Полы в квартире и доме

Общественный наблюдатель егэ что если не приходит. Инструкция для общественных наблюдателей при проведении гиа в форме егэ в ппэ. Аккредитация общественных наблюдателей

Что нужно сделать, чтобы получить статус общественного наблюдателя?

1. Лично подать заявление на аккредитацию в качестве общественного наблюдателя в аккредитующий орган, приложив 2 фотографии размером 3х4 см.

При этом необходимо помнить о том, что аккредитация заканчивается за 2 недели до даты соответствующего экзамена/даты рассмотрения апелляции (график проведения экзаменов и рассмотрения апелляций находится в аккредитующем органе), а само решение об аккредитации гражданина или об отказе в аккредитации принимается в течение 5 рабочих дней.

2. В случае положительного решения лицо, аккредитованное в качестве общественного наблюдателя, получает в управлении образования персональное удостоверение, заверенное печатью и подписью руководителя аккредитующего органа.

3. В случае отказа в аккредитации (если в заявлении указаны недостоверные данные или при наличии у гражданина личной заинтересованности в результате его аккредитации) в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления выдаётся мотивированный отказ в аккредитации гражданину лично или высылается по адресу фактического проживания.

Общественный наблюдатель имеет право:

  • получать необходимую информацию и разъяснения от аккредитующего органа по вопросам порядка проведения экзаменов;
  • присутствовать в пункте проведения ЕГЭ/ГИА-9/ГВЭ как на этапе подготовки к экзамену в день проведения экзамена, так и на этапе проведения экзамена в аудитории ППЭ. Общественный наблюдатель имеет право покинуть аудиторию после окончания инструктажа участников экзамена или после окончания экзамена в данной аудитории. На ЕГЭ общественный наблюдатель заполняет акт о результатах общественного контроля проведения экзамена в ППЭ;
  • присутствовать при рассмотрении апелляций;
  • незамедлительно информировать уполномоченного представителя ГЭК Вологодской области о нарушениях порядка проведения экзаменов;
  • сообщать в Департамент образования Вологодской области информацию о нарушении порядка проведения экзамена и (или) рассмотрения апелляций, а также комментарии, предложения по совершенствованию проведения экзаменов и (или) рассмотрения апелляций;
  • получать информацию о принятых мерах по выявленным им нарушениям при проведении экзаменов/рассмотрении апелляций.

Общественный наблюдатель обязан:

  • ознакомиться с нормативными правовыми и инстуктивно-методическими документами, регулирующими проведение ЕГЭ, ГИА-9, ГВЭ/порядок рассмотрения апелляций;
  • пройти инструктаж по порядку проведения ЕГЭ/ГИА-9 и (или) процедуре рассмотрения апелляций;
  • иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя, подтверждающего его статус;
  • соблюдать установленный порядок проведения экзаменов, режим информационной безопасности и требования работников ППЭ ЕГЭ и ГИА-9 в случае выполнения функций общественного наблюдателя в ППЭ;
  • соблюдать установленную процедуру рассмотрения апелляций участников ЕГЭ и ГИА-9, выполнять указания председателя конфликтной комиссии;
  • заполнить акт общественного контроля проведения ЕГЭ в ППЭ;
  • получить у помощника руководителя ППЭ отметку в удостоверении о дате и времени посещений экзаменов и (или) у ответственного секретаря конфликтной комиссии отметку в удостоверении о дате, времени посещений заседаний конфликтной комиссии на рассмотрение апелляций;
  • после посещения последнего экзамена или последнего заседания конфликтной комиссии передать своё удостоверение уполномоченному представителю ГЭК в ППЭ или ответственному секретарю конфликтной комиссии.

Общественному наблюдателю запрещается:

  • нарушать ход подготовки и проведения экзаменов, рассмотрения апелляций;
  • входить или выходить из аудитории во время экзамена;
  • оказывать содействие или отвлекать участников экзаменов при выполнении ими экзаменационных работ/ при рассмотрении апелляции;
  • использовать средства мобильной связи и электронно-вычислительной техники (в том числе калькуляторы), а также фото- и видеоаппаратуру, портативные и карманные компьютеры.

При несоблюдении вышеуказанных требований общественный наблюдатель удаляется из аудитории организаторами ППЭ или уполномоченным ГЭК в данном ППЭ. Аккредитующий орган принимает решение о лишении гражданина аккредитации и изъятии удостоверения общественного наблюдателя.

Что должен увидеть общественный наблюдатель в ППЭ ЕГЭ/ГИА-9?

1.На входе в ППЭ дежурные проверяют у каждого входящего документы, удостоверяющие его право нахождения в ППЭ, а также документы, удостоверяющие личность участников ЕГЭ/ГИА-9.

2. На каждом этаже ППЭ должны быть дежурные-организаторы.

3. В день проведения экзамена в ППЭ должны присутствовать помимо участников ЕГЭ руководитель ППЭ, организаторы, уполномоченные представители ГЭК, руководитель организации, на базе которой организован ППЭ (или уполномоченное им лицо), сотрудники правоохранительных органов, медицинские работники, ассистенты, оказывающие помощь участникам ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья.

4. В день проведения экзамена в ППЭ могут находиться представители средств массовой информации, которые присутствуют в аудиториях только до начала заполнения участниками ЕГЭ/ГИА-9 бланков; общественные наблюдатели, лица, сопровождающие участников экзамена, представители Департамента образовании Вологодской области или иные уполномоченные лица, в соответствии с распоряжением ГЭК.

Присутствие других посторонних лиц в ППЭ не допускается.

5. В ППЭ должно быть выделено специальное помещение для лиц, сопровождающих участников ЕГЭ и ГИА-9, представителей средств массовой информации, общественных наблюдателей.

6. Помещения, не задействованные в ЕГЭ и ГИА-9, должны быть закрыты и опечатаны.

7. К началу экзамена аудитории должны быть подготовлены:

  • закрыты стенды, плакаты и иные материалы с информационной и справочно-познавательной информацией по соответствующим общеобразовательным предметам;
  • каждый участник экзамена должен сидеть за отдельным рабочим местом;
  • для личных вещей участников экзамена должно быть выделено специальное место в аудитории.

8. В аудитории должны находиться только участники экзамена и организаторы в аудитории;

9. У участников экзамена, организаторов в аудиториях не должно быть мобильных телефонов, иных средств связи, электронно-вычислительной техники, учебников, словарей и т.д.

10. Доставочные спецпакеты ЕГЭ с индивидуальными комплектами участников ЕГЭ и пакеты с экзаменационными материалами и бланками регистрации должны быть доставлены в аудитории без нарушения упаковки;

11. Организаторы в аудитории перед началом экзамена должны провести с участниками экзамена инструктаж о порядке проведения экзамена, правилах заполнения бланков, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляции. Время проведения инструктажа не должно превышать 30 минут и не входит в продолжительность экзамена. После проведения инструктажа организатор в аудитории должен зафиксировать на доске время начала и окончания экзамена.

12. Организаторы в аудитории не должны помогать участникам экзамена при выполнении экзаменационной работы.

13. Участники экзамена не должны общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории и ППЭ. По уважительной причине участник экзамена может выйти из аудитории, сдав бланки и экзаменационную работу организатору в аудитории. Перемещаться по ППЭ участник экзамена может только в сопровождении организатора-дежурного по этажу.

14. Участники ЕГЭ могут пользоваться во время экзамена по отдельным предметам следующими дополнительными устройствами и материалами:

  • на математике - линейкой;
  • на физике: линейкой, непрограммируемым калькулятором;
  • на химии: непрограммируемым калькулятором;
  • на географии: линейкой, транспортиром, непрограммируемым калькулятором.

Участники ГИА-9 могут пользоваться во время экзамена по отдельным предметам следующими дополнительными устройствами и материалами:

  • на математике – линейкой, основными формулами из курса геометрии, таблицейквадратов двузначных чисел, формулой корней квадратного уравнения, формулой разложения на множители квадратного трёхчлена, формулой n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий;
  • на русском языке – орфографическим словарем.

15. Продолжительность ЕГЭ должна соответствовать установленным нормам для каждого предмета:

Математика, физика, литература, информатика и ИКТ - 235 минут,

Русский язык, история, обществознание - 3,5 часа (210 минут),

Биология, география, химия, иностранный язык - 3 часа (180 минут).

Продолжительность ГИА-9 по предметам составляет и по русскому языку, и по математике 235 минут.

16. По завершении ЕГЭ по предмету организаторы в аудитории должны пересчитать все бланки и КИМ и запечатать их в специальные возвратные доставочные пакеты в присутствии не менее 3-х человек; по завершении ГИА-9 по предмету организатор также пересчитывает бланки участников и экзаменационные материалы и запечатывает их в доставочные пакеты (конверты).

В чём должен убедиться общественный наблюдатель при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленной отметкой/ несогласии с результатами оценивания на заседании конфликтной комиссии?

1. Рассмотрение апелляций осуществляется своевременно и объективно.

2. Члены конфликтной комиссии выполняют возложенные на них функции на высоком профессиональном уровне, соблюдая этические и моральные нормы.

3. Рассмотрение апелляций проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.

4. Апеллянт подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы.

5. Апеллянту предоставляется возможность удостовериться в правильности распознавания его экзаменационной работы, а также убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии с установленными по данному предмету критериями.

6. К рассмотрению апелляции привлекаются эксперты-члены предметной комиссии по предмету для соответствующих пояснений.

7. Комиссия по результатам рассмотрения апелляции принимает аргументированное решение об отклонении или удовлетворении апелляции.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 01.01.2001 г. № 1-432

Об утверждении Положения о системе

общественного наблюдения (контроля)

В целях организации проведения единого государственного экзамена в Курской области в 2010 году и в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (зарегистрирован Минюстом России),

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить Положение о системе общественного наблюдения (контроля) за проведением единого государственного экзамена в Курской области в 2010 году (Приложение).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета – начальника управления общего образования и развития образовательных учреждений комитета образования и науки Курской области.

Председатель комитета

образования и науки Курской области

Приложение

к приказу комитета образования

и науки Курской области

от 01.01.2001 г.№ 1-432

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе общественного наблюдения (контроля)

за проведением единого государственного экзамена

в Курской области в 2010 году

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет порядок аккредитации, права и обязанности общественных наблюдателей в период проведения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ).

1.2. В целях более полного информирования общественности о ходе проведения ЕГЭ, повышения прозрачности и объективности экзамена и усиления контроля за ходом его проведения в Курской области создан институт общественных наблюдателей.

1.3. В своей деятельности общественные наблюдатели руководствуются:

· Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (зарегистрирован Минюстом России);

· инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам организации проведения ЕГЭ;

2. Аккредитация общественных наблюдателей

2.1. Аккредитацией признаётся наделение гражданина полномочиями для осуществления деятельности по общественному наблюдению за ходом проведения единого государственного экзамена. Полномочия общественных наблюдателей подтверждаются удостоверениями.

2.2. В качестве общественных наблюдателей могут быть аккредитованы:

Представители органов государственной власти;

Члены родительских комитетов общеобразовательных учреждений;

Члены попечительских советов образовательных учреждений;

Специалисты образовательных учреждений профессионального и дополнительного профессионального образования ;

Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес Оператора по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручен лично под расписку представителю Оператора.

В случае получения моего письменного заявления об отзыве настоящего согласия на обработку персональных данных, Оператор обязан немедленно прекратить их обработку.

_____________________________________/___________________________________________

(Подпись) (Ф. И.О)

Приложение.1

к Положению

___________________________________________________________________________

(наименование органа, осуществляющего управление в сфере образования муниципального района

(городского округа) Курской области)

УДОСТОВЕРЕНИЕ

проживающему по адресу: ……….………………………………………….., (паспорт серия ______ №______________) в том, что он(а) является общественным наблюдателем в пунктах проведения единого государственного экзамена в 20__ году

Руководитель органа,

осуществляющего управление в сфере

образования муниципального района

(городского округа) Курской области _____________________/___________________ О.

.

Отметки о посещении ППЭ:

ППЭ (адрес)

Подпись руководителя ППЭ

Приложение.2

к Положению

Областное государственное учреждение

«Информационно-аналитический центр»

Курской области

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Настоящее удостоверение выдано гр. ………………………………………......

…………………………….…………...………………………………………………….,

проживающему по адресу: ……….………………………………………….., (паспорт серия ______ №______________) в том, что он(а) является общественным наблюдателем в пунктах проведения единого государственного экзамена в 20__ году.

Срок действия удостоверения: с……………….по……………20__ года.

Директор областного государственного

учреждения «Информационно-

аналитический центр» Курской области

Удостоверение действительно только при предъявлении документа, удостоверяющего личность .

Отметки о посещении ППЭ:

ППЭ (адрес)

Подпись руководителя ППЭ


Приложение

к Положению

Ведомость учета выдачи удостоверений общественным наблюдателям

по ______________________________ району (городу)

№ п/п

Ф. И.О. лица получившего удостоверение

Серия и номер документа, удостоверяющего личность

Статус аккредитованного лица *

Дата выдачи удостоверения

Отметка об ознакомлении с Положением

Подпись

*Примечание: в соответствии с п. 2.2. Положения

Чтобы экзамены проходили честно, в этом году во всех белгородских пунктах проведения и в региональном центре обработки информации видеонаблюдение работает только в онлайн-режиме (раньше записи из некоторых пунктов не транслировали в реальном времени). В каждом пункте подавляют мобильную связь . За этими и другими тонкостями и должны следить общественные наблюдатели.

Я начала вспоминать, что знаю об итоговой аттестации школьников. Оказалось, что немного. Сама я сдавала ЕГЭ только по русскому языку и математике. Было это в тот год, когда новый формат только вводили в качестве эксперимента. А наблюдатель без специальных знаний, по сути, бесполезен. Выход нашёлся: восполнить пробелы помогло дистанционное обучение на сайте egebook.ru . Курс стартовал в конце марта и длился до конца мая.

Программа предложила мне пройти предварительное тестирование, что я не преминула сделать, понадеявшись, что, возможно, учиться и не придётся. Но я была слишком самонадеянна. Компьютер выдавал вопросы типа: «Какая форма используется при подаче апелляций?» – с вариантами ответов «ППЭ-02», «2-АП», «1-АП», «ППЭ 18-МАШ» и «ППЭ-03» . Или предложил выбрать из федеральных законов, приказов Минобрнауки и постановлений правительства документ, который регулирует работу информационной системы для ГИА.

Сдать тест с нужным количеством баллов мне не удалось, так что пришлось изучить материалы, рассчитанные на пять академических часов. После этого итоговый тест я сдала с первого раза и мне прислали по электронной почте сертификат о том, что я успешно прошла обучение.

Фото Вадима Заблоцкого

Никакой родни

С чувством выполненного долга я отправилась в Белгородский региональный центр оценки качества образования на Кутузова, 19 , который аккредитует общественных наблюдателей. Встретили меня очень вежливо и первым делом поинтересовались, к какой организации я отношусь и не студентка ли? Я ответила, что сама по себе изъявила желание. На лицах работников центра выразилось небольшое удивление. Судя по всему, таких добровольцев к ним приходит немного.

«Наблюдателями на ЕГЭ нередко становятся члены общественных организаций и представители политических партий, которые стремятся вести активную деятельность, особенно в период предвыборных кампаний. Также регионы часто привлекают к этому студентов, – объяснил «БелПрессе» ответственный секретарь комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ Юрий Съедин . – В целом же какой‑либо статистики по сферам основной деятельности общественных наблюдателей не ведётся».

В заявлении на аккредитацию меня всё‑таки попросили помимо Ф. И. О., паспортных данных и номера телефона указать организацию, представителем которой я являюсь. Я написала «домохозяйка », чтобы ко мне как к представителю СМИ не стали относиться как‑то особенно. Предупредили и об ограничении: мама или другие родственники школьника, проходящего итоговую аттестацию, не могут присутствовать на экзамене, так как у них имеется личная заинтересованность. Когда человек подаёт заявление, впоследствии родственные связи проверяют. Родственников-одиннадцатиклассников у меня не имеется, так что с этим проблем не возникло.

Принимавшая заявление сотрудница предложила также вписать туда адрес моей электронной почты, чтобы мне не пришлось во второй раз ехать в центр и забирать удостоверение общественного наблюдателя лично.

Сертификат о прохождении обучения у меня никто так и не спросил. Правда, дистанционный курс и не обязателен. На обучающем сайте в этом году зарегистрировался 101 человек из Белгородской области, в то время как всего в регионе аккредитовали более 600 наблюдателей , что почти вдвое больше, чем в 2015-м.

Через три рабочих дня мне перезвонили и сообщили, что удостоверение готово. Вот только пересылать по электронной почте его всё‑таки не захотели. Пришлось ехать на Кутузова – забирать документ.

Фото Вадима Заблоцкого

Студенты-наблюдатели

Я выбрала первый в этом году обязательный предмет – русский язык . Его в 43 пунктах проведения экзамена региона сдавали более 7 тыс. человек . Ещё 4,5 тыс. человек обеспечивали проведение ЕГЭ. В их число входят и общественные наблюдатели.

Вооружившись блокнотом, ручкой, удостоверением и паспортом, 30 мая я отправилась в школу в Майском, где за парты должны были сесть дети из нескольких населённых пунктов Белгородского района. На входе мои данные записали в журнал, после чего с другими наблюдателями нас проводили в кабинет, где мы оставили вещи. Затем я прошла в аудиторию, уже заполненную контролёрами. Их было не менее 20 человек, среди которых выделялись несколько молодых людей в синих футболках с надписью «Корпус общественных наблюдателей».

«Мы работаем со студентами высших учебных заведений, – объяснил координатор областного корпуса Анатолий Зайцев . – С декабря запускается информационная кампания в вузах, после чего любой желающий студент может выразить желание вести общественный контроль на ЕГЭ, заполнив специальную анкету. После этого ребята присутствуют на обучающем семинаре и проходят тестирование. Те, кто в результате набрал необходимое количество баллов, становятся общественными наблюдателями. В этом году их 33. Они контролируют 23 школы области. Также в регионе работает ещё около 50 студентов – общественных наблюдателей из Курской области».

Не к чему придраться

Наблюдателям раздали спецформу, которую они заполняют по ходу экзамена, отмечая нарушения.

«Для проведения экзамена задействовано девять аудиторий на двух этажах, а штаб у нас находится на третьем этаже, там вы можете задать интересующие вас вопросы. Уйти можете в любое время, поставив отметку о времени завершения наблюдения», – рассказала руководитель пункта проведения экзамена Светлана Козлова .

Тут выяснилось, что места в аудиториях достались далеко не всем – к каждой прикрепили по одному наблюдателю.

«Остальным заходить в аудитории нельзя. Вы будете мешать детям сдавать экзамен, и они потом могут подать апелляцию по этому поводу», – объяснила член экзаменационной комиссии Ольга Киреева .

Мне конкретного кабинета не досталось, и я пошла следить за порядком ко входу в экзаменационный пункт, куда как раз стали заходить дети. Большинство из них совсем не выглядели напуганными – ребята шутили и смеялись, а раздражение на некоторых лицах проявлялось, только когда одиннадцатиклассников начинали проверять при помощи ручных металлодетекторов. Только один молодой человек время от времени складывал руки в молитвенном жесте и повторял: «Ой-ой-ой-ой!».

Фото Вадима Заблоцкого

Ничего запрещённого у школьников не нашли . Вопрос вызвал найденный у одного из них баллончик с лекарством, но всё‑таки парню разрешили пройти. Ещё у одного металлодетектор среагировал на жевательную резинку в упаковке из фольги, а у двух юных курильщиков отыскали в карманах пачки сигарет.

Дети разошлись по аудиториям, а я отправилась сверять пункты в выданной мне бумаге с реальностью: например, присутствует ли в штабе телефонная связь и сейф для хранения экзаменационных материалов, есть ли помещение для медработников, закрыты ли стенды со справочной информацией по сдаваемому предмету. Среди прочих был и пункт о том, что незадействованные в проведении экзамена помещения должны быть закрыты и опечатаны. Я зашла на этаж, где экзамен вообще не проходил, но даже там всё оказалось запечатано.

Ни по одному пункту придраться было не к чему. Я ещё тихонько побродила по коридорам, заглядывая в открытые двери аудиторий, в которых дети с сосредоточенным видом решали экзаменационные задания. Не обнаружив нарушений и там, я с чувством удовлетворения удалилась.

У тех, кто ещё хочет попробовать себя в роли общественного наблюдателя в этом году, время пока есть. Последние ЕГЭ по химии и физике дети будут сдавать только 20 июня . После этого с 22-го по 30-е наступят резервные дни, когда экзамены сдают те, кто не смог это сделать раньше по уважительным причинам, например по болезни или из‑за совпадения экзаменов по разным предметам в один день.

Хотя онлайн-обучение окончено, на сайте можно ознакомиться с информационными материалами самостоятельно. А аккредитоваться в качестве общественных наблюдателей можно не позднее чем за три рабочих дня до экзамена.

Анна Бессонова

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации (по списку)

Об организации системы общественного наблюдения (контроля) за проведением единого государственного экзамена

В целях организации единого государственного экзамена на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по введению единого государственного экзамена, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе Рекомендации по организации системы общественного наблюдения (контроля) за проведением единого государственного экзамена.

Руководитель В.БОЛОТОВ

Приложение к письму Рособрнадзора от 01.03.2006 № 01-114/08-01

единого государственного экзамена

1. Общие положения

В целях обеспечения открытости и прозрачности процедур единого государственного экзамена, а также информирования общественности о ходе проведения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) рекомендуется привлекать ее представителей к участию в системе общественного наблюдения (контроля) за проведением ЕГЭ.

В целях создания правовых основ системы общественного наблюдения (контроля) государственный орган управления образованием субъекта Российской Федерации, участвующего в эксперименте по введению ЕГЭ (далее - субъект Федерации), разрабатывает и утверждает по согласованию с государственной экзаменационной комиссией субъекта Федерации (далее - ГЭК) положение об общественных наблюдателях (далее - Положение).

Положение разрабатывается на основании законодательства Российской Федерации, Положения о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 09.04.2002 №1306, зарегистрирован Минюстом России 08.05.2002 № 3420), нормативных правовых актов Минобрнауки России, правовых актов Рособрнадзора по вопросам организации и проведения ЕГЭ, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке инструкций по вопросам организационно-технологического сопровождения ЕГЭ.

Деятельность общественных наблюдателей осуществляется на общественных началах; понесенные расходы общественным наблюдателям не возмещаются.

Организация аккредитации и деятельности общественных наблюдателей осуществляется в соответствии с утвержденным в субъекте Федерации Положением.

Указанное Положение, а также итоги работы общественных наблюдателей доводятся до сведения общественности, в том числе через средства массовой информации.

2. Аккредитация общественных наблюдателей

2.1. В качестве общественных наблюдателей могут быть аккредитованы:

Работники средств массовой информации;

Члены родительских комитетов общеобразовательных учреждений;

Члены попечительских советов образовательных учреждений;

Члены общественных объединений и организаций;

Работники образовательных учреждений;

Представители органов законодательной власти.

Вышеуказанные лица не могут выступать в качестве общественных наблюдателей на пунктах проведения ЕГЭ (далее - ППЭ), в которых сдают экзамен их родственники.

Работник, член родительского комитета, член попечительского совета образовательного учреждения не может быть допущен в качестве общественного наблюдателя в ППЭ, в котором сдают экзамен выпускники образовательного учреждения, которое он представляет.

2.2. Аккредитацию лиц, желающих стать общественными наблюдателями, осуществляют, как правило, государственные органы управления образованием субъекта Федерации по согласованию с ГЭК.

В случае если в субъекте Федерации существуют два государственных органа управления образованием, аккредитацию общественных наблюдателей осуществляет по решению ГЭК один из них (далее - уполномоченный орган управления образованием).

Уполномоченный орган управления образованием может предусмотреть в Положении возможность выполнения муниципальным органом управления образованием функции по аккредитации общественных наблюдателей из числа членов родительских комитетов общеобразовательных учреждений; членов попечительских советов общеобразовательных учреждений.

2.3. Лица, желающие приобрести статус общественного наблюдателя, подают заявление в уполномоченный орган управления образованием или муниципальный орган управления образованием (приложение №1 - примерная форма заявления).

Подпись заявителя должна быть удостоверена подписью руководителя и печатью организации, от которой он направляется.

2.4. В случае положительного решения лицо, аккредитованное в качестве общественного наблюдателя, получает персональное удостоверение, содержащее его паспортные данные и заверенное печатью и подписью руководителя органа управления образованием, выдавшего удостоверение (приложение №2 - примерная форма удостоверения).

2.5. Оформленное удостоверение выдается общественному наблюдателю на руки или высылается по адресу, указанному в его заявлении.

2.6. Прием заявлений на аккредитацию и аккредитация общественных наблюдателей завершаются не позднее чем за три дня до начала первого экзамена.

Уполномоченный орган управления образованием по мере формирования, но не позднее утра следующего дня после завершения аккредитации, направляет в муниципальные органы управления образованием списки лиц, аккредитованных им в качестве общественных наблюдателей.

2.7. Муниципальные органы управления образованием случайным образом распределяют по ППЭ общественных наблюдателей, изъявивших желание присутствовать на экзамене на территории их муниципального образования, исходя из того, что в одной аудитории могут присутствовать не более двух общественных наблюдателей; доводят до каждого руководителя ППЭ списки направляемых в данный ППЭ общественных наблюдателей, а также сообщают общественным наблюдателям по их запросу дату проведения экзамена и адреса соответствующих ППЭ.

Муниципальные органы управления образованием после завершения экзамена направляют в уполномоченный орган управления образованием список общественных наблюдателей, присутствовавших при проведении ЕГЭ на территории данного муниципального образования, с указанием ППЭ и даты посещения.

3. Права и обязанности общественного наблюдателя

3.1. Общественный наблюдатель имеет право:

Ознакомиться с нормативными правовыми актами, регулирующими проведение эксперимента по ЕГЭ; инструкциями по вопросам организационно-технологического обеспечения ЕГЭ;

Присутствовать в день проведения экзамена в ППЭ (в период проведения государственной (итоговой) аттестации и приема вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования), в том числе находиться в аудиториях на одном, нескольких или на всех этапах подготовки и проведения экзамена (во время рассадки экзаменующихся, процедуры вскрытия пакетов с контрольными измерительными материалами, инструктажа экзаменующихся, заполнения экзаменующимися бланков ответов, упаковки и отправки организаторами пакетов с заполненными бланками ответов в пункты первичной обработки информации (далее - ППОИ) или региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ).

3.2. Общественный наблюдатель обязан:

Ознакомиться с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена;

Иметь с собой при посещении ППЭ и предъявлять организаторам документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя;

Получить отметку в удостоверении общественного наблюдателя о дате и времени всех посещений им ППЭ, заверенную подписью руководителя ППЭ;

Сделать отметку в протоколе проведения экзамена в данном ППЭ о наличии или отсутствии замечаний; при наличии замечаний направить в день проведения экзамена в ГЭК и уполномоченный орган управления образованием сообщение о замеченных нарушениях в организации проведения экзамена в данном ППЭ в письменной форме;

Соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ, режим информационной безопасности, требования организаторов в ППЭ.

3.3. Общественный наблюдатель не вправе:

Вмешиваться в ход подготовки и проведения ЕГЭ (рассадки экзаменующихся, вскрытия пакетов с заданиями, инструктажа, заполнения и сдачи экзаменующимися бланков ответов, упаковки и отправки пакетов с заполненными бланками ЕГЭ и т.п.);

Входить или выходить из аудитории во время экзамена (заполнения экзаменующимися бланков ответов);

Оказывать содействие или отвлекать экзаменующихся при заполнении бланков ответов во время экзамена, в том числе задавать вопросы, делать замечания;

Пользоваться в аудиториях средствами мобильной связи, фото и видеоаппаратурой.

При нарушении вышеуказанных требований общественный наблюдатель удаляется из аудитории организаторами в ППЭ.

Общественный наблюдатель несет ответственность за злоупотребление своим положением в целях удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение №1

Руководителю________________________

(указать орган управления образованием)

от __________________________________,

_________________________(указать статус, напр. член родительского комитета гимназии №1)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу аккредитовать меня в качестве общественного наблюдателя за проведением единого государственного экзамена на территории ___________________ (указать субъект Федерации и/или конкретно одно или несколько муниципальных образований, на территории которых Вы намерены посетить пункты проведения ЕГЭ)

в период с _______ по_______ года.

О себе сообщаю следующее:

__________________________________ (дата и место рождения, паспортные данные, адрес постоянного места проживания).

Мои близкие родственники (дети, внуки, племянники) в ____ году в ЕГЭ на территории_______________ (указать субъект Федерации) участвуют/не участвуют (в случае, если участвуют, указать, в каком общеобразовательном учреждении обучаются или в какое образовательное учреждение и на какое направление подготовки/специальность поступают).

С правами и обязанностями общественных наблюдателей ознакомлен(а).

Дата_______________ Подпись

Подпись _______________ (Ф.И.О заявителя) заверяю

(Дата, подпись и печать организации, в которой работает или исполняет общественные функции в качестве выборного лица заявитель)

Приложение №2

Орган управления образованием субъекта Российской Федерации

УДОСТОВЕРЕНИЕ №

Настоящее удостоверение выдано гр. _____________________

Проживающему по адресу: _______________ , (паспорт серия _____ №______________) в том, что он(а) является общественным наблюдателем в пунктах проведения единого государственного экзамена (ППЭ) в _____ году на территории_________________________________________________. (указать субъект Российской Федерации и/или муниципальное образование)

Срок действия удостоверения: с _______ по _______ года.

Руководитель органа

управления образованием Ф.И.О. Подпись

Удостоверение действительно только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Газета13 смогла собрать группу из 11 общественных наблюдателей. Участвовать в экзамене 30 мая смогли 7. Это вызвано в том числе тем, что министерство образования согласовало наше участие 28 мая в 20:00. При этом оно совершенно спокойно аккредитовало более 300 наблюдателей, собранных с помощью административного ресурса. И в министерстве, и на пунктах проведения поначалу пытались ограничить перемещение наблюдателей одной аудиторией, но после детального изучения положения мы отбили свое право передвигаться по пункту проведения экзамена. Как выяснилось, общественные наблюдатели совершенно бесправные люди - мы могли лишь смотреть, записывать и передавать замечания уполномоченному представителю ГЭК, единственному человеку, с которым имеет право общаться наблюдатель. В большинстве пунктов организаторы не мешали списывать (кое-где даже помогали) или мешали только после нашего вмешательства. Телефоны имелись у большинства учащихся, хотя некоторые брали их на случай, если никто не будет запрещать ими пользоваться. В зависимости от активности уполномоченных, ученики либо прятали свои телефоны, либо сдавали их. Но ни на одного из них не был составлен протокол, хотя сам факт наличия телефона в пункте проведения ЕГЭ является грубейшим нарушением. Появление людей, заинтересованных в честном ЕГЭ, вызывало удивление и недоумение, но все же значительно уменьшало бардак. По ощущениям, честный ЕГЭ не нужен ни ученикам, ни организаторам, ни министерству образования Мордовии. Ниже приводим 4 подробных отчета о произошедшем на экзамене.

Наблюдатель 1:

Наблюдать ЕГЭ мне выпало в Темникове. Всего экзамен сдавало около 70 человек - 5 аудиторий. Несмотря на утреннюю прохладу, во всех аудиториях были открыты окна, под которыми дежурили родители сдающих. В процессе экзамена я пару раз через уполномоченного обращал на это внимание полиции, на что те отвечали, что приказа не пускать посторонних на территорию школы им не поступало. Первые 3 нарушителя объявились уже через пару минут после начала экзамена. Они сложили свои задания на стулья и фотографировали их под прикрытием парт и организаторов. В связи с тем, что телефоны разглядеть мне так и не удалось, все закончилось внушением от уполномоченного. В дальнейшем мной были обнаружены еще несколько человек, регулярно пытавшихся достать телефоны из карманов. Никак на них повлиять я не мог, так как если бы они даже при мне спрятали телефон в рукав - я не имел права потребовать достать его оттуда и сдать. Но моя активность все-таки имела эффект - школьники решили не рисковать с телефонами и активно начали решать самостоятельно. Зато не успокоились организаторы и местные общественные наблюдатели. В двух аудиториях они начали совершенно открыто информировать школьников о моем приближении. Тем школьникам, чьи места просматривались из коридора, это почти никак не помогло, зато третьи ряды в этих аудиториях активно нарушали порядок. В целом, мое присутствие оказало сильный успокаивающий эффект, и серьезных нарушений не было. Подозреваю, что списать удалось всего паре человек и только с помощью организаторов. Косвенным подтверждением этого были родители, которые так и простояли под окнами в напрасном ожидании заданий. Но абсолютно очевидно, что если бы меня не было на этом экзамене, то он быстро бы превратился в полную вакханалию с поголовным списыванием.

Наблюдатель 2:

Мне попалась, пожалуй, самая правильная школа. На входе всех проверяли по пропускам. Общественных наблюдателей было пять, и все наобум выбрали себе аудитории. Учеников запустили в класс, они сложили пакеты и сумки на отдельную парту. Организаторы объяснили, как заполнять бланки, написали время начала экзамена и пожелали всем удачи. Я же сел в самый угол аудитории, чтобы всех хорошо видеть. Вообще я был настроен на то, что все будут против меня, что все будут помогать школьникам, но уполномоченный оказался на моей стороне и с таким же спортивным интересом оглядывал учеников и спрашивал шёпотом, нет ли нарушений.

По ученикам было сразу понятно, кто пишет сам, а кто надеется на что-то. Это понятно и по осанке, и по взгляду. Первой попалась девочка, которая спрятала айфончик под юбкой, под правой рукой. Первая попытка сфотографировать задания не увенчалась успехом, так как я предупредил организаторов. Да, сам я никаких действий предпринимать не мог, даже разговаривать с учениками, я мог только замечать нарушения и сообщать организаторам. Если организаторы не предпринимают никаких действий, то я обращался к уполномоченному. Так вот организатор намекнул, что телефоном пользоваться нельзя, но со второй попытки девочка всё-таки сфотографировала. Я предупредил организаторов, что у девочки два варианта: или она сдаёт телефон и продолжает писать сама, или составляется рапорт, и в этом году девочка никуда не поступит. Телефон сдан, задания не отправлены, дальше только своими силами.

Надо сказать, что организаторы хоть и не получали четких указаний на помощь выпускникам (я надеюсь), но они не были бесстрастными. Они искренне верят, что делают что-то очень плохое, отбирая у засранца телефон. Шпаргалки ещё неохотнее отбирались.

За час и за полчаса до окончания экзамена были отобраны ещё два телефона. Нагло и неумело ими пытались пользоваться, надо признаться.

После окончания экзамена, бланки были запакованы и переданы в штаб. Я составил акт, где указал, что выпускники пользовались телефонами, неразрешенными материалами, а организаторы молодцы.

Наблюдатель 3:

Помню, когда поступал в МГУ на Математический факультет, довольно сильно нервничал, у меня было 70 баллов по математике. Всё лето была неопределенность, на 40 мест претендовало довольно много выпускников. В итоге сороковой человек прошел с 73 баллами, а меня добрали на прикладную математику, только когда перекинули четыре бюджетных места с общей математики. Потом я познакомился со своими одногруппниками, сдавшими на 80 баллов, которые не без гордости рассказывали, как героически обманывали наблюдающих и списывали на ЕГЭ. Тогда я к списываниям относился нормально и особо не понимал, что причина моей летней нервотрепки с поступлением заключалась в нечестной сдаче многими выпускниками единого экзамена. Прошло время, взгляды поменялись, и я решил принять участие в эксперименте с общественными наблюдателями.

Веселье началось во время получения аккредитации на право быть общественным наблюдателем. Документы были поданы в срок, а вопрос с допуском нашей группы людей решился за день до самого ЕГЭ. Во время получения пропусков в министерстве образования на нас откровенно наезжали и обвиняли в том, что мы преследуем какие-то свои цели, и всячески пытались отговорить от участия в качестве наблюдателей. Завернуть пытались по причине того, что в заявках большинство людей значилось как программисты, а участие в качестве наблюдателя на экзамене, в котором ты являешься профессионалом, запрещается. И, хоть в этот день проходил экзамен так же по информатике, заявки мы подавали исключительно на историю и биологию, так что отказать по этому пункту было бы со стороны министерства очень странно.

В день экзамена мне предстояло добираться до 17-ой Рузаевской школы. Уполномоченный представитель, который проводил основной инструктаж перед ЕГЭ, изначально пытался ограничить практически всё, чем общественный наблюдатель имеет право заниматься. Нас «закрепили» за аудиториями, а на моё замечание, что это не по положению об общественных наблюдателях, последовал ответ: «Вы по аудиториям ходить не будете». Остальные общественные наблюдатели не протестовали, да и им, кажется, было откровенно плевать на свои обязанности.

Придя в свою аудиторию, я счел правильным сразу предупредить двух организаторов, что выдвинулся сам на роль общественного наблюдателя (а не от какой-то организации) и что буду тщательно наблюдать за ходом проведения экзамена. Как я считаю, эффект от этого получился отличный, и весь экзамен в этой аудитории организаторы добротно выполняли свои функции, пресекая все попытки достать телефоны или шпаргалки выпускниками.

Через двадцать минут от начала экзамена в аудиторию зашла уполномоченный представитель и сообщила, что я, конечно же, могу перемещаться по аудиториям, а также попросила проследить за соседней, где нет никого из общественных наблюдателей. Именно с этой минуты, как мне показалось, она полностью сменила своё отношение ко мне как к общественному наблюдателю и весь экзамен активно помогала мне в моих попытках сделать ЕГЭ в этой школе максимально честным (может, позвонила кому?).

В соседней аудитории творился откровенный бардак, когда я туда зашел один из организаторов что-то писал, склонившись над столом, а второй смотрел в потолок. На задних партах были видны выпускники, активно изучающие свои колени. По положению о наблюдателях я не имел никакого права вмешиваться в ход проведения экзамена, поэтому мне оставалось сообщить всё, что я видел, уполномоченному представителю. Реакция последовала незамедлительно - организаторов заставили писать объяснительные на происходящее в аудитории и после этого контроль за аудиторией с их стороны усилился.

Кроме этих двух аудиторий, устанавливать порядок в других я не пытался. С меня было достаточно каждые двадцать минут менять одну на другую и внимательно следить за всем, что происходит. Серьезных нарушений замечено не было, протоколы на школьников не составлялись. Было добровольно сдано несколько замеченных телефонов, а некоторые даже сдали по два.

Так что, по моему опыту замечу, что один общественный наблюдатель может неплохо повлиять на честность сдачи экзамена как минимум в двух аудиториях. На одну школу достаточно пятерых небезразличных людей. Ну а на все аргументы вроде «они же дети, куда им такой стресс?» отвечу. Экзаменуемые должны иметь равные права. Когда ваш ребенок будет сдавать экзамен сам и сдаст на довольно неплохие баллы, он заметит, что есть большое количество обманувших процедуру поступивших студентов. И эти студенты будут занимать бюджетные места по-настоящему умных абитуриентов, которые из-за тотального списывания не проходят в интересующие их ВУЗы.

Наблюдатель 4:

Для начала хочется объяснить, для чего я пошел наблюдателем на ЕГЭ. Честно сказать, мною руководили не высшие цели уравнять всех школьников на экзамене, а банальный интерес. В своё время я сдавал ЕГЭ по истории, потом писал его бестолковым школьникам, а теперь, для полноты картины, стал наблюдателем. Поэтому постараюсь осветить ситуацию с разных сторон.

Для наблюдения мне выпала 38 школа в Саранске. Сразу стоит отметить, что пришёл я в неё за 10 минут до раздачи пакетов с ЕГЭ. Поэтому не могу ничего сказать про опломбировку кабинетов и общее состояние школы. Но по общему впечатлению от всего экзамена, думаю, что обошлось без запертых преподавателей:)

Первое, что сразу бросилось в глаза - охранники. В своё время, когда я сдавал ЕГЭ, нас встречали 2 сотрудника милиции, а территорию вокруг школы постоянно патрулировал отряд с собакой. В этот раз меня встретила женщина-полицейский (по моим наблюдениям одна на всю школу).

Далее произошла встреча с уполномоченным, которая, как и положено, находилась в штабе. Я ожидал, что мой приход не вызовет положительных эмоций в школе, но всё оказалось гораздо позитивнее. Уполномоченный достаточно радушно встретила меня и предложила провести меня в одну из аудиторий. На мои слова о том, что я не хотел бы провести 3 часа на одном месте, она ответила, что лучше по школе не ходить, а выбрать один или два кабинета. После чего выдала бланк и мы направились на мой «пост».

Пройдя в нужную аудиторию, я с удивлением обнаружил там ещё одного наблюдателя. Как потом объяснили мне мои более грамотные товарищи, данный факт является нарушением, и, будь школьники чуть подкованное в своих правах, вполне могли написать жалобу. Правда, через 25 минут после начала второй наблюдающий всё же ушла в соседнюю аудиторию.

Первые полчаса возвратили меня в детство. Всё те же правила оформления бланков, выученные слова о внимательности и бдительности при заполнении. И даже школьница, которая неправильно заполнила свой документ, тоже присутствовала в классе.

Самое интересное началось минут через 10 после того, как выпускники приступили к заданиям. Те, кто собирался списать, сразу выдали себя. Первый телефон был отнят у девочки с первой парты, как только она попыталась положить себе на колени. В идеале, мне надо было бы сразу бежать к уполномоченному и составлять акт. Девочку бы отправили домой и свой ЕГЭ по истории она бы уже сдавала только через год. Подобной цели я не преследовал, поэтому спокойно продолжил наблюдать за происходящим. В течение следующего часа было отобрано ещё 8 телефонов. Стоит отметить, что средства связи доставали не так открыто, как в те времена, когда мне довелось сдавать ЕГЭ. Тогда можно было беспрепятственно вытащить телефон и сфотографировать свои задания. Сейчас даже движение руки в карман немедленно пресекается организаторами.

Когда оставался где-то час до окончания экзамена, я решил сменить место дислокации и перейти в другую аудиторию. На новом месте организаторы встретили меня недружелюбным вопросом о том, зачем я к ним пожаловал. Было видно, что им не нравилось моё нахождение в кабинете, но препятствовать или как-то иначе выражать своё недовольство они не стали.

За тот час, который я провёл в аудитории №2, было отобрано ещё 5 телефонов. Причём один был отнят, когда за 20 минут до конца экзамена у него включился будильник. Рука-лицо:)

Минут за 5 до окончания экзамена я направился в штаб. Там я в устной форме сообщил уполномоченному о нарушениях, которые были мной замечены. Она пожаловалась, что никто из «своих» наблюдателей не написал о нарушениях, и попросила меня описать свои мысли на бумаге. Что я с удовольствием сделал.

Итог моего пребывания на ЕГЭ: 90% учеников списывают (привет кэп). Некоторые делают это совершенно неумело и быстро остаются без сотового телефона. Более мудрые и хитрые школьники переписывают переданные родителями ответы в туалете на бумагу и остаются незамеченными. Добровольные наблюдатели нужны. Уже 3 человека на всю школу способны значительно уменьшить количество списываний.


Похожие публикации