Полы в квартире и доме

Расходы на содержание автопарка. Бизнес. Решения по формированию автопарка. Снижение затрат и сопротивление персонала

Занимаясь оптимизацией затрат на содержание автопарка, нужно в первую очередь обратить внимание на расход топлива. Основных проблем три:

  • Воровство. К сожалению, во многих компаниях руководство сталкивается с мошенничеством: водители предоставляют поддельные или купленные чеки, заправляются более дешевым топливом, сливают бензин для своих нужд и пр.
  • Использование автомобилей в личных целях. Водитель может ездить по своим делам, подвозить знакомых или даже в рабочее время заниматься доставкой грузов за спиной у начальства.
  • Чрезмерный расход топлива. Проблема может заключаться в неправильном выборе автомобилей или комплектующих, а также в неисправностях.

Оптимизацию затрат на содержание автопарка стоит начать с поиска утечек бюджета и решения найденных проблем.

Если есть подозрение на воровство денег или топлива, рекомендуем принять следующие меры:

  • Установить специальный счетчик в бензобак или топливную магистраль. Система позволит определить время заправки, объем залитого топлива и другие данные. Благодаря этим данным можно не только проверить на честность персонал компании, но и узнать, кто именно из водителей занимается мошенничеством. Этот способ помогает с легкостью установить факт воровства, если сотрудник заправляет на деньги компании чужой транспорт или при заправке сливает часть топлива в канистру. Полученные доказательства можно использовать, если компания решит обратиться в суд для возмещения ущерба.
  • Перейти от оплаты наличными к использованию топливных карт. Согласно статистике, такой шаг позволяет снизить затраты на содержание автопарка в среднем на 10-15%. Топливные карты позволяют отслеживать суммы, которые водитель тратит на заправку, частоту наполнения бака. Кроме того, они упрощают работу бухгалтерии. Наконец, благодаря топливным картам водителю не приходится возить с собой крупные суммы наличными, и это снижает риск похищения денег.

Многие руководители отказываются от подобных мер, полагая, что в их компании подобного мошенничества быть не может. К сожалению, в большинстве случаев они заблуждаются. Нередко в первый же месяц после начала оптимизации расходов на содержание автопарка с поиском утечек бюджета обнаруживаются факты слива или неправильного списания топлива. Иногда речь идет о мошенничестве в крупных масштабах. При этом, чем больше у организации машин и персонала, тем выше риск, что немалая часть средств, выделенных для содержания автопарка, уходит в карманы сотрудников.

Использование служебных машин в личных целях тоже можно исключить. Для этого в автомобиль монтируют датчики, которые позволяют определить, ездит водитель один или берет пассажиров, а также когда и сколько грузов он перевозит. Также для оптимизации затрат на содержание автопарка можно установить в машинах системы слежения ГЛОНАСС или GPS. Благодаря этому руководитель сможет отслеживать перемещение автомобилей в режиме реального времени и легко определять, ездят ли водители только по установленным маршрутам или используют служебный транспорт в личных целях.

Установка системы слежения открывает еще один способ оптимизации затрат на содержание автопарка. Речь идет об уменьшении зарплаты сотрудников. Если у водителей сдельная оплата труда, они могут приписывать себе дополнительные часы, помимо фактически отработанных. В результате к проблеме плохо организованного содержания автопарка нередко прибавляются слишком высокие затраты на оплату труда сотрудников. Отслеживая перемещение автомобилей, легко определить время в пути и выяснить, сколько работал каждый водитель в течение дня, недели, месяца. Если водитель в течение дня надолго оставляет машину и уходит отдыхать, чтобы вернуться в автопарк как можно позже и приписать себе сверхурочные, это тоже станет известно. При необходимости процесс можно автоматизировать – больше не придется проверять все данные, которые предоставляют сотрудники, достаточно будет положиться на сведения, выданные системой.

Наконец, особое внимание нужно уделить самим автомобилям. Нередко в рамках оптимизации расходов на содержание автопарка приходится определять, насколько удачно выбраны машины и не стоит ли заменить их более экономичными транспортными средствами с аналогичными характеристиками. Кроме того, повышенный расход топлива может быть связан с неисправностями. В числе сотрудников, которые участвуют в обслуживании и содержании автопарка, должны быть опытные механики. Их задача, помимо прочего, – определять изменения в расходе топлива, следить за состоянием машин, устранять имеющиеся неисправности и предотвращать возможные проблемы.

Затраты на техническое обслуживание

Техобслуживание нужно проводить регулярно. Оптимизация расходов на содержание автопарка вовсе не означает сокращение затрат по этому пункту. Напротив, важно позаботиться о том, чтобы замена жидкостей и расходных материалов проводилась своевременно, чтобы сотрудники компании покупали качественные запчасти и устраняли неисправности сразу после их появления, а также, чтобы неисправные автомобили не отправлялись в рейс.

Может показаться, что такие меры увеличивают расходы. В первые недели или месяцы так и бывает, ведь речь идет о работе на перспективу. Но люди, которые решают вопрос содержания автопарков профессионально, знают о плюсах этих мер:

  • Регулярное техническое обслуживание и осмотр значительно снижают риск ДТП из-за неисправности автомобиля. Кроме того, машины практически не ломаются в пути, а значит, водители выполняют свою работу вовремя. Соблюдение сроков – преимущество, которое высоко ценят клиенты и партнеры по бизнесу. Именно поэтому хорошее обслуживание машин косвенно помогает укрепить репутацию фирмы и увеличить прибыль.
  • Чем дольше механик тянет с заменой жидкости или неисправной детали, тем выше риск, что ремонт в итоге потребует намного больших затрат денег и времени, чем при своевременном техобслуживании. Нередко в итоге вместо одной запчасти приходится менять сразу несколько.

Нельзя забывать о человеческом факторе. Иногда запчасти машин изнашиваются намного быстрее, чем предполагалось, из-за неаккуратности и непрофессионализма водителей. Занимаясь оптимизацией расходов на содержание автопарка, нужно уделить особое внимание проверке персонала. В некоторых случаях увольнение некомпетентных, безответственных и недостаточно опытных механиков и водителей и подбор новых сотрудников позволяют значительно сократить затраты. Важно, чтобы проверкой персонала занимались не только работники из отдела кадров, но и специалисты, которые хорошо разбираются в области механики и вождения машин.

Особое внимание нужно уделить стоимости и качеству запчастей, масла, топлива, тормозной жидкости и пр. Проводя оптимизацию затрат на содержание автопарка, важно проследить за работой отдела закупок и понять:

  • Есть ли способ сократить расходы? Не слишком ли дорогие материалы и запчасти заказывают сотрудники?
  • Действительно ли речь идет о качественной продукции? Если некоторые запчасти выходят из строя слишком быстро, стоит найти аналоги более высокого качества, а не продолжать тратить деньги на слишком частый ремонт автомобилей.
  • Насколько выгодные условия предлагают поставщики? В некоторых случаях для оптимизации затрат на содержание автопарка приходится пересматривать прежние контракты и соглашения или даже искать новых партнеров.

Такой анализ требует хорошего знания не только тонкостей технического обслуживания машин, но также актуальной ситуации на рынке. Если в вашем штате нет специалистов, способных справиться с такой работой, закажите оптимизацию расходов на содержание автопарка у нас.

Мы проведем полный комплекс работ, выясним, как можно снизить затраты, определим, куда уходят деньги компании, поможем остановить или предотвратить мошенничество персонала. Также специалисты дадут рекомендации по содержанию автопарка, актуальные именно для вас

1. Введение

После того как организация приобрела автомобиль, первым делом встает вопрос о принятии данного имущества на баланс и о начислении амортизации. Примечательно, что уже с 1 января 2008 года фирмы смогут списывать недорогие автомобили значительно быстрее. Дело в том, что Законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ в пункт 9 статьи 259 Налогового кодекса внесена поправка, расширившая стоимостные границы. Так, применять понижающий коэффициент 0,5 к норме амортизации нужно будет в отношении легковых автомобилей стоимостью более 600 000 рублей, а пассажирских микроавтобусов – стоимостью более 800 000 рублей. По автотранспорту с меньшей первоначальной стоимостью амортизация будет начисляться в общем порядке.

Согласно новым правилам, даже те организации, которые рассчитывали амортизацию «по старинке», будут вправе прекратить применение понижающего коэффициента в отношении того же объекта. То есть по уже амортизируемым легковым автомобилям с первоначальной стоимостью от 300 000 и до 600 000 рублей и пассажирским микроавтобусам с первоначальной стоимостью от 400 000 и до 800 000 рублей.

2. Эксплуатационные затраты

Фирмы, имеющие на своем балансе автомобили, вынуждены осуществлять множество трат на их содержание и использование. Естественно, все эти расходы требуют своего отражения и в налоговом, и в бухгалтерском учете.

В качестве расходов по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете принимаются следующие затраты (п. 7, 8 ПБУ 10/99 «Расходы организаций», утв. приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н):

– приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), то есть топлива, автомасел, технических жидкостей;

– техническое обслуживание и ремонт;

– мойка, парковка, стоянка;

– проведение технического осмотра.

Примечательно, что в налоговом учете перечисленные траты учитываются по-разному. Так, например, затраты на техническое обслуживание и ремонт включаются либо в состав расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 2 п. 1 ст. 253), либо в состав прочих как расходы на ремонт основных средств (ст. 260 НК).

Приобретение ГСМ в зависимости от назначения автомобиля следует относить либо к материальным расходам (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК), либо к прочим, как расходы на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК, письмо УФНС по г. Москве от 19 июня 2006 г. № 20-12/54213@). К последним с уверенностью можно причислить также затраты на мойку, парковку и стоянку автомобилей, что, в свою очередь, и рекомендуют делать специалисты Минфина в письме от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/1/530.

Затраты на проведение технического осмотра снижают налог на прибыль только тогда, когда подразумевается обязательный периодический осмотр. В таком случае их можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК). Если же плата за техосмотр производится при покупке автомобиля, то израсходованные на данную процедуру средства включаются в первоначальную стоимость машины (письмо Минфина от 5 июля 2006 г. № 03-06-01-04/138).

При исчислении налога на прибыль можно также учитывать взносы на ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) и АвтоКАСКО (добровольное страхование от угона и ущерба). Причем в первом случае выплаты рассматриваются как прочие и включаются в расходы либо в размере страховых тарифов (если таковые утверждены), либо – фактических затрат (п. 2 ст. 263 НК). АвтоКАСКО подобной альтернативы не имеет, и в качестве расходов на него следует учитывать в составе прочих всю потраченную сумму (п. 3 ст. 263 НК, письмо УФНС по г. Москве от 2 марта 2006 г. № 20-12/16322). Стоит отметить, что взносы на ДСАГО (добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств) лишены привилегии снижать налогооблагаемую прибыль. На это указывали как финансисты (письмо Минфина от 7 сентября 2005 г. № 03-03-02/74), так и налоговики (письмо УФНС по г. Москве от 18 сентября 2003 г. № 26-12/51429).

Бухучет затрат на все виды страхования происходит одинаково: они списываются на расходы по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Причем сначала сумму взноса отражают как расходы будущих периодов, а затем списывают равномерно в течение времени действия договора.

3. «Путевка» для налога на прибыль

Основное требование для признания расходов в целях налогообложения прибыли – это их экономическая обоснованность и наличие документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК). Не является исключением и такая весомая статья автомобильных затрат, как расходы на приобретение ГСМ (топлива, автомобильных масел, специальных жидкостей).

По мнению Минфина, высказанному в письме от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223, для определения обоснованности затрат на покупку ГСМ для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Руководящем документе Р 3112194-0366-03, утвержденном Минтрансом 29 апреля 2003 года (документ действует до 1 января 2008 г.). В разделе 1.1 данного документа приведена формула расчета нормируемых расходов ГСМ для легковых автомобилей:

Qн = 0,01 х Нs х S х (1 + 0,01 х D), где

Qн – нормативный расход топлива (в литрах);

Нs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км (приведены в разделах 1.1.1 и 1.1.2 Руководящего документа);

S – пробег автомобиля, км;

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Как отметили эксперты журнала «Московский бухгалтер», на практике довольно часто бывает так, что фирме принадлежит автомобиль, по которому в данном документе нет утвержденных норм. Чаще всего это происходит с иномарками. В таком случае при расчете норм расхода топлива нужно руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, предоставленной производителем машины. Рассчитанная на основе этих данных норма расхода топлива для соответствующей модели автомобиля должна быть утверждена приказом руководителя организации.

Что касается документального подтверждения затрат на ГСМ, то в качестве такового в первую очередь выступает путевой лист. Он должен содержать информацию о маршруте следования автомобиля, что позволяет судить об использовании машины в служебных целях.

Шаблон путевого листа утвержден постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Причем применение альбомной формы «путевки», утвержденной вышеназванным постановлением, обязательно лишь для автотранспортных организаций. В отличие от них все остальные фирмы могут разработать свою форму путевого листа, а то и вовсе создать иной документ, подтверждающий расходы на покупку ГСМ (письмо Минфина от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129).

Однако в целях налогообложения прибыли дозволительно применять только такие самостоятельно разработанные документы, которые соответствуют следующим требованиям:

– в них должны быть указаны должности лиц, ответственных за данную операцию, и должны иметься их личные подписи (п. 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ);

– разработанная форма должна быть упомянута в учетной политике (письмо УФНС по г. Москве от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100253).

Составлять подобный первичный документ нужно с такой периодичностью, чтобы на его основании можно было судить об обоснованности затрат. Данное требование выдвинули специалисты Минфина в письме от 3 февраля 2006 г. № 03-03-04/2/23. Получается, что если «путевка» отвечает этим условиям, то ее можно оформлять не чаще одного раза в месяц (письма Минфина от 7 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/327, от 16 марта 2006 г. № 03-03-04/2/77).

Чтобы ужесточить контроль расходов на ГСМ и оплату труда водителей, обеспечить получение объективных отчетных данных по этим затратам, исключить возможность любых махинаций, можно внедрить систему мониторинга транспорта. Это гарантирует снижение затрат, а новое оборудование вскоре окупится.

Оксана Шевелина, финансовый директор ООО «Юганскнефтегазгеофизика»

Компания «Юганскнефтегазгео-фи-зика», реализовавшая проект по снижению затрат на содержание своего автопарка, занимается исследованием нефтяных скважин. Расстояние от ее автобазы до удаленных месторождений достигает 150-400 км. За год затраты на ГСМ могут достигать 40 млн рублей.

Поскольку в геофизических исследованиях используются радиоактивные и взрывчатые вещества, по закону (от 14.02.2009 № 22‑ФЗ) компания обязана была оборудовать перевозящий их транспорт системой ГЛОНАСС. Позднее идея снижения затрат на ГСМ и контроля водителей и автопарка воплотилась в решение установить спутниковую систему на всю технику.

Реализация проекта по снижению затрат

Организаций, предлагающих услуги по закупке и установке мониторингового оборудования, достаточно много. Сложность для заказчика в том, что при всем многообразии они ориентированы на запросы разных потребителей. Например, «Юганскнефтегазгеофизика» отказалась от предложения крупного оператора сотовой связи, так как функционал предлагаемых им устройств ограничивался лишь обозначением на карте движущегося транспорта и определением его скорости. По своей простоте это оборудование скорее годилось городским автобусам и троллейбусам, но не промышленному предприятию с большим автопарком и широким регионом присутствия. Пожелания компании к системам мониторинга были такими:

  • фиксация времени выезда машины с территории базы и ее возвращения;
  • мониторинг нахождения в пути и работы в стационарном режиме на объ-екте;
  • контроль времени, места и объема заправки.

Кроме того, обязательным условием была возможность формирования отчета, где бы указывалось фактически пройденное расстояние и расход горючего ГСМ. Еще одно требование - контроль резких перепадов топлива в баке (для выявления фактов его слива).

По итогам предварительного тендера компания выбрала четыре организации, представившие приемлемые коммерческие предложения. Для опытной эксплуатации выделили четыре машины (по одной на поставщика), установили на них оборудование, выделили компьютер в офисе под специальное программное обеспечение. Контролировать пилотный проект, сопоставлять списание топлива по путевым листам и по данным показаний системы мониторинга поручили сотруднику, специально нанятому для этих целей. Также в его обязанности входило составление еженедельных отчетов с фиксацией выявленных отклонений и фактов слива топлива.

  • Снижение затрат: новый план мероприятий по повышению эффективности работы

Стоит отметить, что большинство организаций, контролирующих подобным образом свой автопарк, возлагают эти функции на штатного диспетчера. Однако системы мониторинга транспорта предоставляют намного больше возможностей, нежели простое пресечение воровства топлива. В частности, позволяют повысить ответственность водителей, минимизировать разногласия с контрагентами. Например, программное обеспечение одного из победивших на первом этапе поставщиков позволяло формировать отчет о скорости движения транспортного средства, в том числе о фактах превышения заданного значения за месяц. И этот отчет мог бы пригодиться на практике. Заказчики «Юганскнефтегазгеофизики» - крупные нефтяные компании, в контрактах с которыми отдельно прописаны условия техники безопасности, в том числе ограничение скоростного режима при передвижении как по трассе до нефтяных месторождений, так и по территории объекта. Нарушение этого режима может грозить крупными штрафами и даже растор-жением контракта. А при возникновении спора о фактической скорости движения исполнитель может оперативно проверить данные, полученные при помощи навигационного оборудования.

Еще одно преимущество от использования спутниковых систем - экономия на оплате труда. Большинство водителей получают зарплату по сдельной схеме, время в пути или на объекте в ожидании работы оплачивается по установленному тарифу. Риск того, что сотрудники могут приписать себе в актах-нарядах фактически не отработанные часы, велик. А приборы беспристрастно показывают точное время выезда и возвращения машины, а также период работы на объекте.

Тестирование приборов длилось в течение двух месяцев. В первый месяц отсеяли двух из четырех претендентов. Первый подрядчик не сумел устранить критический сбой в собственном программном обеспечении, а второй - увеличить крайне низкую скорость работы выделенного канала связи. А на окончательный выбор повлияло большое количество положительных отзывов и рекомендаций, а также оперативность технической поддержки одного из поставщиков.

Что касается стоимости обслуживания системы спутникового слежения, компания при проведении тендера получила предложения в диапазоне 250-600 рублей за сопровождение одного прибора в месяц. Ежемесячная абонентская плата начисляется за каждую единицу техники, поэтому некоторые обслуживающие организации устанавливают привлекательно низкие цены на сам прибор ГЛОНАСС и его установку. Но услуги по дальнейшему сопровождению, то есть абонентская плата может оказаться в разы выше, чем у конкурентов. При этом невозможно приобрести систему у одного поставщика, а обслуживаться у другого - предустановленное программное обеспечение не позволит сменить исполнителя. Кроме того, предлагается множество услуг за дополнительную плату, которыми можно воспользоваться по желанию: активация sim-карт мобильного оператора, контроль скорости передвижения транспорта, составления отчетов силами специалистов подрядчика и т.п. В случае с «Юганскнефтегазгеофизикой» кроме самого блока ГЛОНАСС и модуля GPRS с sim-картой мобильного оператора приобрели и датчики уровня топлива, чтобы можно было контролировать перепады в его расходе. В зависимости от модели прибора (количества топливных датчиков) стоимость варьировалась в диапазоне от 24 до 36 тыс. руб-лей за единицу.

По предварительным оценкам, экономия на ГСМ должна была составить около 10 процентов, то есть 4 миллиона рублей в год, а срок окупаемости приборов - 1 год.

Первые итоги проекта по снижению затрат

После заключения договора и установки оборудования на все машины автопарка компания приступила к наиболее проблемному этапу внедрения системы ГЛОНАСС - первичному мониторингу отклонений списания по путевым листам от показаний приборов. Уже в первый месяц действия программы были выявлены серьезные расхождения «бумажных» и реальных данных: водители приписали время работы машины в путевых листах, списан больший объем горючего, выявлено несколько фактов слива топлива из баков. В итоге, как оказалось, абсолютное большинство (95%) работников пытались ввести руководство в заблуждение.

В случае с приписками километража и т.п. проблема решалась достаточно просто - путевые листы не принимались к учету и возвращались водителям для исправления, то же самое происходило, когда обнаруживалось несоответствие времени выезда и возврата транспорта на базу.

Пресечь слив топлива сложнее. Выявив факт воровства, компания может обратиться в полицию и лишь по результатам расследования и решения суда взыскать с водителя ущерб. Добровольно, конечно, никто хищение за собой не признает. Но когда в парке работает более 200 водителей, трудно завести уголовное дело почти на всех. Да и доказать кражу сложно, ведь топливо сливается на расстоянии 50-350 км от города, без свидетелей. Как вариант, можно проводить профилактику противоправных действий. Показывать, что компания, несмотря на ухищрения своих сотрудников, выявляет каждый случай мошенничества. Кстати, некоторые водители увольняются сами, понимая, что сливать топливо с рабочей машины станет невозможно.

Снижение затрат и сопротивление персонала

В первый месяц работы системы ГЛОНАСС водители, не понимая принципов ее действия, продолжали воровать ГСМ. Во второй - пойманные на кражах стали искать другие способы для своих махинаций. Например, недоливать горючее в бак (остатки сразу сливать в канистры) или вообще заправлять чужой транспорт, а в путевом листе приводить факт заправки и подтверждать его чеком. В третий месяц многие водители пытались вывести приборы, в первую очередь датчики топлива, из строя.

Будьте готовы к тому, что после установки системы пресечения воровства топлива водители машин будут стараться вывести приборы из строя. Поэтому заранее подготовьтесь к нескольким «показательным» взысканиям ущерба. В качестве напоминания и предупреждения преступлений желательно подготовить краткое описание принципов работы системы, а также перечислить возможные санкции за неправомерные действия работников, и вручить такую памятку каждому сотруднику автопарка.

С вандализмом боролись с помощью статей 232 и 233 ТК РФ (возмещение ущерба), позволяющих удерживать из зарплаты сотрудников сумму причиненного вреда работодателю в размере, не превышающем среднемесячный заработок. Для этого каждый факт выхода прибора спутникового слежения из строя проверяла комиссия с участием штатных специалистов и представителей обслуживающей приборы организации. За работником оставалось право ознакомиться со всеми материалами служебной проверки и обжаловать решение в порядке, установленном ТК РФ.

  • Как добиться снижения затрат на проведение ремонтных работ и повысить их эффективность

В условиях длительных работ на объектах, когда специалисты присутствуют там по несколько недель, сменяя друг друга, не получается закрепить за всеми машинами одного или нескольких конкретных водителей. Поэтому в качестве антивандальных мер компания заключает договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба (ст. 245 ТК РФ). Хотя, как правило, непосредственный виновник, который по закону обязан возместить потери компании, определяется самой бригадой.

В «Юганскнефтегазгеофизике» не только преследуют водителей за противоправные действия, но и работают над предупреж-дением преступлений. После установки системы мониторинга каждому работнику автопарка выдали памятку. В ней кратко описываются принципы ее действия, перечисляются контролируемые с ее помощью параметры работы транспорта, а также напоминается об административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности за умышленное причинение вреда имуществу предприятия. Такие памятки выдаются и сотрудникам, принимаемым на работу.

По истечении нескольких месяцев работы системы мониторинга транспорта результаты заметно превзошли первоначальные ожидания менедж-мента: при абонентской плате 350 рублей за одну машину экономия расхода топлива составляет в среднем 12-15 процентов (5,2 млн рублей в год) вместо предполагавшихся 10 процентов, а сам проект окупился всего за шесть месяцев, а не за год.

Автомобиль, как известно, - не роскошь, а средство передвижения. А также и перемещения разнообразных грузов. Именно поэтому каждая компания рано или поздно обзаводится собственным транспортом. Кто всего одной-двумя машинами, а кто и целым автопарком.

Проблема в том, что содержать целый табун лошадиных сил – дело довольно хлопотное и недешевое. Некоторые и вовсе пытаются от него отказаться. Мол, машину, когда она понадобится, проще арендовать, а вместе с ней и специально обученного водителя. Но, увы, у наемных машин тоже имеются свои недостатки. Достаточно и того, что в нужный момент ее может просто не оказаться под рукой. А потому давайте все-таки рассмотрим некоторые способы сэкономить на собственном автопарке, не отказываясь от него.

Все ходы записаны

Одной из главных причин того, что расходы на эксплуатацию машин корпоративного автопарка нередко оказываются куда выше, чем хотелось бы, называют человеческий фактор. Проще говоря, нечестность водителей, которым эти самые машины доверены. Неудивительно, что с таким поведением всегда пытались бороться.

Классический метод - датчики давления, которые вшивают в автомобильные кресла. Стоят такие устройства недорого, но при этом вполне позволяют таксомоторным компаниям подсчитать, сколько именно километров их автомобиль проехал "вхолостую", а сколько с пассажиром. Те же, кто перевозкой пассажиров не занимаются, могут таким образом отследить присутствие в кабине своего транспортного средства посторонних.

Другой вариант - емкостные датчики присутствия, способные отследить появление в зоне их действия любого достаточного большого (уровень можно изменять по своему желанию) объекта. Такой датчик можно поставить не только в кабине, но и в кузове автомобиля, чтобы убедиться, что водитель не возит на вашей машине чужие грузы.

Однако отслеживание пассажиров и грузов – это еще не все. Не менее важно пресечь слив, то есть, попросту говоря, воровство купленного на ваши кровные деньги бензина. На этот случай тоже есть специальные счетчики, подключаемые к CAN-шине автомобиля, монтируемые в топливную магистраль или устанавливаемые непосредственно в бензобак.

Отслеживая расход топлива и его уровень в бензобаке, грамотно установленный счетчик способен выявить слив топлива из бака или обратной магистрали. Или, к примеру, уличить водителя в предоставлении "левых чеков". Система выдаст отчет обо всех заправках в бак с указанием объема, даты, времени начала и окончания заправки. Несуществующих заправок в отчете отражено не будет, и водителю придется объяснять, откуда он взял чек. Не поможет мошеннику и продажа топливных талонов или заправка более дешевым топливом на трассе – у системы действительно все ходы записаны.

Нам нужна карта

Одним из главных козырей в игре за снижение расходов на содержание автопарка остаются топливные карты. У этих кусочков пластика имеется целая масса плюсов. Во-первых, они минимизируют риски хищения денег, благодаря ежедневным электронным отчетам, в которых можно посмотреть, кто, когда и на какую сумму заправился. Все сомнительные операции с нелогичной частотой заправки будут сигнализироваться.

"Водителю не нужно иметь при себе наличные деньги, поэтому исключены злоупотребления со стороны сотрудников. Это в среднем экономит до 15-20% затрат на ГСМ", - говорит генеральный директор ООО "Петрол Плюс Регион" (Восточно-Европейское подразделение FleetCor – крупной международной компании на рынке топливных карт) Алексей Искрин.

Во-вторых, топливные карты сильно упрощают работу бухгалтерии. Бухгалтеру не нужно получать в банке наличные деньги, потом выдавать их водителям под отчет, а после каждой поездки возиться с кучей чеков, проверяя их подлинность и сверяя данные с маршрутными листами. Как подсчитали эксперты, при переходе на онлайн-обслуживание бухгалтер малого предприятия с автопарком в 5 машин в среднем экономит до 2 часов в день за счет отсутствия проведения ежедневных проводок по чекам и удобной отчетности за ГСМ.

Однако экономить с помощью топливных карт можно не только рабочее время бухгалтера (а за него, между прочим, тоже платит работодатель; по подсчетам экспертов, полное проведение одного платежа обходится в 500-1000 руб.), но и деньги предприятия.

Напомним, когда водитель расплачивается за бензин на заправке наличными деньгами, счет-фактуру ему не дадут. А значит, и вычет по НДС компании получить будет невозможно. А это, между прочим, 18% стоимости топлива. Хуже того, у налоговиков могут возникнуть вопросы к самим чекам с заправок, не говоря уже о том, что даже самый ответственный водитель может такой чек попросту потерять. Кстати, деньги тоже могут быть потеряны, а то и украдены.

"При использовании топливных карт такие проблемы исключены. Мы выдаем нашим клиентам полный комплект всех необходимых документов: документы первичной отчетности с выделенной суммой НДС, счета-фактуры, товарные накладные по форме ТОРГ-12, акты сдачи-приемки услуг. Мы всегда готовы подтвердить факт потребления топлива при налоговых проверках", - отмечает Алексей Искрин.

На сегодняшний день топливные карты получают широкое распространение не только среди конечных пользователей. Группа ГАЗ, один из лидеров российского автопрома, в октябре этого года запустила свою топливную программу. Согласно условиям программы, каждый покупатель любого автомобиля ГАЗ будет принят в полноправные участники "ГАЗ Клуба" и бесплатно получит специальную топливную карту.

Мне сверху видно все

Хороший хозяин всегда знает, где именно находится его машина. Неплохо также понимать, как она там оказалась, откуда и куда движется. И, кстати, с какой скоростью. Мало ли, может, водитель куда-то по своим делам на служебной машине поехал. Или ПДД нарушает. Или, того хуже, никакой это не водитель, а самый что ни на есть угонщик.

Контролировать движение транспортных средств в режиме реального времени позволяют предлагаемые различными компаниями системы слежения GPS/ГЛОНАСС. Достаточно разместить на автомобиле специальный модуль мониторинга, включающий в себя GPS-приемник и GSM-модем с антеннами, и ни одно перемещение машины не пройдет незамеченным. За всеми передвижениями машины можно будет следить не только со специально оборудованного места диспетчера, но и вообще из любой точки, где найдется выход в Интернет.

Данная система позволяет предупредить нецелевое использование автомобилей, сократить пробег и износ транспортных средств, контролировать соблюдение графика доставки и повысить дисциплину сотрудников.

Вдобавок, она способствует повышению безопасности. Если автомобиль вдруг украдут, то правоохранительные органы смогут отследить перемещения угонщиков. Более того, в случае необходимости через модуль мониторинга может быть отдана команда заглушить двигатель автомобиля.

Кстати, страховые полисы для оборудованных системами слежения автомобилей, как правило, обходятся дешевле. Именно потому что такие машины в случае угона легче найти.

Похожие публикации