.

2.Практическая часть.

1. Составьте алгоритм определения спряжения по школьному учебнику для 5 кл.(каб.205)

2. Выполните упр. 466 (письм.), 467 (уст.), 468 (письм.) из сб.упр. В.А. Белошапковой.

3. Образуйте все возможные словоформы от следующих глаголов: БЕСЕДОВАТЬ, ПОБЕСЕДОВАТЬ, РАЗМЕЩАТЬ, РАЗМЕСТИТЬ

Образец: сообщать (перех., несов.)

Сообщать сообщаiют

(основа н.ф.) (основа н.ф.)

  1. сообщая 1. сообщаiут
  2. сообщал бы 2. сообщай
  3. сообща – вший 3. сообщаiущий

Сообщаiемый

Сообщаi-я

Сообщить (перех., сов.)

Сообщить сообщат

(основа н.ф.) (основа буд. вр.)

  1. сообщи – л 1. сообщ-ат
  2. сообщи-л бы 2. сообщи
  3. сообщи-вший

Сообщё-нного

  1. сообщи-в

Задание № 6

Безличные глаголы.

I. Теоретическая часть:

Подготовьте ответы на вопросы по теме:

  1. Сопоставьте определения категории наклонения, представленные в академической грамматике и вузовских учебниках.
  2. Охарактеризуйте систему грамматических форм и наклонений и определите, на чем основано противопоставление изъявительного наклонения повелительному и сослагательному; повелительного наклонения – изъявительному и сослагательному.
  3. Опишите парадигму изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения и их значения.
  4. Раскройте условия прямого и переносного употребления форм изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений.
  5. Расскажите об употреблении инфинитива в значении форм других наклонений.
  1. Определите содержание понятий “абсолютное время” и “ относительное время”.
  2. Перечислите грамматические формы, выражающие значение “абсолютного времени” и “относительного времени”.

3. Охарактеризуйте прямое и переносное употребление форм времени.

4. Выявите взаимосвязь категории времени и вида, времени и наклонения.

1. Объясните, почему противопоставляются формы 1-го и 2-го лица формам 3-го лица.

2. Охарактеризуйте прямое и переносное употребление грамматических форм лица.

3. Расскажите о глаголах с неполной парадигмой грамматических форм лица, определите причины «недостаточности» форм лица.

4. Охарактеризуйте безличные глаголы, обратив внимание на степень безличности, производность глаголов, выражение ими морфологических категорий глагола, отнесенность к лексико-семантических типам.

Литература:

1. Н.М.Шанский. Совр.русский язык. В 3-х ч.-Ч.1.-М.: Высшая школа.

2. Совр.русский язык. Под ред. В.А.Белошапковой.

3. РГ-80.-М.:Наука, Т.1.-с. 618-626; 626-636; 636-640.

4. В.В.Виноградов. Русский язык: Грамматическое учение о слове.-М.:1947.-с.581,584,587-606,543-581,452-468.

Дополнительная литература:

1. А.В.Бондарко Вид и время русского глагола.-М.,1977.-с.64-176.

2. А.В.Бондарко,Л.Л.Буланин. Русский глагол.-Л.,1967.-с.120-134,135,148.

3. Функциональный анализ грамматических категорий. Межвуз. сб. науч. тр.-Л.-с.123-137,103-117.

4. А.Ф.Дружинина. О недостаточных глаголах в совр.рус.языке.\\ РЯШ.-1963.-№ 4.-с.78.

5. Л.К.Граудина, В.А.Ицкович Грамматическая правильность русской речи.М.,1976.-с.202-218.

Задание №

Контрольная работа по теме “ Глагол”.

1. Повторите теоретический материал по теме, пересмотрите д\з, практические занятия по глаголу.

2. Сделайте полный морфологический разбор глаголов в тексте к упр. 510 из сб. упр. В.А. Белошапковой по схеме:

  1. Словоформа в тексте;
  2. Часть речи; категориальное значение глагола;
  3. Начальная форма; вопрос к начальной форме глагола; вопрос к словоформе в тексте;
  4. Форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая);
  1. Пост.: Вид глагола (сов. – несов.); значение вида (предельный – непредельный); видовая пара глагола; способ образования видовой пары; способ глагольного действия;
  2. Переходность/непереходность глагола; показатель переходности/ непереходности;
  3. Возвратность/невозвратность; показатель возвратности (постфиксация и значение постфикс.);
  4. Залог глагола; показатель залога; значение залога;
  5. Основы глагола (основа инфинитива, прошедшего времени, основа настоящего - будущего времени);
  6. Класс глагола; показатели класса глагола;
  7. Тип спряжения глагола; показатель наклонения, значение наклонения;

Непост.: 1. Наклонение глагола; показатель наклонения, значение наклонения;

    1. Время глагола; показатель; значение времени;
    2. Лицо глагола; показатель лица, значение лица;
    3. Число глагола; показатели числа; значение числа;
    4. Род глагола; показатель рода; значение рода;

III. Парадигма спряжения глагола;

IV. Функция в предложении

3. Принесите тетради для контрольных работ.

4. Подготовьтесь к диктанту.

Задание №

Тема: Причастие. Деепричастие.

I. Теоретическая часть.

1. Своеобразие причастий с т.зр. их лексико-грамматического значения морфологических, признаков и синтаксических свойств. Статус причастий в отечественном языкознании.

2. Классификация причастий. Отличие в значении действительных и страдательных причастий.

4. Адъективация причастий.

5. Статус деепричастия. Значение, морфологические признаки и синтаксические свойства деепричастий.

Литература:

  1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Совр.русск. язык.- Ч.2.

2. Белошапкова В.А. Совр.русск. язык.

3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии.-М.:1986.

4. Супрун А.Е. Части речи в русском языке.-М..1971.

Практическая часть:

  1. Выполните упр. 511 (1), 519 (1) из сб. упр. В.А.Белошапковой (письм.), 517 (устно)

Делая упр. 519 (1) внимательно прочитайте часть Б, используйте словари.

  1. Подготовьтесь к проверочной работе по морфологич. разбору прич. и деепричастий.

Для тренировки используйте упр. 523, 527 из сб. упр. Белошапковой.

План разбора причастия:

I. 1. Словоформа в тексте.

3.Начальная форма. Вопрос к начальной форме. Вопрос к словоформе в тесте.

4. Глагол, от которого образовано причастие. Основа, от которой образовано причастие. Суффикс причастия.

II. 1. Признаки глагола.

Вид, показатель вида.

Возвратность/невозвратность, функция и значение постфикса.

Переходность/непереходность, показатель.

Залог (по двум концепциям), класс, спряжение.

2. Признаки причастия.

Залог, показатель залога.

Время: абсолютное (морфологическое) – относительное.

Показатель времени.

Полная (краткая форма, показатель формы), род, число, падеж (показатель).

III. Парадигма склонения

IV.Функция в тексте

План разбора деепричастия в тексте:

I.1. Словоформа в тексте.

3.Глагол, от которого образовано деепричастие. Основа глагола, от которого образовано деепричастие. Суффикс деепричастия, постфикс – ся, если имеется.

II.Признаки глагола: вид, показатель вида.

Переходность/непереходность, показатель переходности/непереходности.

Возвратность, показатель возвратности.

Залог (по двум концепциям), класс, спряжение.

Время. Значение времени.

2.Признаки наречия.

III. Парадигма.

IV. Функция в тексте.

Задание №

(Практическое занятие)

Тема: Наречие.

1.Теоретическая часть:

1.Наречие как часть речи и его место в системе частей речи. Взаимодействие наречия с другими частями речи.

2. Классификация наречий.

3. Образование наречий.

II. Практическая часть:

1. Подготовьтесь к проверочной работе на правописание наречий по пособию Кайдаловой, Калининой “Совр. русская орфография”.

2. Выполните упр.528, 532, 536 из сб. упр. В.А.Белошапковой

3. Выполните полный морфологический разбор 1 наречия по схемам из упр. 528 (№11-13).

План анализа наречий:

1.1. Словоформа в тексте.

3. Начальная форма.

2.1. Разряд и подразряд по значению.

2. Образование в синхронном и диахронном плане.

3. Степень сравнения. Показатель степени сравнения. Значение.

4. Форма субъективной оценки. Показатель.

3.1. Парадигма степеней сравнения.

4. . Функция в предложении.

План анализа слов категории состояния (к/с)

1.1.Словоформа в тексте.

II. Нач. форма слова категории состояния (форма наст. вр., изъяв. накл., полож. степ.).

2.1. Разряд по значению.

2. Наклонение, показатель, значение.

3. Время, показатель, значение

4.Степень сравнения, показатель, значение.

3. Парадигма.

4.Функция в предложении..

Задание № 10

(Лабораторное занятие)

I. Теоретическая часть: Изучите следующие вопросы:

1. Общая характеристика категории состояния: а) значение, б)морфологические признаки, в) синтаксическая роль.

3. Компаратив как особое грамматическое явление:

а) образование форм сравнительной степени.

б). особенности значения компаратива разных частей речи.

в). особенности синтаксического употребления компаратива.

Литература:

1. Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов.Совр. русск. язык: Ч.1.-М.:1987, с.223-230.

2. Русская грамматика.-Наука, 1980.-Т.1.-с.562-565, 703,705.

3. Грамматика совр. русского литературного языка.-М.:Наука.-1970.-с.336-337,623.

4. Л.В.Щерба. О частях речи в русском языке. // Избранные работы по русскому языку.-М.,1957.-с.63-84.

5. О.К.Кочинева. Степени сравнения прилагательных, наречий, слов категории состояния. // РЯШ.-1979.-№1.

6. В.П.Сергеев. Методика разграничения форм сравнительной степени прилагат., наречий, слов категории состояния. // РЯШ.- 1963.-№2.

7. О.К.Кочинева. Омонимия наречий со словами др. частей речи.// РЯШ.-1967.-№6.

8. Л.Л.Буланин. Трудные вопросы морфологии.-М.: Просвещение, 1976.-с.174-181.

Практическая часть:

1. Сделайте конспект одной работы на выбор (п.4-8).

2. Выполните упр. 538, 539, 541 из сб. упр. В.А.Белошапковой.

Задание №

(Практическое занятие)

Тема: Модальные слова. Переходные явления в области морфологии.

I. Теоретическая часть:

1. Модальность и средства её выражения в русском языке.

2. Модальные слова как часть речи.

3. Семантические разряды модальных слов.

4.Вопрос о модальных словах в русской лингвистике.

5. Переходные явления в области морфологии.

Литература:

1. Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов. Совр. русск. язык. В 3-х ч. Ч.1-1986.-с.230-233.

2. Л.Л.Буланин. Трудные вопросы морфологии. М.:Просвещение,1976.-с.188-189.

II. Практическая часть:

Выполнить упр. 331, 332, 334 из сб. упр.С.Г.Ильенко - М.,1986.

План разбора:

I. 1. Слово в тексте.

II.1. Разряд модальных слов по значению.

2. Морфологические свойства модальных слов.

3. Соотнесённость модальных слов со знаменательными частями речи (краткими прилагательными, наречиями, словами категории состояния, глаголами).

III. Функция в тексте.

Задание №

(Практическое занятие)

Контрольная работа № 2.

Морфологический разбор причастий, деепричастий,

1. Повторите теоретический материал по теме, подготовьтесь к морфологическому разбору. Для тренировки используйте упр. 709 из сб. упр. М.С.Буниной. Выполните морфологический разбор указанных частей речи.

2. Подготовьтесь к контрольному диктанту.

Морфологический разбор категории состояния.

I. 1) Словоформа в тексте.

3) Начальная форма слова категории состояния (форма наст. вр., изъявит. накл., положит. степ.).

II. Пост.1) Разряд по значению.

2) Соотнесённость с другими частями речи.

3) Наклонение; показатель наклонения.

Непост.4) Время; показатель; значение.

5) Степень сравнения; показатель; значение.

III. Функция в предложении.

Задание №12

(Практическое занятие)

Тема: Служебные части речи.

I. Теоретическая часть.

1. Частицы по происхождению, структуре, значению и употреблению.

2. Предлоги по образованию, структуре, значению и употреблению

3. Союзы по образованию, структуре, значению и употреблению.

Литература:

1. Совр. русск. язык.В 3-х ч.-Ч.1.-с. 252-257, 242-248,248-252.

2. Школьный учебник для 5-6 кл. с. 332-339,342,305-312, 315-319,321-325.

II. Практическая часть:

Выполните упр. из сб. под ред. С.Г.Ильенко.-М.:1986:

№ 320: определите частицы 1) по происхождению, 2) по структуре, 3) по значению, 4).употреблению.

№ 311: определите все встретившиеся в тексте предлоги по 1). образованию 2). структуре 3).значению 4).употреблению

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

№ 314: определить союзы по 1) образованию 2) структуре 3) значению

4) употреблению

Занятие №

(семинар)

Основные понятия морфологии.

Лексико-грамматические разряды имен существительных.

  1. Теоретическая часть.

Ответьте на вопросы:

1. Что является предметом морфологии?

2. Каково состояние – морфологии и синтаксиса;

морфологии и словообразования;

морфологии и лексики?

3. Насколько правомерно выделение в лингвистике формообразования, наряду со словообразованием и словоизменением?

4. В каком отношении находятся понятия язык и речь, слово и словоформа? Виды словоформ.

5. Что понимается под парадигмой слова? Типы парадигм.

6. Дайте понятие грамматического значения, грамматической категории.

7. В чем состоит отличие ЛГР и частей речи?

8. В чем специфика конкретных и неконкретных имен существительных?

  1. Практическая часть.

1. Выполните упр. 311 (5-10 примеров на выбор из сб. упр. В.А.Белошапковой) и №170 (1ч.) из сб. упр. Ермаковой.

2. Подготовьте письменный ответ на вопрос (на выбор):

1в. Согласны ли Вы с точкой зрения, что иена собственные надо рассматривать как самостоятельный класс слов? В чем их специфика?

2в. Насколько правомерно мнение И.Т.Милославского о том, что одушевленность-неодушевленность – морфологическая категория? Дайте определение морфологической категории.

Лабораторная работа №4.

1. Теоретическая часть.

Подготовьте ответы на следующие вопросы с учетом рекомендуемой литературы.

1. Сопоставьте содержание раздела о категории вида в «РГ» и других вузовских учебных пособиях, а также в школьных учебниках. Раскройте определение Категории вида.

2. Охарактеризуйте понятие «видовая пара» глагола.

3. Расскажите обо всех способах и средствах видового образования.

4. Дайте понятие об одновидовых глаголах несовершенного и совершенного вида, о двувидовых глаголах.

5. Дайте понятие о видовой соотносительности-несоотносительности.

6. Определите соотношение грамматической категории вида и лексико-грамматических способах глагольного действия. Дайте полную характеристику глаголов действия.

7. Выясните соотношение грамматической категории вида с другими грамматическими категориями глагола.

Литература:

1. . Н.А.Шанский и др. Совр. русск. язык. В 3-х ч. Ч.2, - с 162-177.

2. РГ. - М.: Наука, 1980.- Т.1.-С. 583-612; 604-613.

3. Грамматика русского языка. - М.: Наука.- 1952 т.1 с.426-465.

4.В.В.Виноградов. Русский язык. Грамматическое учение о слове.- М.-, 1947.- с. 477, 498- 512.

5. А.В.Бондарко Вид и время русского глагола. М., Наука 1971,с.10-42

6. А.В.Бондарко, Л.Л.Буланин Русский глагол.- Л.-1967.- с. 11-29, 30-75.

7. С.Карцевский Из книги “ Система русского глагола”. Вид.\\ Вопросы глагольного вида. Сб.М.: 1962.

8. И.Г.Милославский Морфологические категории совр.русского языка. М.: Просвещение. 1981.с.158-180.

9. Русский язык. Учебник для 5 кл.- параг. 99,100.- с. 257- 260.

10. В.В.Бабайцева. Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. Изд.2 - М.: Просвещение, 1993. с. 97-98.

2. Практическая часть:.

1. Подготовьте реферат одной из теоретических работ на выбор (см. список литературы п. 5,6,7 – задание зачетное).

2. Выполните упр. 252, 254 из сб. упр. Под ред С.Ильенко.

Занятие № 14

(Лабораторное)

Местоимение.

1. Подготовьте вопросы:

а) Союзы и союзные слова (относит.мест.)

б). Семантические особенности:

Притяжательных

Неопределенных

Определительных местоимений

Литература:

1.) Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык – 2 ч.

2.) Розенталь Д.Э. Практическая стилистка.

2. а) Выполнение упр. 241, 239, 247 из сб. Ильенко

б). Выполните морфологический разбор местоимений в пр-ях:

Выступил мой Савельич (Пушкин А.С.)

Попадья ввела меня в её комнату (Пушкин А.С.)

Он с жаром поручил ей ту, которую почитал уже своею женой.

Я пошел на свободное место.

Задание №13

(практическое занятие)

Местоимение

  1. Теоретическая часть : Изучите следующие вопросы:

2. Место местоимений среди других частей речи. Объем класса местоимений.

3. Семантическая классификация местоимений.

4. Формально-грамматическая классификация местоимений.

5. Склонение местоимений.

Литература:

1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык в 3-х ч. Ч.2,-М.

2. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии.М.:1976.-параграф 21.

3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс.1974.-с.285-291, 292-300.

4. Степанов Ю.М. В трехмерном пространстве языка./Семистика, лингвистка, философия/.М,1985 (глава о местоимениях).

5. Сидоренко Е.Н. Очерки по теории местоимений современного русского языка. Одесса, 1990.

  1. Практическая часть:

1. Используя материал школьного учебника для 6 класса, заполните таблицу «Разряды местоимений»:

2. Законспектируйте статью Алехиной М.И. О классификации местоимений. //РЯШ. – 1982.- №1. – с.63-68.

3. Выполните упр. 523 из сб. упр. Буниной М.С.

Занятие № 4

(практическое)

1. Теоретическая часть:

Изучите следующие вопросы:

1. Общее понятие падежа.

2. Падежные оппозиции.

3. Способы определения падежа.

Литература:

1) Шанский В.А., Тихонов А.Н. Современный русский язык в 3-х ч. - Ч.П.-М.: Просвещение,1982.

2) Кучеренко И.К. К вопросу о категории падежа // РЯШ. - 1957. - № 5 - С. 41

библиотека ПГУ).

2. Практическая часть:

1) На основе статьи Ивановой В.А. Способы определения падежа // Русский язык в школе. – 1971. - № 1(читальный зал ПГУ) составить таблицу “Способы (приёмы) определения падежей”.

2) Выполните упражнение № 397(сб. упр. В.А.Белошапковой):

Определите падеж и падежное значение имени существительного;

Укажите способ определения падежа.

Выполните упр. 396 (укажите функциональные возможности падежей: присловная, прифразная позиция, позиции главного члена и др.

Занятие № 2

Падежные значения

1. Теоретическая часть :

1) Повторите способы определения падежей (ПЗ № 4).

2) Изучите вопрос о падежных значениях.

Литература:

1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык в 3-х ч.- Ч.П. - М.: Просвещение, 1987.

2. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. - Ч. П. - М.: Просвещение, 1980. - Т. 30-35.

2. Практическая часть :

1. Подготовьте для практической работы таблицу «Падежные значения», используя таблицы И.П.Чиркиной или учебники.

2. Приведите не менее 4-х примеров, в которых имя существительное выступало бы

а) в присловной позиции,

б) в позиции главного члена,

в) в прифразной позиции,

г) в позиции вне связи с другими словами.

  1. Выполните упражнение 368 (сб. упр. В.А.Белошапковой).
  2. Составьте по одному словосочетанию на основе дистрибутивных формул.

5. Определите падежи:

У борта стояла группа русских и грузин.

Вдоль дороги тянулась молодая поросль орешника и липы.

Почему вы не подняли шторы?

Вчера приехала сестра Валерия.

На взморье летят самолеты.

Казалось, конца этой повести не будет.

Супругу совсем не видно за вами.

Ждет деревня олимпийцев.

1. Теоретическая часть:

2. Вопрос о семантике форм числа, их связь с лексико-грамматическими разрядами существительных.

3. Способы и средства выражения грамматических значений числа имён существительных.

4. Классификация имён существительных по числу.

Литература:

  1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык: В 3-х ч. - Ч.2. - С.105-106.
  2. Арбатский Д.И. Форма множественного числа со значением длительности и протяжённости // РЯШ. - 1970. - № 6.
  3. Арбатский Д.И. Множественное число гиперболическое //РЯШ. - 1972. - №5.
  4. Зализняк А.А., Падучева Е.В. О Контекстуальной синонимии единственного и множественного числа существительных в русском языке // Информационные вопросы семиотики, лингвистики и автоматического перевода. - Вып.4. - М.,1974.
  5. Никитевич В.М. Лексико-грамматические особенности категории числа имён существительных в русском языке // Русский язык в национальной школе. - 1961. –
  1. Нарушенное число - стилистическое явление // Вопросы семантики. – Межвузовский сборник. - Вып.2. - Л.,1976.
  2. Новиков Л.А. Лексикализация форм числа существительных в русском языке // Филологические науки. НДВШ. - 1963. - № 1.
  3. 9. Новиков Л.А. Природа числа существительного и его стилистические функции // РЯШ. - 1959. - № 5.
  4. Яцкевич Л.Г. О семантической и функциональной неоднородности форм числа существительных в речи // Грамматическая семантика языковых единиц. - Вологда, 1981. - С.78-89.

2. Практическая часть:

1) Выполните упр. 479 (письменно) из сб. упр. Буниной М.С.:

а) Распределите имена существительные по группам, заполнив таблицу (используйте развёрнутый лист):

б) У существительных Pluralia tantum и Singulama tantum определите лексико-грамматические разряды;

в) среди существительных, имеющих формы ед.и мн.числа, выделите такие, которые могут иметь по 2 формы в Им.п. мн.ч; выясните с помощью словаря семантические и стилистические отличия этих форм.

3) Объясните значение категории числа у слов:

Дети, детвора, детство;

Учитель, учителя, учительство;

Дрожжи, молоко

Задание №2

  1. Теоретическая часть. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Проблема характера категории рода.

А) Какую точку зрения Вы считаете наиболее приемлемой:

В.В.Виноградов: род – изначально семантическая категория?

Б) Основные оппозиции существительных по признаку пола

в) Род и «одушевленность-неодушевленность»?

2. Род и вопрос о количестве родов в русском языке.

А) статус существительных общего рода;

б) статус слов типа ВРАЧ, ГЕОЛОГ, СУДЬЯ, КОЛЛЕГА

ЛИСА, ЗМЕЯ, ШЛЯПА (в переносном значении);

в) статус существительных множ. числа в соотношении к категории рода.

3. Распределение существительных по родам. Средства выражения категории рода в русском языке.

4. Род и типы склонения имен существительных. Вопрос о количестве склонений в русском языке.

5. Род несклоняемых существительных

  1. Практическая часть. 1. Выполните упр.474, 475 из сб. упр. Буниной.

К упр. 474: Распределите слова по родам в отд. Колонки. Определите формальные показатели рода у данных сущ., перечислите средства определения рода для каждой группы слов. В какой позиции находятся выделенные существительные: синтагматически сильной или слабой?

К упр. 475: Чем отличаются в отношении к общему роду слова типа ПЛАКСА, ВРАЧ?

2. Почему в определении рода слов ТЮЛЬ, ТОЛЬ, МОЗОЛЬ, ШАМПУНЬ ошибаются, а в словах ДОМ, СТОЛ, КНИГА – нет?

3. (Задание зачетное) Напишите конспект одной статьи на выбор:

а) Т.В.Шанская. Слова общего рода в русском языке.//РЯШ, 1959, №5.

Б) В.И.Максимов. Об одном типе существительных общего рода.//РЯШ,1971, №5.

В) М.У.Картоев. Почему «кофе» мужского рода? //РЯШ, 1991, №4

Занятие № 3

(Лабораторное)

  1. Теоретическая часть

а) Несклоняемые существительные

б) Вопрос о роде у существительных Р.t.

  1. Практическая часть

а) Сделать конспект работы А.А. Зализняка. Русское именное словоизменение. – М.: Наука, 1971. – с. 61-71.

б) Выполнить упражнения № 378 (у); 379; 370 (п.) из сб. упр. В.А. Белошапковой.

Задание № 4

(Практическое занятие)

  1. Теоретическая часть :

2. Системные связи падежей.

3. Вопрос о количестве падежей (п.1-параг. 31; п.2-параг.66).

4. Подтвердите примерами высказывание А.А.Зализняка о том, что «внимательный анализ фактов позволит обнаружить и другие … явления…, могущие привести к формированию новых падежей»

(п.3-параг.4-5.-с.73-79; п.1-параг.31.-с.429-430)

5. Способы и средства выражения падежных значений (п.4; п.2-параг.68.-с.111-112).

6. Вопрос о склонении имен существительных (п.1-с.433-443; п.2-параг.69-74.-с.113-120).

  1. Теоретическая часть.

1. Подробно законспектируйте статью В.А.Ивановой «Способы определения падежа» //РЯШ.-1971.-№1.

2. Выполните упр.396 и 397 из сб. упр. под ред. В.А.Белошапковой

Упр. 396: укажите свободные и конструктивно обусловленные словоформы;

Упр.397: выполняя упражнение, учтите все способы определения падежей (см. ст. Ивановой В.А.).

Литература:

1. Совр. рус. язык. Под ред. В.А.Белошапковой.-М.: Высшая школа, 1989.-параг.27-39.-с.422-443.

  1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Совр. рус. язык. В 3-х ч. Ч.2.-М.: Просвещение.-параг.65.-с.108-120.
  2. Милославский И.Г. Морфологические категории совр. рус.языка.М.:1981.-гл.3.-параг.1-10.-с.-с.69-90.
  3. В.А.Иванова. Способы определения падежа.// РЯШ.-1971.-№1.
  4. Русская грамматика.Т.1.-М.:1980.-с.465-483.

Дополнительная литература:

1 .И.К.Кучеренко. К вопросу о категории падежа.//РЯШ.-1957.-№5,с.41.

2. З.Д.Попова. К теории падежного значения. //ВЯ.-1970, 34, с.92

3. Г.А.Золотова. К вопросу о типах падежных значений.//Русск. яз. в нац. школе.- 1970.-№4.

3. Курилович Е. Проблема классификации падежей.//Очерки по лингвистике.М.,- 1962.

Задание №5

Тема: Значения падежей. Типы склонения.

1. Теоретическая часть.

а). Способы определения падежа.

б). Вопрос о падежных значениях.

в). Склонение имен существительных.

2. Практическая часть.

а). Доработайте таблицу «Значения падежей» (см. лекцию), используя или учебнки, или таблицы И.П.Чиркиной «Совр. русский язык в таблицах и схемах».- Ч2., М.: Просвещение, 1980.- таблицы 30-35.

б). Выполните упр.187 из сб. упр. О.П.Ермаковой. – М.: Просвещение, 1985. Для тренировки в определении падежных значений можно использовать упр. 188 (1-10).

в). Составьте словосочетания на основе дистрибутивных формул.

Категория полноты/краткости реализуется только в разряде качественных прилагательных и образуется противопоставлением двух форм – полной и краткой – одного и того же прилагательного: белый – бел; старый – стар.

Краткая форма образуется присоединением к основе положительной степени окончаний: Ø для мужского рода, -а/-я для женского, -о / -е для среднего, -ы / -и для множественного числа (глубок , глубок-а, глубок-о, глубок-и ).

Если на конце основы есть сочетание согласных с <н> или <к>, то при образовании формы м.р. появляется «беглая» гласная (тонкий – тонок, полный - полон ). У прилагательных с основами на –енн (типа болезненный, искусственный, легкомысленный, многочисленный) в форме м.р. происходит усечение –н (болезнен (ср. болезненна), искусствен).

Не образуется краткая форма от качественных прилагательных, которые

1) имеют характерные для относительных прилагательных суффиксы -ск-, -ов-/-ев-, -н-: коричневый, кофейный, братский ;

2) обозначают масти животных: каурый, вороной ;

3) имеют суффиксы субъективной оценки: высоченный, синенький.

От прилагательного маленький краткая форма образуется с усечением основообразовательного суффикса еньк- (маленький – мала, мало, малы), а от прилагательного большой – супплетивно (большой - велик, велика, велико, велики).

Только краткую форму имеют прилагательные горазд, должен, рад, надобен, великоват, маловат и т.д.

Краткая и полная формы прилагательного различаются морфологическими, синтаксическими и семантическими признаками. Краткая форма не изменяется по падежам, в предложении выступает преимущественно как именная часть сказуемого (случаи типа красна девица , бел горюч камень являются фразеологизированной архаикой); краткая форма выступает как определение только в обособленной синтаксической позиции (Зол на весь мир, он почти перестал выходить из дома ).

В позиции сказуемого значение полной и краткой формы обычно совпадает, но у некоторых прилагательных между ними возможны следующие смысловые различия:

1) краткая форма обозначает чрезмерное проявление признака с негативной оценкой, ср.: юбка короткая – юбка коротка ;

2) краткая форма обозначает временный признак, полная – постоянный, ср.: ребёнок болен – ребёнок больной.

Краткая форма всегда называет основной признак предмета. Полная форма может обозначать как дополнительный признак предмета (Веселая девочка была красива), так и основной признак того же предмета (Веселая девочка была красивой).

Степени сравнения прилагательных

Для качественных прилагательных характерна словоизменительная категория степеней сравнения, образуемая формами положительной, сравнительной и превосходной степеней (сравнительная степень называется компаративом , а превосходная - суперлативом ).

Положительной степенью сравнения является исходная форма прилагательного, при сравнении с которой реализуется грамматическое значение сравнительной и превосходной степеней.

Сравнительная степень прилагательного указывает, что выражаемый прилагательным признак характерен для данного предмета в большей степени, чем для другого (Петя выше Васи; Эта река глубже , чем другая ) или этим же предметом в других обстоятельствах (Петя выше, чем был в прошлом году; В этом месте река глубже, чем в том) .

Превосходная степень показывает, что выражаемый прилагательным признак характерен для данного предмета в самой высокой степени по сравнению со всеми сопоставляемыми предметами (красивейший из подарков, самый высокий дом в городе).

Формысравнительной и превосходной степеней сравнения могут быть синтетическими и аналитическими.

1. Синтетическая (простая) формасравнительной степени обозначает большую степень проявления признака и образуется следующим образом: основа положительной степени + формообразующие суффиксы -ее(-ей), -е, -ше/-же (быстр-ее, выш-е, рань-ше, глуб-же ).

Если в конце основы положительной степени имеется элемент к / ок , этот сегмент часто усекается: глубок-ий – глуб-же .

Некоторые прилагательные имеют супплетивные, т. е. образованные от другой основы, формы: плохой – хуже, хороший – лучше .

При образовании простой сравнительной степени может присоединяться приставка по- (поновее ). Простая сравнительная степень с приставкой по – используется в том случае, если прилагательное занимает позицию несогласованного определения (Дайте мне газету поновее ) и не требует введения в предложение того, с чем сравнивается данный признак. При наличии в предложении и того, что сравнивается, и того, с чем сравнивается, приставка по – вносит разговорный оттенок (Эти ботинки поновее, чем те ).

Морфологические признаки простой сравнительной степени нехарактерны для прилагательного. Это

1) неизменяемость,

2) способность управлять существительным,

3) употребление преимущественно в функции сказуемого (Он выше отца ). Позицию определения простая сравнительная степень может занимать только в обособленном положении (Намного выше других учеников, он казался почти взрослым ) или в необособленном положении с приставкой по – в положении после существительного (Купи мне газеты посвежее ).

Аналитическая (составная)формасравнительнойстепени образуется с помощью вспомогательных слов более / менее + положительная степень (более / менее высокий ).

Отличие составной сравнительной степени от простой заключается в следующем:

1) составная сравнительная степень шире в значении, так как обозначает не только большую, но и меньшую степень проявления признака;

2) составная сравнительная степень изменяется так же, как положительная степень сравнения (исходная форма), т. е. по родам, числам и падежам, а также может стоять в краткой форме (более красив );

3) составная сравнительная степень может быть как сказуемым, так и необособленным и обособленным определением (Менее интересная статья была представлена в этом журнале. Эта статья менее интересная, чем предыдущая .)

2. Превосходная степень сравнения, как и сравнительная, бывает простой и составной .

Синтетическая (простая)форма превосходной степени сравнения прилагательного образуется следующим образом: основа положительной степени + формообразующие суффиксы -ейш– / -айш- (после к, г, х , вызывая чередование): добр-ейш-ий , высоч-айш-ий

При образовании простой превосходной степени сравнения может быть использована приставка наи -: наи-добрейший .

Морфологические признаки простой превосходной степени сравнения прилагательных: изменяемость по родам, числам, падежам, использование в синтаксической функции определения и сказуемого. Простая превосходная степень сравнения прилагательного не имеет краткой формы.

Аналитическая (составная) форма превосходной степени сравнения прилагательных образуется тремя способами:

1) элемент самый + положительная степень (самый умный );

2) элемент наиболее / наименее + положительная степень (наиболее / наименее умный );

3) простая сравнительная степень + элемент всего / всех (Он был умнее всех ).

Формы составной превосходной степени, образованные первым и вторым способом, обладают морфологическими признаками, характерными для положительной степени, т. е. изменяются по родам, числам и падежам, могут иметь краткую форму (наиболее удобен ), выступают и как определение, и как именная часть сказуемого. Формы составной превосходной степени, образованные третьим способом, неизменяемы и выступают преимущественно как именная часть сказуемого.

Не все качественные прилагательные имеют формы степеней сравнения, причём отсутствие простых форм степеней сравнения наблюдается чаще, чем отсутствие составных форм.

3. Словообразовательные «степени качества» обозначают не действительную интенсивность признака, а ее субъективную оценку говорящим: лес зелененький . Образуются:

1) прибавлением приставок архи-, ультра-, сверх-, раз-, пре-, все- (архисовременный, ультраправый, сверхмощный и т.д.);

2) прибавлением суффиксов –оват-/-еват-, -оньк-/-еньк-, -охоньк-/-ёшеньк-, -ущ-/-ющ-, -енн- (полноватый, синеватый, длиннющий, здоровенный и т.д.);

3) повторением основ, часто с префиксацией во второй части (милый-милый, веселый-развеселый).

Вопрос 13. Наречие. Разряды наречий по значению. Слова категории состояния, их значение, морфологические признаки и синтаксическая функция. Разграничение омонимичных форм прилагательных, наречий и слов категории состояния.

Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, другого признака, состояния, редко – предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о / -е ) и синтаксически примыкают к глаголам, прилагательным, наречиям, а также к особым словам, называющим состояния живых существ и окружающей среды (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро ).

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Главным морфологическим свойством наречий является их неизменяемость – это их постоянный морфологический признак. Однако качественные наречия на -о / -е , образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.

В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно бывает обстоятельством.

Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо ), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту. Она замужем ).

Похожие публикации