Полы в квартире и доме

Презентация "различение частицы не и приставки не". Планирование уроков русского языка Правописание не с разными частями речи

Слайд 1

Различение частицы НЕ и приставки НЕ-.

Слайд 2

Слайд 3

Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е Причастия Причастия Глаголы и деепричастия Глаголы и деепричастия
слитно раздельно слитно раздельно слитно раздельно
Без не не употребляются Противопоставление с союзом а Без не не употребляются Краткое причастие Без не не употребляются Всегда
Можно подобрать синоним Наличие слов далеко, отнюдь, вовсе Полное одиночное (нет зависимых слов) Противопоставление с союзом а
Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти Сравнительная степень: не лучше, не умнее Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот)
Наличие отрицательных наречий: негде, некуда С прил., которые не имеют полной формы: не рад

Слайд 4

Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки.
А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек. В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов. Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)
Благоухание ландыша не слышишь за сто шагов. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Есть и люди, которых нельзя понять, не приблизившись к ним, не увидев их в кругу друзей или даже наедине. Не словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

Слайд 5

Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст. Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.
В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след.

Слайд 6

Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово
Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________. Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.

Слайд 7

Спишите пословицы, находя в правом столбике верное продолжение. Укажите, к какой части речи принадлежит слово с не.
1. (Не)сиди сложа руки, 2. (Не)поворчав, 3. Кто чужой радости (не)рад, 4. (Не)бравшись за топор, 5. (Не)годуя на руки, 6. Лодырю всегда
подумай о голове. избы (не)срубишь. так (не)будет и скуки. (не)здоровится. кошка куска (не)съест. тот сам себе враг.

Слайд 8

Перестройте предложения так, чтобы в них были деепричастные обороты.
1. Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы. 2. Дождь прошел стороной и даже не замочил дорожной пыли. 3. Мы читали статью в газете и откровенно недоумевали. 4. Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи.

Слайд 9

Выполните тест.
1. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда. а) Говорил (не)раз, давно (не)хоженная тропинка. б) (Не)пролитые слезы, (не)достойное человека поведение. в) Поведение, (не)достойное солдата; (не)выполненное мною задание. г) (Не)нужные нам сведения, (не)открытые страны. д) Ничем (не)огороженное место, далеко (не)случайно. 2. Не пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда. а) Ничуть (не)интересен, весьма (не)глупый мальчик. б) (Не)известное науке животное, совершенно (не)известная дорога. в) Травы (не)кошены, дом (не)кирпичный. г) Ветер (не)холодный, но сильный; задание совсем (не)выполнено. д) Вовсе (не)нужные вещи, вещь никому (не)нужна.

Упражнение 1

Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не ; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

Упражнение 2

Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.

Образец: необученные солдаты - ничему не обученные солдаты.

(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.

Упражнение 3

Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не .

(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

Упражнение 4

Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не , составьте с ними словосочетания.

Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

Упражнение 5

Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка - итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

Упражнение 6

Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н...)(н...)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга - мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал - край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

Упражнение 7

Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки . Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

Упражнение 8

Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст . Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.

В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)

Упражнение 9

Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку .

Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не)в ежество, (не)п риступен, (не)с мелый, (не)д оброе, (не)у дачи, (не)м астер, (не)с частье, (не)к огда.

Упражнение 10

Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не .

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт.

Упражнение 11

Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме .

1. (Не)вежда (не)навидит учение.

2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

3. (Не)ряшливый человек смешон.

4. (Не)льзя объять (не)объятное.

5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

Упражнение 12

Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

4. (Не) быть гордым и грубым.

5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

Тест по теме «Правописание не с разными частями речи»

1.

1) (не)прерывное (не)домогание

2) мне это вовсе (не)интересно

3) (не)вежда

4) это было (не)избежно

2. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) совершить (не)лепый поступок

2) бормотать что-то (не)внятное

3) ничем (не)оправданный риск

4) юноша крайне (не)вежлив

3. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) в пачке (не)достает трех тетрадей

2) (не)взлюбить с первого взгляда

3) (не)зная причины

4) обошлось (не)дешево

4. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) работа (не)зачтена

2) вести себя (не)принужденно

3) (не)приступная крепость

4) с утра (не)здоровится

5. Какое из объяснений является ошибочным?

1) (не)хочется в это верить - не с глаголами пишется раздельно

2) переспросить, (не)доумевая - не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

3) отозваться очень (не)лестно - не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

4) (не)погашенный костер - не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

6. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно .

1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

2) Мне в этот день (не) здоровилось.

3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

4) Толпа (не)доумевала.

5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

9.Укажите слитное написание частицы не:

1) далеко (не)робкое замечание

2) (не)у кого остановиться;

3) ничуть (не)дорог;

4) (не)здоровый цвет лица;

5) (не)дядин дом;

6) (не)доумевал;

7) (не)большой, но удобный шкаф;

8) выразить (не)годование;

9) (не)чего бояться;

10) (не)длинна, а коротка.

10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

3) (не)вредимый, (не)громкая.

13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

2) пишетсяслитно, если можно заменить синонимом без не,

3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а .

14.Укажи примеры с ошибкой:

1) проявил негодование;

2) неласковый взгляд;

3) вовсе не лёгкий переход;

4) был недогадлив;

5) ничуть не подозрительный;

6) нискольконепривередлив;

7) отнюдьнебезвыходный.

7-й класс

Правописание не с разными частями речи

Открытый урок

Цели:

1) систематизировать знания о написании не с разными частями речи;

2) совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи;

3) развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.

I ЭТАП. Определение темы урока и постановка целей.

Прочитайте записанные на доске слова и определите, какова будет сегодня тема урока.

А. (Не)годовать, (не)доумевающий, (не)ряха, (не)взначай, (не)настный.

Б. (Не)торопливо, (не)написано, (не)открытый, давно (не)встречавшийся товарищ.

– Да, сегодня мы будем повторять тему «Правописание не с разными частями речи».

Что будем делать на этом уроке?

– Повторять и обобщать правила, тренироваться. Записываем эти слова на доске. Это – цель нашего урока.

Как мы это будем делать? С чего начнем? Почему?

(Ответы. Вначале надо повторить правила.)

Зачем нам знать правила? (Ответы.) Обратимся к алгоритму. Что такое алгоритм?

(Последовательность действий (шагов) для достижения результата.)

Внимательно посмотрите еще раз первую запись (строчку А на доске). Что объединяет слова этой группы? Каков будет первый шаг? (Ответы.)

Давайте определим второй шаг (см. на доске строчку В).

II ЭТАП. Повторение теоретического материала, отработка правил и алгоритма действия.

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛИТНОГО ИЛИ РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ НЕ

Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е Причастия Глаголы и деепричастия
слитно раздельно слитно раздельно слитно раздельно
Без не не употребляются Противопоставление с союзом а Без не не употребляются Краткое причастие Без не не употребляются Всегда
Можно подобрать синоним Наличие слов далеко, отнюдь, вовсе Полное одиночное (нет зависимых слов) Противопоставление с союзом а
Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти Сравнительная степень: не лучше, не умнее Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот)
Наличие отрицательных наречий: негде,
некуда
С прил., которые не имеют полной формы: не рад

Что мы с вами повторили? Какую задачу решили?

(Повторили правила, без которых невозможно грамотно писать.)

Как будем закреплять материал? Ваши предложения ?

Предлагаю вам самим написать параграф учебника. Для этого разделимся на три группы. (В каждой группе ученики разных уровней: сильные, средние и слабые (У-3, У-2, У-1). Каждая группа получает конверт с заданием (конверты лежат на партах в начале урока.)

Прочитайте алгоритм выполнения задания.

III ЭТАП. Отработка практических навыков.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЯМИ

1. Выберите из конверта одно из посильных и интересных заданий, напишите к нему ключ.

2. Придумайте условное обозначение (символ) для заданий из вашего конверта. Обозначьте этим символом задания.

3. Разместите это задание на страничке вашего параграфа.

4. Из оставшихся заданий выберите одно для домашней работы.

Разместите его в месте, помеченном знаком «Домашняя работа».

5. Объясните, почему вы выбрали именно эти задания.

6. Защитите свой текст параграфа, выбрав от каждой творческой группы по одному человеку.

Выбранные задания ребята помещают на листах ватмана, листы – на магнитной доске. Предлагаем желающим защитить свой вариант.

– Что мы делали? Какой цели достигли?

– Закрепляли, тренировались.

На дом: закончите схему, заполнив отсутствующие элементы. При желании можно прорешать вариант товарищей.

Дифференцированные задания (по уровням) для работы в группах

Задание 1 (уровень У-2). Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки .

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

– Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

Ответ. _________

Задание 2 (У-1). Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст . Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.

В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)

Задание 3 (У-1). Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку .

Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не)в ежество, (не)п риступен, (не)с мелый, (не)д оброе, (не)у дачи, (не)м астер, (не)с частье, (не)к огда.

Задание 4 (У-1). Спишите пословицы, находя в правом столбике верное продолжение. Укажите, к какой части речи принадлежит слово с не.

– О каком человеческом качестве говорится в большинстве пословиц? Вспомните и запишите пословицу на ту же тему. (Ответы.)

Задание 5 (У-3). Перестройте словосочетание таким образом, чтобы не писалось раздельно. Укажите, к какой части речи относится слово с не.

Ненужные сейчас учебники _______________.

Незнакомый зрителям актер ________________.

Очень неудачная поездка __________________.

Весьма неприятная встреча ________________.

Задание 6 (У-3). Составьте несколько тестов, предложив разные варианты ответов, один из которых должен быть правильным .

А. Не пишется раздельно (сформулируйте часть правила):

а); б); в); г).

Б. Не пишется слитно (сформулируйте часть правила):

а); б); в); г).

В. В каком из четырех слов допущена ошибка в написании не:

а); б); в); г)?

Г. В каком слове не пишется слитно (не заключите в скобки):

а); б); в); г)?

Задание 7 (У-3). Раскройте скобки в предложенных примерах. Запишите объяснение слитного (раздельного) написания не. Один из вариантов должен быть правильный.

А. (Не)известный, а начинающий

Б. Абсолютно (не)известный

Д. (Не)видимый мною горизонт:

Задание 8 (У-3). Следующие предложения перестройте так, чтобы в них были деепричастные обороты.

1. Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы.

2. Дождь прошел стороной и даже не замочил дорожной пыли.

3. Мы читали статью в газете и откровенно недоумевали.

4. Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи.

Задание 9 (У-2). Выполните контрольный тест.

1. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.

а) Говорил (не)раз, давно (не)хоженная тропинка.

б) (Не)пролитые слезы, (не)достойное человека поведение.

в) Поведение, (не)достойное солдата; (не)выполненное мною задание.

г) (Не)нужные нам сведения, (не)открытые страны.

д) Ничем (не)огороженное место, далеко (не)случайно.

2. Не пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда.

а) Ничуть (не)интересен, весьма (не)глупый мальчик.

б) (Не)известное науке животное, совершенно (не)известная дорога.

в) Травы (не)кошены, дом (не)кирпичный.

г) Ветер (не)холодный, но сильный; задание совсем (не)выполнено.

д) Вовсе (не)нужные вещи, вещь никому (не)нужна.

Ответы: 1 – _________, 2 – _________.

Задание 10 (У-2). Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не .

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи.

2. (Не)законченный портрет.

3. Рукопись (не)отредактирована.

4. (Не)решенная еще проблема.

5. (Не)исписанные листы.

6. (Не)запланированная на сегодня поездка.

7. Ничего (не)говорящий факт.

Задание 11 (У-2). Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме .

1. (Не)вежда (не)навидит учение.

2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

3. (Не)ряшливый человек смешон.

4. (Не)льзя объять (не)объятное.

5.?(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

Ответ. ________

IV ЭТАП. Подведение итогов. Рефлексия.

– У вас на партах лежат анкеты. Возьмите одну из них, заполните ее, подчеркнув свой ответ.

1. На уроке я работал (активно/пассивно).

2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен).

3. Урок для меня показался (коротким/длинным).

4. За урок я (не устал/устал).

5. Мое настроение (стало лучше/стало хуже).

6. Материал урока мне был (понятен/не понятен), (полезен/бесполезен), (интересен/скучен).

7. Домашнее задание мне кажется (легким/трудным).

Дополнительное задание. Учитель читает предложения. Одни семиклассники (1-й и 2-й уровень) записывают из них слова с не, указывают, к какой части речи они относятся; другие (3-й уровень) составляют схемы предложений или записывают предложения по памяти.

1. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках (оврагах) соловьи, не пахнет цветами, но степь еще прекрасна и полна жизни.

2. Полная женщина уставилась на Ивана, как бы не веря и не понимая, потом вся вспыхнула и всплеснула руками.

3. Невидный соловей, да слышный.

4. Чудесное в лесу всегда происходит незаметно, без чужого глаза.

5. Кроту падать некуда.

6. Нетерпение жгло и мучило его.

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА В 7-М КЛАССЕ

Урок «Не с разными частями речи» – это урок – повторение изученного в 5–7-х классах о написании не с разными частями речи. Первый урок-закрепление в конце года.

В основу урока положен коммуникативно-деятельностный подход.

На I этапе – определение темы и постановка задач – использовались такие методы: эвристический (какова будет тема урока?), проблемный (зачем нам это надо?), актуализация опорных знаний.

Коллективная форма работы позволяла держать в поле зрения весь класс и активизировать деятельность всех учеников. Таблица и алгоритм развивали аналитическое мышление, умение отбирать нужную информацию, обобщать. Кроме того, работа с таблицей дала возможность отработать речевые умения учащихся.

На II этапе – практическая работа – использовались элементы проектной деятельности, развивалось критическое мышление через чтение и анализ. На этом же этапе развивались коммуникативные умения (на уровне «ученик – ученик», «ученик – группа»), диалоговое взаимодействие в группе. Групповая форма работы позволила организовать сотрудничество семиклассников, включить их в деятельность по достижению общей цели. Работа с дифференцированными заданиями помогла проверить лингвистическую компетенцию учащихся (умение распознавать языковые единицы), совершенствовать речевые умения. Задания повышенной сложности – уровни 2, 3 – развивали творческие возможности учеников, проверяли способность применять знания в нестандартной речевой ситуации.

Материал подбирался с учетом уровня подготовки каждой группы, предполагал творческий подход к заданиям любого уровня и способность продвижения от одного уровня к другому.

На III этапе – защита проектов – можно было увидеть уровень сформированности орфографических умений, осознанность и прочность полученных знаний, совершенствовалась речевая деятельность учеников, развивалось логическое мышление (объясните свой выбор).

На этапе рефлексии ученики давали самоанализ своей деятельности и оценку проведенной работы.

Домашнее задание носит дифференцированный характер.

Роль учителя на уроке – консультант.

Урок показал, что ученики знают правила написания не с разными частями речи и могут их применять на практике, могут устно анализировать языковые единицы, извлекать необходимую информацию из текстов и заданий.

Урок продемонстрировал высокий уровень активности всех учеников класса.

МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

Оргмомент Эвристический метод Анализ языковых единиц Логическое мышление, умение самостоятельно делать выводы, формулировать тему и задачи
Повторение теории Наглядный метод, использование алгоритма и таблиц Актуализация опорных знаний, систематизация и обобщение Репродуктивная деятельность учащихся, установление причинно-следственных связей, развитие речевых умений, умений систематизировать, обобщать, слушать
Практическая деятельность Элементы проектной деятельности, дифференцированный подход, включение каждого участника в деятельность по достижению общей цели Групповая творческая работа, практическая направленность с целью развития аналитических способностей Коммуникативные умения, диалоговая форма общения в группе, развитие критического мышления через чтение и анализ, самопознания. Развитие лингвистической компетенции
Защита проекта Наглядность, словесные формы Умение публично выступать, доказательно излагать свои мысли, отработка речевых умений
Подведение итогов Аналитический метод Умение оценивать результаты своей деятельности
Рефлексия Умение самостоятельно оценивать результаты своей работы и работы в группе

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленский р-н,
Смоленская обл.

НЕ с разными частями речи

Задание 1 . .

(По О.Кожуховой)

Задание 2 . .

Подсказка:

Задание 3 .

.

2. (Не)законченный портрет.

4. (Не)решенная еще проблема.

5. (Не)исписанные листы.

7. Ничего (не)говорящий факт.

НЕ с разными частями речи

Задание 1 . Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки .

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

Задание 2 . Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку .

Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.

Задание 3 . Следующие предложения перестройте так, чтобы в них были деепричастные обороты.

1. Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы.

2. Дождь прошел стороной и даже не замочил дорожной пыли.

3. Мы читали статью в газете и откровенно недоумевали.

4. Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи.

Задание 4. Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не .

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи.

2. (Не)законченный портрет.

3. Рукопись (не)отредактирована.

4. (Не)решенная еще проблема.

5. (Не)исписанные листы.

6. (Не)запланированная на сегодня поездка.

7. Ничего (не)говорящий факт.

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями
речи»
Цели урока: обобщение и систематизация правил слитного и раздельного написания Не с разными
частями речи; совершенствование орфографических навыков; воспитание интереса к
изучению предмета.
Ход урока
1. Организационный момент:
Здравствуйте!
В начале нашего занятия я хочу обратиться к словам известного русского учёного
Д.С.Лихачёва, который сказал замечательные слова: СЛАЙД 1
(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется
(не)интересно. На земле нет (не)интересных мест, а
есть только
(не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное. Надо
уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба… (Д.
Лихачёв)

­ Как вы думаете, что хотел сказать нам автор этих слов? (ответы детей)
­ Согласны ли вы с этими словами? (ответы детей)
­ Что общего у всех слов, написанных со скобками?
Всё верно! А сегодня судьба забросила нас с вами в увлекательное путешествие
по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
Итак, уважаемые пассажиры, поезд следует по маршруту «Минск
обучающийся» – станция «Грамотная». Время в пути – 45 минут. Наш поезд не
останавливается на станциях «Неумелая», «Неудачная» и «Недружелюбная».
Сегодня вам предстоит вспомнить все случаи слитного и раздельного написания
Не с разными частями речи и применить свои знания, выполняя задания,
которые помогут вам стать более грамотными.
Как театр начинается с вешалки, так и любое путешествие начинается с багажа,
необходимого в дороге. Сегодня я предлагаю вам взять с собой в дорогу
словарные слова на тему «Путешествие». Итак, давайте запишем их и
проверим, все ли готовы к долгой дороге: СЛАЙД 4
1

Вокзал, вагон, восток, самолёт, издалека, перрон, впечатление, рюкзак, образ,
товарищ, билет, путешествие, пассажир, территория, гармония, пейзаж,
аэропорт, чемодан, громадный, чудесный, сувенир, поезд, маршрут, западный,
природа, шофёр, компас
­ А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте словарные слова! СЛАЙД 5
­ Итак, все ли готовы к путешествию?
­ Какие слова вызвали затруднение?
Ну, что же, молодцы! А мы отправляемся в путь. Следующая станция
«Теоретическая»
(СЛАЙД 6)
СЛАЙД 7 станция «Теоретическая»
На этой станции нам предстоит вспомнить все правила слитного и раздельного
написания НЕ с разными частями речи. Поможет вам в этом сводная таблица.
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
 На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные, служебные
и междометия)
 Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных? (имеют
лексическое значение и синтаксическую роль)
 К какому разряду по значению относится частица НЕ (отрицательная)?
­ Перейдём к правилам слитного и раздельного написания частицы НЕ с
разными частями речи:
­ Не с существительными
­ Не с прилагательными
­ Не с местоимениями
­ Не с глаголами
­ Не с деепричастиями
­ Не с причастиями
­ Не с наречиями
­ Не с числительными
дети озвучивают правила
Молодцы! Вы отлично знаете правило! Давайте вернёмся к словам Д.С
Лихачёва и раскроем скобки: работает один учащийся. СЛАЙД 8
2

­ Замечательно! А мы отправляемся дальше. Следующая станция
«Практическая»
СЛАЙД 10 станция «Практическая»
СЛАЙД 9
На этой станции вам предстоит применить свои знания и выполнить задания
в рабочих листах.
Задание 1. Устно объясните написание слов с НЕ (по цепочке): СЛАЙД 11





(не)по­товарищески,
вести себя


(не)внятное.
почуять (не)доброе,
(не)ряшливый вид,
 Молодцы!
Задание 2. В этом задании вам нужно переставить предложения так, чтобы
получился связный текст. Раскрыть скобки и объяснить написание. (СЛАЙД 12)
Устно!


такой человек.



Ответ: В, А, Г, Б
 Сформулируйте основную мысль текста.
 Согласны ли вы со словами автора текста?

Отлично! Продолжаем трудиться!
СЛАЙД 13
3

Задание 3. Спишите текст (либо в рабочих листах), расставьте знаки препинания.
Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово с НЕ.






­ Проверка выполнения. По одному предложению.
Задание 4. «Перевёртыши»:
раздельное, а раздельное – на слитное. Можно писать в листах СЛАЙД 14
необходимо заменить слитное написание на
2. (Не)законченный портрет.
4. (Не)решенная проблема.
5. (Не)исписанные листы.
7. Ничего (не)говорящий факт.

 Проверяем по одному предложению. Молодцы! Не сбавляем темп!

Задание 5.
предложениях и их характеристикой: СЛАЙД 15
Установите соответствие между выделенными словами в
Ответы: 1­Д, 2­Г, 3­Е, 4­А, 5­Б 6­В
 Отлично, уважаемые пассажиры!
Задание 6. Извлеките из «сундучка» слова с НЕ. СЛАЙД 16
 Учащиеся называют слова.
 Что их все объединяет?
Задание 7. Буквенный диктант: Слова не пишем, только обозначаем их буквами:
С­слитно, Р­ раздельно
1. Обнаружен (не)опознанный летающий объект. (слитно)
2. На столе только (не)допитый стакан сока (слитно)
3. У самой дороги чернели окнами ещё (не)заселённые дома (раздельно)
4

4.
(Не)сумев реализовать себя в жизни, Базаров проявляет лучшие качества перед
лицом смерти (раздельно)
5. Ключи до сих пор (не)найдены (раздельно)
6. Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный (слитно)
7. Тишина была (не)зловещей, а какой­то мягкой, спокойной (раздельно)
8. Князя Андрея раздражал (не)пропускающий к себе в душу холодный взгляд
Сперанского (раздельно)
9. Нового слугу хозяйка (не)взлюбила (слитно)
10. (Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику (слитно)
11. На столе лежала ещё (не)пожаренная рыба (раздельно)
12. Черты лица (не) лишены приятности (раздельно)
13. В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно (слитно)
 Давайте проверим! СЛАЙД 17
1
с
2
с
3
р
4
р
5
р
6
с
7
р
8
р
9
с
10
с
11
р
12
р
13
с
Замечательно!
 Что же, вы отлично поработали! А мы отправляемся дальше.
Следующая станция «Грамотная». СЛАЙД 18

СЛАЙД 19 станция «Грамотная»
На этой станции вам, уважаемые путешественники, предстоит
выполнить итоговый тест по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи», чтобы проверить, пополнился ли ваш багаж
новыми знаниями и умениями. Итак, за работу!
Учащиеся выполняют тест
 Готовы? Тогда давайте проверим! СЛАЙД 20
 Молодцы! Вы совершили замечательное путешествие, и наш поезд
прибывает на конечную станцию. СЛАЙД 21)
 Я надеюсь, что наше путешествие было не только приятным, но и
полезным для вас! Уважаемые пассажиры, можете ли вы описать свои
впечатления от путешествия, используя слова с не? (незабываемо,
неожиданно, невероятно, непередаваемо, необычно, нелегко и др.)
5

Спасибо! А закончить наше путешествие я хочу такими словами:
Не беда, что идти далеко!
Ты не бойся, что путь будет труден.
Никогда не даются легко
Достижения людям!
Счастливого пути!
Рабочий лист
1. Объясните написание слов с НЕ (устно, текст на слайде) по цепочке:
(Не)выспавшиеся дети, давно (не)спавший старик, (не)прекращающаяся борьба, (не)
прекращавшийся в течение суток дождь, совершенно (не)освоенная область, абсолютно
(не)исследованные пространства, (не) тронутое загаром лицо, нигде (не)напечатанные
статьи, роман (не)прочитан, работа (не)завершена, дети (не) мои, (не) каждый день,
(не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить
(не)по­товарищески,
вести себя
(не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид,
(не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, бормотать что­то
(не)внятное.
почуять (не)доброе,
(не)ряшливый вид,
2. Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте
скобки, объясните написание. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны
ли вы с предложенной формулировкой? (текст на слайде)

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.
Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается
такой человек.
В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.
6

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу
друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)
3. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Раскройте скобки и укажите, к
какой части речи принадлежит слово с НЕ.
В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки которые никуда (не) впадают.
Проливные дожди которые высыхают (не)долетая до земли. Деревья под которыми нет
тени. Родники вода которых (не)утоляет а разжигает жажду. Даже хорошей погодой
здесь называют (не)солнечную и сухую а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает
тут (не)от дождя а от солнца. Идешь и тень твоя испуганно путается в ногах будто
топчешь большую черную птицу. (Н.Сладков)
4. «Перевёртыши»: замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на
слитное (на слайде)
1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи.
2. (Не)законченный портрет.
3. Рукопись (не)отредактирована.
4. (Не)решенная проблема.
5. (Не)исписанные листы.
6. (Не)запланированная на сегодня поездка.
7. Ничего (не)говорящий факт.
5. Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их
характеристикой.
1. У Волконской в чертах лица было что­то
(не)русское.
2. (Не)застав его, я отправился к Алексееву.
3. (Не)взирая на жестокость здешних морозов,
он отправился в путь.
4. В лице родителей Пушкина слилось
потомство одного человека – Петра Петровича
Пушкина, в течение долгих лет (не)имевшее
между собой общения и связей.
5. Брак сей был (не)счастлив.
6. Берёзовая рощица находилась (не)подалёку
от дома.
А. Причастие с зависимыми словами,
пишется раздельно
Б. Краткое прилагательное, пишется
слитно
В. Наречие, без НЕ не
употребляется, пишется слитно
Г. Деепричастие, пишется раздельно
Д. Имя прилагательное с НЕ пишется
слитно, так как можно подобрать
синоним
Е. Входит в состав предлога,
пишется слитно.
7

1
2
3
4
5
6
6. Извлеките из «сундучка» слова с НЕ. Что их объединяет? (на слайде)
В Н Н Е Д О Р А З У М Е Н И Е
Н Е В Е С О М О С Т Ь Я Е Ф Н
Е З Н Н Е Н А В И С Т Ь Д Ш Е
Д А Е Ф Н Е Д О С Т А Т О К Р
О Б Ж Н Е Д О Т Р О Г А Т Ы Я
Ч У Г Ж Т Р Н Е Д О Б О Р З Х
Ё Д Н Е Д У Г Н Е П О Г О Д А
Т К К Ж И Г Л В З Я Р А Г Ю Н
Л А А К Н Н Е Д О У Ч К А В Л
7. Буквенный диктант: С­слитно, Р­ раздельно
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Правописание Не с разными частями речи
Часть речи
Слитно
невежа,
невзгода
Существительное

неправда ­ ложь, недруг ­ враг
Раздельно

противопоставление: не друг, а
враг
2. В вопросительном предложении
при логическом подчеркивании
отрицания: вас сюда устроил отец,
не правда ли?
1. Если без не не употребляется:
небрежный, невзрачный
1. Если есть или подразумевается
противопоставление с союзом а:
2. Если можно подобрать синоним без не:
немаленький ­ большой, немолодой­старый
3. Если есть противопоставление с союзом
не большой, а маленький
2. С относительными и
притяжательными
8

Прилагательное
но: река неглубокая, но холодная
4. Если прилагательное имеет при себе
слова совсем, очень, весьма,
совершенно, крайне,
чрезвычайно, усиливающие степень
качества:
крайне неприятный разговор
прилагательными: небо здесь не
южное, не папин галстук
3. Качественные прилагательные,
обозначающие цвет, вкус: небо не
голубое, не горький шоколад
4.Если есть слова
отнюдь, далеко, вовсе,
усиливающие отрицание: отнюдь
не привлекательная картина
5. С краткими
прилагательными рад, должен,
намерен, склонен, готов,
обязан, нужен, способен,
согласен: я не готов ответить на
твой вопрос.
6. С именами прилагательными в
сравнительной
степени: не хуже весны, не выше
брата
С неопределенными и отрицательными
местоимениями без предлогов: несколько,
1. С другими разрядами
местоимений: в не моем классе, не
Местоимение
некому, нечто
Глагол
1. Если без не не употребляется:
ненавидеть, недоумевать
2. Примечание: глаголы типа
недосмотреть пишутся слитно, так как в
их состав входит единая приставка недо­
Деепричастие
Причастие
1. Если без не не употребляется:
ненавидев, недоумевая
2. Примечание: деепричастия,
образованные от глаголов с приставкой
недо­ пишутся слитно, так же, как и
глаголы: недосмотрев
1. Слово без НЕ не употребляется:
ненавидимый
негодующий
2. С полными причастиями без зависимых
слов и противопоставления:
непрочитанная книга
3. Со словами совершенно, очень,
на нашем этаже
2. Отрицательные местоимения
пишутся с не раздельно, только
если употребляются с
предлогами: не для кого, не для
чего, не к кому, не к чему
Со всеми остальными глаголами:
не знать, не плакать
Со всеми остальными
деепричастиями: не зная, не думая
1. С краткими причастиями:
работа не закончена
2. С полными причастиями при
наличии зависимых слов или
противопоставления:
не прочитанная мною книга
не прочитанная, а лишь
9

крайне, чрезвычайно, совсем (= очень):
совсем непродуманное решение
просмотренная книга
1. Если слово не употребляется
без не: негодующе, неистово,
нелепо
2. Если наречие с не можно заменить
синонимом: пел негромко (тихо)
3. В отрицательных наречиях:
незачем, некуда, негде,
неоткуда.
1. Если есть противопоставление с
союзом а: говорил не громко, а
шёпотом
2. Если к наречию относятся
слова далеко не, отнюдь не,
вовсе не, ничуть не,
нисколько не, никогда не:
вовсе не тяжело, ничуть не
страшно
3. С наречиями в сравнительной
степени:
не хуже, не лучше, не больше
4. С местоименными наречиями и
с наречиями меры и степени:
не туда, не там, не вполне, не
совсем, не здесь, не полностью, не
очень.
5. С обстоятельственными
наречиями: не сегодня, не весной,
не иначе.
Всегда раздельно: не два, не
пятый
Наречие
Числительное
10

Похожие публикации