Полы в квартире и доме

Московские легенды. Усадьба колдуна Брюса «Глинки. Загадочная усадьба брюса - глинки «Кабинет курьезных вещей»

Усадьба Глинки - старейшая в Подмосковье , относящаяся ещё к петровским временам. Она принадлежала в течении века (до 1791 г.) Брюсам. Родоначальником Брюсов был Яков Вилимович - сподвижник Петра I - военный и государственный деятель, учёный и дипломат. Архитектурный ансамбль Глинок был создан в 1727 - 1735 гг., когда Я.В. Брюс вышел в отставку.

Яков Вилимович Брюс

Яков Вилимович Брюс , сын шотландского дворянина, оказавшегося на русской службе еще при царе Алексее Михайловиче, был ближайшим сподвижником первого русского императора. Свою верность ему доказал еще во время Стрелецкого бунта, когда пришел на выручку молодому Петру в Троице-Сергиев монастырь. Вместе участвовали во многих военных походах.

Славившийся своей ученостью Брюс считался в русской армии лучшим знатоком пушечного дела и не случайно носил почетное звание генерал-фельдцехмейстера - начальника артиллерии. Он же был президентом Берг-и Мануфактур-коллегии и основателем знаменитой Навигацкой школы, разместившейся в московской Сухаревой башне. Наконец, по "Брюсову календарю" строили свой жизненный уклад многие поколения русских людей.

Но при преемниках Петра Великого граф оказался не у дел и подал прошение об отставке. В чине генерал-фельдмаршала, полученном на прощание, он, покинув Петербург , перебрался в купленное им под Москвой поместье "Глинки" . И вскоре, по мнению местных крестьян, там стали твориться чудеса. Люди, проходившие мимо усадебного дома, построенного в необычном для здешних мест стиле итальянского барокко, не раз замечали его хозяина, стоявшего на крыше и смотревшего на небо в огромную трубу. Только вряд ли кто-то из них догадывался, что это телескоп, через который можно изучать звезды.

Так что когда через день или два начиналась гроза, то все думали: это волшебник Брюс наслал непогоду. Его личность стала обрастать легендами. Каких только небылиц не рассказывали о нем. То видели его летевшим верхом на железном драконе, то в беседке парка по его велению неожиданно раздавались звуки арфы...

Даже после своей кончины граф-чернокнижник, согласно преданиям, продолжал пугать тех, кто поселялся в его усадьбе. Поэтому новые владельцы "Глинок" - сначала купчиха Усачева, а потом фабрикант Лопатин - решили уничтожить все статуи обнаженных античных богинь и героев, некогда украшавшие парк. Одни просто зашвырнули в пруд, другие замуровали в плотине. И тут "месть Брюса" не заставила себя ждать. Начал граф с того, что стал по ночам являться в спальню Усачевой в барском доме, и той вскоре пришлось перебраться на житье во флигель.

Яков свободно владел шестью европейскими языками, а его «кабинет курьезных вещей» был единственным в своем роде в России и после смерти Брюса влился в кунсткамеру Академии наук.

Архитектурные особенности усадьбы

Усадьба Глинки относится к одному из самых ранних, уцелевших до наших дней подмосковных имений, но Брюс чувствовал себя не помещиком, а ученым. Почти все комнаты усадьбы были превращены в кабинеты, где он занимался физикой, математикой, естествознанием, астрономией. Он тратил все деньги на приобретение новомодных приборов и приспособлений для опытов, поэтому челядь считала барина странным и за глаза называла его «нелюдимым вельможей».

Крестьяне шептались о том, что он - колдун: ходили легенды, будто их помещик в жаркий летний день одним словом заморозил воду из прудов, чтобы покататься на коньках. Да и вид главного здания усадьбы весьма способствовал распространению слухов: первый этаж дома был стилизован под средневековый замок, а обтесанные камни, обрамляющие окна первого этажа, в темноте представлялись демоническими масками.

Весь усадебный ансамбль был выполнен в стиле барокко , по-прежнему модном в первой трети XVIII века: хозяйственные постройки располагались строго симметрично по отношению к усадебному дому, а напротив главного входа был разбит регулярный парк с аккуратным прудиком и павильонами... К сожалению, после пожара 1899 года только флигель-кладовая и садовый павильон, служивший лабораторией Брюсу, сохранились в первозданном облике.

Усадьба Глинки выстроена в стиле дворцово - парковой архитектуры, с чертами европейского барокко. В настоящее время сохранилось два каменных комплекса - парадный и хозяйственный. Парадный двор образован главным домом и тремя флигелями. Хозяйственный двор был основательно перестроен в конце XVIII века и более не представляет художественного интереса.

Небольшой двухэтажный, прямоугольный в плане дом (20-30-е годы XVIII в.), можно считать наиболее старым из сохранившихся в Подмосковье. Его отличает сдержанная торжественность. Арочный портал рустован, скошенные углы здания в обрамлении пилястр. Оконные наличники красивого рисунка, с демоническими масками на замковых камнях над окнами первого этажа, и лучковым очельем - над окнами второго. Второй этаж по обоим фасадам выделен открытыми лоджиями, со спаренными колоннами. На крыше - лёгкая деревянная башенка, специально спроектированной для астрономических наблюдений Брюса.

"Лаборатория Брюса"

"Лаборатория Брюса" , или как её ещё называют - "Петровский домик" - представляет собой одноэтажный парковый павильон, сохранивший декоративное убранство петровской эпохи. По сторонам главного входа помещаются полукруглые в плане арочные ниши для статуй, обрамлённые спаренными пилястрами с белокаменными капителями композитного ордера. Хороши рокайльные раковины, украсившие конхи ниш. Декоративное убранство павильона дополняют широкие пилястры и фигурные наличники.

Санаторий "Монино"

Ныне здания старинной усадьбы занимает санаторий "Монино" . В западном флигеле усилиями местных краеведов открыт музей Я.В. Брюса , который работает по воскресеньям с 10 до 14 часов.

Проехать в усадьбу просто - поворот на Монино с Горьковское шоссе, далее через посёлок Лосино - Петровский. У высокой церкви поворот на светофоре, и далее поворот на указателе "санаторий Монино ".

Предыдущая фотография Следующая фотография

Во-первых, усадьба Глинки - одна из самых старых и неплохо сохранившихся подмосковных усадеб. А во-вторых, с этим местом связано множество мистических историй и рассказов, благодаря личности самого известного владельца - соратника Петра Великого, Якова Виллимовича Брюса, которого местные крестьяне величали «колдуном».

Абзац истории

Усадьба Глинки одна из старейших в Подмосковье, ее архитектурный ансамбль создавался с 1727 по 1735 годы и связан с самым загадочным сподвижником Петра Великого - выходца из Шотландии Якова Виллимовича Брюса, носившего в народе прозвище «колдун» или даже «чернокнижник».

Яков Виллимович участвовал почти во всех значимых походах эпохи Петра Первого, был большим знатоком военного и инженерного дела, основал Навигацкую школу (которая располагалась в Сухаревой башне), отличался большой начитанностью и эрудицией, знал несколько европейских языков, а его знаменитый «кабинет курьезных вещей» дополнил коллекцию Кунсткамеры. После смерти первого российского императора, граф Брюс не нашел себе применения на службе у его преемников, с почетом вышел в отставку в чине генерал-фельдмаршала и удалился в подмосковную усадьбу Глинки. Во время жизни в усадьбе Яков Вилимович мог полностью отдаться любимым занятиям. Например, он много времени проводил в наблюдении за звездным небом, а местные крестьяне, проходившие мимо, застав его за таким занятием и не понимания смысла сочиняли всякие небылицы про «колдуна Брюса».

С усадьбой Глинки и ее владельцем связано множество историй, например, рассказывают, что уже после своей смерти граф пугал новых владельцев имения, являясь им во сне.

Что посмотреть

Одна из отличительных особенностей усадьбы Глинки - это то, что занимавшийся множеством наук граф Брюс практически все комнаты переделал под кабинеты, в которых велась исследовательская деятельность. Все эти кабинеты были обнародованы новейшими по тем временам приспособлениями, на которые Яков Виллимович не жалел средств.

Интерьер усадебного ансамбля был выполнен в стиле барокко.

Хозяйственные постройки располагались абсолютно симметрично к главному дому, а напротив центрального входа красовался парк с прудами, беседками и павильонами. До наших дней сохранились парадный и хозяйственный комплексы.

Парадный комплекс представляет из себя собственно главный усадебный дом с двумя флигелями. Хозяйственный же комплекс был перестроен в 18 веке, и теперь не представляет архитектурной ценности. Главный дом отличается сдержанной торжественностью. Интересны оконные наличники с демоническими масками на первом этаже. Эти маски подливали масла в огонь слухов, крутившихся среди крестьян о своем барине.

Небольшой домик, носящий название «Лаборотория Брюса» или «Петровский домик», это одноэтажный парковый павильон, сохранивший интерьеры петровских времен.

В наши дни усадьбу занимает санаторий «Монино», а в западном флигеле работает музей, посвященный графу Брюсу.

Координаты

Адрес: Московская область, Щелковский район, Лосино-Петровский.

Расстояние от Москвы составляет примерно 50 километров, не учитывая пробки дорога займет чуть больше часа (по Горьковскому шоссе). На автобусе или маршрутном такси № 506 можно добраться от Щелковского автовокзала до Лосино-Петровского, а там взять такси до санатория «Монино».

В прошлые выходные съездили с agent_n23 в Монино. Посмотреть на самолетики не удалось (в Монино находится центральный музей ВВС РФ), так как приглашали всех их посмотреть с 10 до 16, а пускали только до 15, а мы сдуру не торопились, хотя вполне могли успеть. В общем к нашему приходу бабка (вот ни разу не хочется назвать женщиной) уже стояла на посту, крепко вцепившись в ворота. После того, как она нам сообщила, что «даже подругу не пустила», мы поняли, что попасть в музей можно только через забор, но желания смотреть уже не было, так что мы поехали в располагающуюся неподалеку усадьбу Глинки.

Усадьба Глинки является одной из старейших в Подмосковье.

Первый владелец. Англичанин Стелс и неудавшийся пороховой бизнес

В марте 1710 году Петр I жалует имение Глинково английскому коммерсанту Андрею Стельсу «... за ево к нам Великому Государю верную услугу». В 1708 году Обуховский завод (Ногинский район), принадлежавший Стелсу, прочно занял первое место в России. Он поставил для артиллерии 16 тысяч пудов пороха высшей кондиции на 18% дешевле других пороховщиков. Стельс сообщает артиллерийскому ведомству о том, что его завод располагает резервными мощностями и может увеличить производство. В ответ артиллерийское ведомство заключает с ним контракт на ежегодную поставку 20 тысяч пудов пороха, а Петр I издает указ о предоставлении Стельсу монопольного права на производство пороха, а прочим царь «... делать порох не велит». Предоставленные привилегии позволили англичанину в 1710 году нарастить производство пороха до 34 814 пудов. Однако недовольные владельцы вставших после указа Петра пороховых заводов организуют блокаду конкурента. Они скупают всю селитру и серу (сырье для изготовления пороха), одновременно взвинчивают на них цену. В результате к концу 1711 года Обуховский завод остался без сырья и был остановлен. Не пережив этого удара, в январе 1712 года он умер. Попытки его жены Варвары Стельс восстановить производство были безуспешны. Она продает завод и уезжает с детьми в Англию. В 1717 году, по поручению сестры, ее брат продал имение Глинково с деревнями князю Алексею Григорьевичу Долгорукову.

Алексей Долгорукий

Новый владелец усадьбы Алексей Долгорукий большую часть времени проводил в усадьбе Горенки, так что ничем особо примечательным этот период для Глинково отмечен не был. После воцарения Петра II Долгорукие приобретают над императором все большую власть. Пиком успехов Долгоруких стала обручение Петра II с дочерью Алексея Григорьевича Долгорукого Екатериной в конце 1729; церемония бракосочетания была назначена на 19 (30) января 1730. Однако 6 (17) января у императора обнаружились признаки оспы и в ночь на 19 (30) января, день, когда должна была состояться свадьба, он скончался.

Во время царствования Петра II Долгорукие становятся первыми вельможами России. По-видимому, в это время полного неограниченного фавора, имение Глинково уже не имеет существенного значения для Алексея Григорьевича и он продает его вместе с деревнями вышедшему в отставку генерал-фельдмаршалу, графу Якову Вилимовичу Брюсу.

«Чернокнижник» Яков Брюс

Поселившись в Глинкове, Брюс целиком отдается хозяйственным заботам и занятиям наукой, именно при нем, в 1727 - 1735 гг., создается архитектурный ансамбль усадьбы, планировку главного дома Брюс подчиняет целям научных занятий, в частности – астрономией. (Брюс перевез в Глинки свою астрономическую обсерваторию из Петербурга).

Обследовавшие главный дом в 1981 году архитекторы В.И. Якубени и М.Г. Карпова установили, что первоначально дом был одноэтажным, с возвышающимся над ним в центре большим залом с лоджиями южной и северной. Боковые крылья второго этажа оставались открытыми площадками и, как предполагается, использовались для работы с большими астрономическими приборами. Открытой оставалась и северная лоджия.

Имя Брюса овеяно легендами – он и золото из свинца делал, и мертвых оживлял. С Глинками же связывают следующую легенду. В разгар лета Брюс замораживал воду на одном из прудов, чтобы гости могли покататься на коньках.

Круг научных интересов Якова Вилимовича не ограничивается астрономией; он разрабатывает проблемы практической оптики, работает над изготовлением телескопа и зрительных труб, занимается нахождением очищенных от вредных примесей оптимальных сплавов металла для изготовления металлических зеркал к телескопам, разрабатывает методику определения удельного веса металлов. Выведенные Брюсом значения удельного веса золота, серебра и меди почти не изменились до настоящего времени. Яков Вилимович ведет переписку с профессором Санкт-Петербургской Академии наук Иоганном Лейтманом, с профессором математики, будущим великим математиком, физиком и астрономом Леонардом Эйлером.

Вот такие деревья растут в усадьбе Брюса

Усадьба при потомках Брюса

Александр Романович. В 1756 году при Александре Романовиче Брюсе (племяннике Якова Брюса) была возведена церковь Иоанна Богослова, к которой в 1883 году пристроили трапезную и колокольню. В 1930-х года колокольню снесли, а церковь основательно переделали, встроив в спальный корпус. Сейчас здание частично разрушено, хотя алтарная часть закрыта и утверждается, что проводятся службы.

Когда-то наверх вели лестницы

А здесь видимо была душевая (?)

На стенах растут деревья

На полу частично сохранилась мозаика

Подвальное помещение под алтарной частью

Кстати, в 1845 году за владельца усадьбы Александра Брюса выдают вернувшуюся из ссылки Екатерину Алексеевну Долгорукую, чуть было не ставшую в свое время женой Петра II. Однако брак оказался недолгим; через два года Екатерина Алексеевна умерла.

Яков Александрович После смерти Александра Брюса усадьба Глинки переходит по наследству его сыну Якову. В отличие от своих знаменитых предков он особыми доблестями ни на поле брани, ни в государственных делах не отличался и больше известен в истории не по своим заслугам, а по похождениям жены – Парасковьи Александровны Брюс (Брюсши, как называли ее современники) – наперсницы императрицы Екатерины II. По характеристике современников, Парасковья Брюс «…была красива, образована, необыкновенно ловка и умна, но строгостью нравов не отличалась». Яков Александрович, благодаря близости ко двору и дружбе с Екатериной, успешно продвигался в карьере, дослужившись до звания генерал-лейтенанта. Был губернатором в ряде городов, а в 1784-86 годах - в Москве. Прослыл как человек жестокий, мстительный, большой формалист и служака, не гнушавшийся средствами для достижения своих корыстных целей. Будучи губернатором в Москве, он начал преследование группы московских просветителей во главе с Николаем Ивановичем Новиковым, законченное после его занимавшим после него эту должность Прозоровским полным разгромом этой группы и заключением Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет.

На почве любовного соперничества Екатерина поссорилась со своей любимицей и отдалила ее от двора, запретив проживание в Петербурге. Переехав в Москву, Брюсша большую часть времени проводит в Глинках, ведя затворнический образ жизни. Здесь она и умерла на 57 году жизни.

Екатерина Яковлевна В 1791 году после смерти отца Александра Романовича Брюса единственной наследницей огромных брюсовских владений остается 15-летняя Екатерина. По завещанию отца, ее опекуном стал Валентин Платонович Мусин-Пушкин. В 1793 году он женит своего сына Василия Валентиновича на Екатерине Яковлевне. Семейная жизнь супругов не удалась, детей не было. Муж – большой щеголь и мот, вел великосветский образ жизни, жил на широкую ногу, прожигая отцовское и женино наследство. Поняв, что она обобрана, а семейная жизнь не складывается, Екатерина Яковлевна уезжает за границу и возбуждает дело о разводе и возврате своих имений. Дело тянулось долго и, только при вступлении на престол Павла I , было решено в пользу потерпевшей, которая получила в свое владение всю движимую и недвижимую собственность, доставшуюся от отца.

В 1815 году, по поручению хозяйки усадьбы, имение Глинки с принадлежавшими ему деревнями, было продано. Так закончился Брюсовский период усадьбы Глинки, а на Якове Александровиче Брюсе прекратился и род Брюсов в России по мужской линии.

Усачев, расплачивался за Глинки всю жизнь

Еще в 1791 году калужский купец Тихон Усачев приобрел у Якова Александровича Брюса участок земли на реке Воре под селом Глинково. Отремонировав оставшиеся от кожевенной фабрики Афанасия Гребенщикова помещения, Усачев в 1796 году оборудовал в них писчебумажную фабрику. Глинковская фабрика считалась одной из лучших в Московской губернии. На первой российской выставке мануфактурных изделий в 1829 году лучшим сортам ее бумаги присуждена большая серебряная медаль. На последующих выставках глинковская бумага отмечена золотой медалью. В 1839 году Усачев был произведен в мануфактур-советники, а в 1840 году ему присвоено звание «Почетный гражданин города Москвы».

Когда в 1815 году Екатерина Яковлевна Брюс объявляет о продаже имения (за 450 тысяч рублей), то желание Ивана Усачева (сына Тихона Усачева) заполучить его вполне естественно. Однако он не был настолько богат, чтобы позволить себе такие огромные затраты.
Тем временем объявился второй покупатель – соседний помещик Федор Петрович Ершов. По взаимной договоренности они поделили имение на две части: усадебные постройки и 8577 десятин земли за 300 тысяч рублей приобрел Усачев, оставшиеся 1500 десятин земли, деревни Вачутино, Мишуково, Кабаново, Громково, Мизиново и Новую вместе с 650 душами крепостных «мужеска пола» – Федор Петрович Ершов.

Деньги на покупку Усачев взял в кредит у московского банкира Охотникова сроком на десять лет. Время показало, насколько рискованной была для Усачева эта покупка. В 1822 году банкир умер. Вдова требует уплаты долгов, угрожая продажей имения с торгов. Усачев просит у казны ссуду в 250 тысяч рублей под залог фабрики. Выехавшей на место оценочной комиссией фабрика была оценена в 424961 рубль. Но в ссуде Усачеву отказано, предоставлена лишь отсрочка платежей. Дело это растянулось на несколько лет. Фабрике угрожало банкротство. В это время приходят на помощь родственники. В октябре 1838 года брат Ивана - Василий Усачев оформляет на свое имя покупку фабрики, спасая ее от банкротства и выручив брата из должников. Вероятно, покупка была оформлена для проформы, так как на фабрике продолжал хозяйничать Иван Усачев.
Однако возникли новые проблемы: писчебумажная фабрика исчерпала свои резервы, производство из года в год падает; все труднее становится обеспечивать производство сырьем. Усачев упорно ищет выход из создавшегося положения.

В начале XIX века Россия не имела своих прядильных фабрик, и пряжу для ткацких фабрик закупали за границей. Стремясь избавиться от импорта пряжи, государство начинает поощрять заведение отечественных прядильных фабрик. Посчитав это дело более прибыльным, Усачев в 1846 году начинает переоборудование писчебумажной фабрики в хлопкопрядильную. Из-за недостатка средств эта работа затянулась на десять лет, в течение которых писчебумажное производство постепенно сокращалось, а прядильное наращивало темпы.

Колесовы считали усадьбу «колдовской»

С 1853 года владельцами фабрики становятся братья Алексеевы, а в 1854 году их сменили малолетние наследники, и фабрика переходит в ведение Богородской земской управы.

В 1862 году фабрику вместе с усадьбой приобретает компания Колесовых. В усадьбе Колесовы не жили, считая ее колдовской. Их «хозяйствование» нанесло ей непоправимый ущерб. Парк усадьбы был богато украшен скульптурами, вывезенными Я.В.Брюсом из-за границы во время его многочисленных поездок по заданиям Петра I . Купчиха Глафира Колесова, религиозная фанатичка, усмотрела в обнаженных фигурах богов и богинь кощунство и святотатство; она приказала разбить скульптуры и побросать в Ворю.

В 1879 году Колесовы продают ее вместе с усадьбой купцу Якову Лопатину за 200 тысяч рублей – баснословно низкую цену. Ведь в 1822 году только фабрика была оценена почти в 425 тысяч рублей, а тут еще и усадьба со всеми постройками и оставшиеся к тому времени 348 десятин земли с лесом. Видимо, все это хозяйство, и фабричное, и усадебное было крайне запущено.

Несчастья Якова Лопатина

Лопатин принимает меры к приведению фабрики в порядок. Но в 1899 году его постигло несчастье: от прямого попадания молнии сгорел главный усадебный дом вместе со всеми запасами хлопка, находившимися в нем. Надо было восстановить перекрытия и кровлю, отремонтировать стены и разобрать завалы. После ремонта дом так и остался под складом, только хлопок заменили пряжей.
Не успел Лопатин оправиться от одной беды, как его постигла вторая, более страшная: 7 сентября 1902 года по неизвестной причине дотла сгорела фабрика вместе со всем содержимым. Остались лишь полуразвалившиеся остовы зданий. Восстановить фабрику было невозможно, ее надо было строить заново. Лопатину это было не под силу, и фабрика прекратила свое существование.
В 1914 году Лопатин продает усадьбу Глинки с 348-ю десятинами земли вязниковскому купцу Малинину. Тот создал в деревне Кабаново лесопильный завод, передав усадьбу и завод сыну, который торговал лесоматериалами, сводя доставшийся лес.

В 1918 году усадьба была национализирована. Не пережив потери, сын Малинина, по воспоминаниям старожилов, покончил с собой.

Санаторий «Монино»

В 1930 году Наркомат пищевой промышленности взял усадебный комплекс в аренду для устройства дома отдыха. Впервые был проведен капитальный ремонт всего здания, приведен в порядок парк, очищены пруды. Церковь была превращена в спальный корпус.
Во время войны в усадьбе был госпиталь.

С 1948 года – здесь дом отдыха Монинского камвольного комбината.
В 1962 году при бурении скважины обнаружена целебная минеральная вода, и санаторий «Монино» стал специализироваться на лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Большая часть текста взята из книги А. Ерофеевой. Город Лосино-Петровский и его окрестности, 2001

Башня-брызгалка

На сайте Исторические усадьбы России говорится о том, что на территории усадьбы «специалисты по биолокации зафиксировали немало интересных аномалий, свидетельствующих о том, что под толщей земли существуют подземные тоннели и комнаты. Иногда рамка начинает неистово вращаться, словно бесится, констатируя редкие аномальные отклонения. Это не что иное, как мощные энергетические заслоны, воздействие которых, не ослабевающее на протяжении столетий крайне опасно для здоровья операторов и разведчиков».

Не знаю, как там с тоннелями и прочим, но свидетелями одной аномалии мы стали сами. Почти все время пока мы гуляли по усадьбе собирался дождь, небо было темным и совсем близко сверкала молния. Дождь так и не пошел. Устав прятаться от возможной грозы, мы дошли до вот такой водонапорной башни-брызгалки. И это был единственный дождик, который на нас в тот день пролился.

Как доехать : с Ярославского вокзала до ст. Монино, далее автобус №32 до остановки «Санаторий».

Вот таким мы увидели Монино

Самое яркое впечатление

В связи с отсутствием самолетиков вышло как-то не позитивно:/

Татьяна ★★★★☆

(12-04-2011)

Снова побывали в усадьбе Брюса 09.04.11г. На территории санатория никого, кроме охранника, не обнаружили. Такое впечатление, что санаторий не действует. С разрешения охранника прогулялись по территории усадьбы, были очень удивлены отсутствием музея. А 5 лет назад мы ходили по этой усадьбе часа 2 с очень интереснейшей экскурсией!

Усадьба Якова Брюса дошла до нас в сильно искаженном виде, санаторий постарался. Но на главном доме все-таки можно найти приметы времени и личности хозяина (маски над окнами). Посещать имеет смысл с хорошей экскурсией, что мы и сделали и остались довольны.
Увы, музей Брюса (кстати, то, что он был колдун - скорее байки, а то, что крупный государственный деятель и ученый - факт) сохранить не удалось по не до конца понятным причинам. И возрожден он не будет, по всей видимости.

алексей ★★★☆☆

(4-12-2006)

Усадьба понравилась.А музей не работает,опечатан налоговой инспекцией.

МИТРИЧ ★★☆☆☆

(17-09-2006)

Посетили усадьбу 17 сентября 2006., впечатление двойственное. Потрясла степень разрушенности великолепного, некогда четырёхэтажного главного здания. Непостижимо, как такое строение могло придти в столь плачевное состояние. Даже если бы там во время оно оборудовали учебный центр для загранагентуры ГПУ или тайный бордель для руководства ВЦСПС - и то было бы лучше:
перестроили бы, исказили, но до такой стадии руинирования дело не дошло... Восстановлению дворец, я так понимаю, не подлежит. Виновных, за давностью лет, не сыскать, да и искать некому. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Это есть некий символ русской культуры ХХ века, взятой государством якобы под охрану и затем безжалостно разграбленной и загубленной. А то, что реставрацию начинают с церкви, радует не слишком - в Подмосковье уже сотни действующих храмов, а подобных усадеб - раз-два и обчёлся, лучше бы парк в порядок привели, что и дешевле и необходимей, но оно и понятно - церковь восстановят - новый приход откроется, копеечка с прихожан туда потечёт... Общее впечатление - мерзость запустения и гражданская скорбь. Нация, доведшая достояние праотцев до такого состояния обречена, и никакие молебны с водосвятиями ей уже не помогут.

Татьяна ★★★★★

(17-08-2006)

Побывали в усадьбе в декабре 2005г. На территории усадьбы - санаторий, пройти можно спокойно, без проблем. Зашли и осмотрели экспозицию музея, тогда было бесплатно, но говорили, что с нового года введут билеты. Присоединились к экскурсии по усадьбе, которую проводят для отдыхающих в санатории (зимой она бывает по воскресеньям, сбор в 12:00 у фонтана перед главным домом). Экскурсия была продолжительная (часа 2) и ОЧЕНЬ интересная!

Mарина ★★★☆☆

(13-05-2006)

Санаторий "Монино" производит тоскливое впечатление типичного совкового заведения. Сама усадьба умиляет своей наивной простотой. Главный дом с фонтанчиком чем-то похож на особняк, в котором снималась "Формула любви". Хотя, может быть, это рассказы о его владельце, ученом и "чернокнижнике" Якове Брюсе вызвали у меня воспоминания о графе Калиостро. :-)
Парк находится в довольно запущенном состоянии, бывшие пруды заросли грязью. Но местные энтузиасты сейчас активно восстанавливают церковь: правда, она выглядит пока, как после бомбежки, и работы там хватит на очень долгое время.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Нам повезло, музей Брюса был открыт: из экспонатов запомнился огромный книжный шкаф со старинными фолиантами и фамильное дерево Брюсов, которые ведут свой род от шотландских рыцарей. Купили там кучу всяких краеведческих книжечек и монографию об этом самом Брюсе - колоритный был человечище.
В общем, и погуляли приятно, и историю немного вспомнили, что всегда полезно.

В саду покойного графа Брюса есть деревянный загородный дом с бельведером и большой сад в английском вкусе, пашни, луга, огород, каналы, беседки и особливо на острову в пруду находящемся прекрасный большой дом для купания, в коем потолки и стены расписаны живописью al freco .

Именно так И. Г. Георги описал в своем труде «Описание столичного города Санкт-Петербурга» одну из самых известных усадеб Петергофской дороги, некогда принадлежавшую Якову Александровичу Брюсу, последнему из рода русских Брюсов; человеку, совмещавшему должности генерал-губернатора сразу двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Его имение тянулось от Финского залива напротив нынешней Кронштадтской площади до Балтийской железной дороги. На протяжении двух столетий усадьба неоднократно меняла своих хозяев, оставив сегодня в качестве напоминания о себе лишь несколько деталей ландшафта. Но - обо всем по порядку…

В начале 18 века при формировании ансамбля Петергофской дороги участок был пожалован князю Михаилу Федоровичу Шаховскому. И уже к 1719 году на территории усадьбы находился господский дом с хозяйственными постройками, а протекавшая небольшая речка Черная (позднее – Дачная) дала возможность создать живописный пруд.

И поныне усадебный пруд является доминантой окружающей территории

В конце 30-х годов 18 века у усадьбы появляется новый хозяин - граф Михаил Гаврилович Головкин. К тому моменту за его плечами была учеба за границей и статус посла в Берлине. Во времена правления Анны Иоанновны Головкин надзирал за работой Монетного двора, а при регентстве Анны Леопольдовны получил статус вице-канцлера.

Сложные политические интриги помешали насладиться Головкину своими владениями на Петергофской дороге

Будучи сыном петровского канцлера Г.И. Головкина, граф смог удвоить свои усадебные владения, ибо женившись на Екатерине Ивановне Ромодановской, он получил в приданое соседний участок с запада. В результате общее имение Головкина составило 200 саженей.

В планах Головкина входило строительство нового господского дома в стиле барокко. Однако этот план ему не удалось воплотить в жизнь. Помешал тому дворцовый переворот, результатом которого стало воцарение на престол Елизаветы Петровны. Головкин был сразу же арестован за участие в заговоре и приговорен к смертной казни, позже замененной ссылкой в Якутию. Имение вице-канцлера на Петергофской дороге было конфисковано и в 1745 году было пожаловано Василию Федоровичу Салтыкову, за плечами которого к тому моменту была должность генерал-полицмейстера Петербурга, а также попытка «наложить лапу» на располагавшийся неподалеку еще с петровских времен легендарный «Красный кабачок». Позднее Салтыков, выполняя поручение Елизаветы Петровны, препроводил семью свергнутой Анны Леопольдовны в ссылку. В награду за свою службу императрица собственноручно пожаловала Салтыкову высший государственный орден Андрея Первозванного.

Василий Федорович Салтыков – большой ценитель владений на Петергофской дороге

После его смерти через 10 лет имение было разделено между его сыновьями на две части, таким образом, вновь вернувшись к первоначальному разделенному состоянию. Западная часть перешла к Александру Васильевичу Салтыкову. На ней некогда располагалась усадьба Воронцовых, а сейчас находится подворье монастыря с церковью Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Сергей Васильевич Салтыков – один из первых фаворитов Екатерины Великой

Восточная же часть будущей усадьбы Брюса перешла во владение камергера великого князя Петра Федоровича Сергея Васильевича Салтыкова. Людская молва приписывает Салтыкову отцовство Павла Первого, возведя его, таким образом, в статус первого по времени фаворита Екатерины Второй. Возможно, именно поэтому насладиться своим владением Салтыкову толком не пришлось. После рождения наследника трона будущего Павла Первого Салтыков был мягко отдален от двора и послан с данным известием в Швецию, а позднее - посланником в Гамбург, Дрезден и Париж. Фактически не бывая в Петербурге, Салтыков был вынужден продать свое имение на Петергофской дороге. Так усадьба обрела своего нового хозяина, уже упоминавшегося Якова Брюса. Он приходился внучатым племянником знаменитого сподвижника Петра Великого и своего тезки Якова Брюса. Его супругой была Прасковья Ивановна Румянцева – сестра будущего фельдмаршала Румянцева-Задунайского.

Яков Брюс – человек, с именем которого связан расцвет усадьбы на Петергофской дороге

Яков Брюс принимал участие в Семилетней и Русско-Турецкой войнах, а позднее поочередно занимал должности генерал-губернатора Новгородского и Тверского наместничеств, Москвы и Санкт-Петербурга. Безупречная служба Екатерины Второй позволила стать Брюсу сенатором и кавалером ряда орденов, а также обрести графское достоинство.

С именем нового хозяина связан и расцвет приморской усадьбы. Судя по всему, им был построен новый господский дом, состоявший из главного корпуса и двух примыкавших боковых флигелей. Три аллеи, проложенные через литориновый уступ, вели вниз к Петергофской дороге. Помимо первоначально существовавшего пруда прямоугольной формы был устроен еще один пруд круглой формы и искусственным островом посередине, на котором располагалась купальня (с тем самым al freco – особая техника живописи по сырой штукатурке) . Пруд был окружен садом, разбитым на английский манер. Вглубь имения через лес была проложена центральная аллея. Хозяйственные постройки располагались на месте бывшей усадьбы Шаховского. Именно период владения усадьбой Брюсом можно смело назвать пиковым для имения с точки зрения архитектурно-парковых решений.

На искусственный остров теперь можно попасть по небольшому мостику

Усадебный пруд – практически единственное, что напоминает о “дворянских корнях” здешних мест

По некоторым сведениям, Брюс скончался именно в своей усадьбе на Петергофской дороге. По свидетельству князя Александра Андреевича Безбородко, секретаря Екатерины Второй

Брюс скончался после десятидневной болезни, ко всеобщему прискорбию всего города. Он был дежурный когда занемог и прислал ко мне трость, а пред тем за три дня обедал у Стрекалова, откуда садясь в карету, ушиб ногу, к сему пристала рожа и подагра. Сменясь от дворца, поехал домой и начал бредить; доктора были призваны, нашли, что ниже ушибленного места уже антонов огонь, а подагра в желудке.

Со смертью графа в 1791 году все переменилось. Единственная дочь Брюса, Екатерина Яковлевна, вышла замуж за графа Василия Валентиновича Мусина-Пушкина, занимавшего ложность обер-шенка – хранителя вин при императорском дворе. В 1808 году он продал дачу отставному ротмистру П. Ф. Кноррингу. В 1820 году хозяином усадьбы становится купец А. И Северин. В конце 1830-х у дачи появляется новый хозяин – купец Солодовников. К этому моменту на картах того времени не осталось господского дома; возможно, он был утрачен при пожаре

После некоторой чехарды с владельцами усадьбы начался новый период ее существования - дачный, начало которого можно отнести к середине 19 века. К тому моменту территория усадьбы находилась во владении купеческой семьи Крутиковых. На ней располагались каменные и деревянные дома, лавка, постоялый двор, кирпичный и гончарный заводы.

В начале 20 века имение вновь сменило своего хозяина: на этот раз им стал предприниматель Сергей Константинович Максимович, разбивший некогда усадебную территорию на участки под дачное строительство и лоббировавший строительство электрической железной дороги вдоль Петергофского шоссе от Петербурга через Ораниенбаум до Красной Горки. Видимо по этой причине само имение и возникший поселок получили название Дачное - топоним, сохранившийся до сих пор, несмотря на все перипетии 20 века. Летом 1904 года Петербургское губернское правление утвердило предложенный Максимовича план “пригородного имения “Дачное”” с сетью улиц и переулков. Жилье здесь пользовалось спросом, ибо место представляло собой сочетание благоприятной природы и климатических условий с городскими удобствами (освещение, водопровод, ухоженные улицы).

Так выглядела территория бывшей усадьбы Брюса, а впоследствии – поселка Дачное на карте Санкт-Петербурга в 1913 году

Не стояло на месте и развитие уличной дорожной сети района. На месте центральной аллеи Брюса появился Екатерининский проспект, параллельно ему были проложены еще две – Харьковский проспект и Полтавская улица, а также целый ряд небольших переулков. Сад с прудами стали местами общего пользования жителей; сохранялись и постройки на месте усадьбы Шаховского. К моменту начала Великой Отечественной войны территория усадьбы Брюса была полностью застроена индивидуальными жилыми домами.

Вот как описывается Дачное в :

Скопив на необходимую для взноса сумму, отец в 1907 приобрёл в Дачном участок в 15 соток на Екатерининском проспекте… Участок на три четверти был покрыт густым лесом и подлеском и поэтому имел прелестный вид. Имение Дачное было хорошо распланировано, имело леса, копаные пруды с купальней и лодками, дубовые и липовые аллеи. Наискосок его пересекал Попов ручей {река Дачная, что течёт между Лёни Голикова и Хрустицкого} с живописными берегами. По Петергофскому шоссе имение простиралось только на 213,4 метра. Эта ширина была установлена ещё со времен Петра Первого…
Листва и хвоя были столь густыми, что в полутора метрах не было видно друг друга…
Через дорогу от нашего дома осталась старая глиняная дорога, по сторонам затемненная громадными елями и соснами…

На Екатерининском проспекте в доме № 8 (барский усадебный дом) бывали танцы для молодежи, действовала “летучая почта”. Играл духовой оркестр. Потом танцы перенесли в большой зал, в дом путейского инженера Антипова по Екатерининскому проспекту, 35…
В Дачном, начиная от Петергофского шоссе, застройка была только по левую сторону Екатерининского проспекта вплоть до дома-усадьбы № 8 и далее. Этот ряд из восьми домов носил название “казённые”. Одноэтажные деревянные дома с мезонинами, дома-коттеджи, летом закрытые деревьями, были очень старой постройки, лет по 125…
Только дом № 1, смотревший фасадом на Петергофское шоссе, был каменный, одноэтажный, усадебного старинного типа, с колоннами на боковой стене. Белый цвет дома, красная черепичная крыша, колонны подсказывали, что его строитель – а возможно, и хозяин – происходил, скорее всего, с Украины, с Полтавщины. Улицы в Дачном тоже имели украинские названия – Полтавская, Харьковская, Лешко-Поппель – и южные – Крымский переулок, Байдарский переулок…

В ходе военных действий большинство построек были уничтожены (Дачное находилось недалеко от линии фронта), а некоторые – разобраны для строительства оборонительных сооружений. И лишь в послевоенные годы продолжилось преображение усадьбы Брюса-Шаховского. Фактически она была разделена на две части вновь проложенной магистралью - Ленинским проспектом. Центральная аллея усадьбы Брюса трансформировалась в еще одну крупную транспортную артерию - Дачный проспект.

Дачный проспект – бывшая центральная аллея усадьбы Брюса

На самом месте расположения господского дома – ныне пересечении Ленинского проспекта с проспектом Стачек (участком Петергофской дороги) - раскинулся большой овальный газон.

На месте господского дома теперь располагается овальный газон

Здесь пересекаются Проспект Стачек (фрагмент бывшей Петергофской дороги) и Ленинский проспект

Напоминанием о дворянском происхождении территории усадьбы Брюса служат лишь сохранившиеся пруды с островком посередине, а также топоним «Дачное», отсчитывающий второй век своего существования.

Вместо брюсовской купальни остров теперь украшает странного вида беседка

P . S . При написании статьи были использованы следующие материалы:

С.Б. ГОРБАТЕНКО “Петергофская дорога»

А. Ю. Алексеев Топоним «Дачное»: 110 лет истории. ВСТРЕЧИ НА ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГЕ. Материалы краеведческой конференции Санкт-Петербург 2014 г.

Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга

Похожие публикации