Полы в квартире и доме

Диктант на тему: "Деепричастие". Диктант на тему: "Деепричастие" Диктант деепричастие

Конспект урока русского языка в 7 классе

Диктант по теме «Деепричастие»

Чудесная ночь

В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, успокоившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»

Шепот, шорохи, таинственный перезвон – признаки приближающейся прелестной сказки.

Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом.

(121 слово)

(По А. Иллюминаторской)

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. Синтаксический разбор предложений.

Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

2. Произвести морфемный разбор деепричастия.

Устроившись, проснувшись

3. Обозначить в тексте вид деепричастий.

I вариант:

Деепричастия совершенного вида.

II вариант:

Деепричастие несовершенного вида.

При написании раздела Диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Деепричастие использовались материалы из книг:

  • “Диктанты по русскому языку” Е.А. Влодавская К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. “Русский язык. 7 класс”

Ниже представлены диктанты на темы:

  • Деепричастие как часть речи.
  • Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Деепричастие как часть речи

Я вскочил на ноги, бессознательно преодолевая чугунную тяжесть сна. В селе звонил набат. Колокол висел на столбе около пожарницы. Он-то и кричал теперь жалостным голоском, подражая старому, большому колоколу, когда-то висевшему на колокольне.

Одевался я торопливо, не попадая в перепутавшиеся штанины.

Сообразив, что на улице грязь и трава, залитая вечерним дождём, я выскочил в сандалиях на босу ногу. В темноте по раскисшей грязи бежали люди. Не теряя времени на запрягание лошадей, на руках катили телеги с пожарные машинами. В темноте было видно зарево пожара над соседней деревней.

Грамматические задания
  1. Подчеркните деепричастия, укажите их вид. Рядом запишите глагол, от которого они образованы. Обозначьте суффиксы деепричастий.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, на неё шёл серый гусь. В стороне от него лежал белый кот. Увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину и зашипел. Собака испугалась, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла. Кот еще сильнее выгнул спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка отскочила и наклоняя к коту морду, залилась визгливым лаем. Гусь подошёл сзади и больно ударил её клювом в спину.

(По А. Чехову)

Грамматические задания
  1. Обозначьте деепричастные обороты и те слова, к которым они относятся.
  2. Обозначьте корни в словах с чередующимися согласными.

Подмосковье. Посёлок Переделкино. Там недалеко от церкви есть подворье, обнесённое кладкой из дикого кирпича. В одном месте прямая линия этого высоченного кирпичного забора делает полукруг, бережно обходя молодую сосну.

Увидев это первый раз, я очень удивился. Обычно у нас, если дерево мешает строительству, его долой! Теперь, приезжая в Переделкино и проходя мимо, я замедляю шаги и восхищаюсь этим знаком человечности.

(По Б. Екимову)

Грамматические задания
  1. В первом абзаце подчеркните деепричастие и надпишите глагол, от которого оно образовано.
  2. Укажите морфологические признаки деепричастий из второго абзаца.
  3. Все деепричастные и причастные обороты подчеркните как члены предложения.

Волки медленно поднялись и, поджав хвосты, пошли в поле. Молодая волчица села в снег, подняв голову, и первый раз в жизни завыла жалобно, не спуская глаз с месяца. Вой её слушали волки, и в сердцах их, холодя на спинах шерсть, просыпалось чувство злой тоски. Волчица пела свою песню, высоко задрав голову и глядя на месяц. Заслышав её, зайцы, вышедшие в поле откапывать зелёную озимь, испуганно поднимались на лапках. Волкам было тоскливо, они стояли, глядя мерцающими глазами на снег.

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматические задания
  1. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Дождь лил, не переставая. Не затихая ни на минуту, бились волны о берег. Я замолчал, недоумевая по поводу исчезновения собеседника. Затаившись, не шевелясь, охотник следил за опасным зверем. Мы шли по тропинке, долго не встречая никого на пути. Не скрывая своего удивления, отец встречал неожиданных визитёров.

Грамматические задания
  1. Объясните написание НЕ с деепричастиями.
  2. Подчеркните орфограммы в корнях слов.

Деепричастия несовершенного вида

Не задумываясь, не торопится, не беспокоясь, ненавидя, не будучи, не разбирается, не спеша, не несу, не сбросив, не мог, не расстилаясь, неистовствовать, не топча, не хочется, не напуганы, не зная, недоумевая, непокрытые голов не распечатанное мною, невиданный, не жалея.

Грамматические задания
  1. Обозначьте в тексте деепричастия, причастия и глаголы (над словами).
  2. Определите вид деепричастий.
  3. Подчеркните орфограммы.

Деепричастия совершенного вида

Тяжелеют в лесах рябины. С каждым днем всё покорней склоняет сентябрь их багряные тяжкие ветви.

Ночью выпадет дождь. Он пройдёт широко, грохоча по лесам и чащам. По ложбинам, в лесах, на опушке застоится к рассвету вода. Всё налито водой: каждый лист, колея на дороге.

И рябины нагнутся тяжелее, ожидая рассвета.

А на заре, ещё солнце не встанет, в небо тонко поднимается белый рассвет. Под рябинами, отсветом вспыхивая, заря заалеет, так что ломит глаза.

Рассвет облаками затянет, и пойдут облака до полудня, Но праздник в лесу состоялся, состоялась заря.

(По Ю. Куранову)

Грамматические задания
  1. Обозначьте деепричастные обороты и суффиксы деепричастий.
  2. Подчеркните окончания глаголов и обозначьте спряжение.
  3. Укажите морфологические признаки выделенного деепричастия.

Морфологический разбор деепричастия

Вернувшись на чердак, Тимур рассказал о своей встрече ребятам. Очутившись в саду перед дачей Колокольникова, Тимур стал под деревом и свистнул. Размахивая обожжёнными руками, Сима помчался к воротам, откуда уже выбегала закончившая свою роботу четвёрка. Наклонившись, долго выковыривал я гайку и, сидя на корточках, счищал и сдувал с неё песчинки. Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щётки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой.

(По А. Гайдару)

Грамматические задания
  1. Обозначьте деепричастные обороты.
  2. Выполните письменный морфологический разбор трёх любых деепричастий.

Прибив умывальник к высохшей яблоне, я наполнил его колодезной водой и умылся. Утром, уходя на работу, я всегда доливал воду в умывальник. Вернусь домой, а водичка тёплая. Так оно и было первые дни. Но с некоторых пор я стал замечать, что вода в умывальнике убывает, хотя никто без меня им не пользовался. Я крепко задумался о том, кто это шутит надо мной.

Решил я выследить, кто без меня воду выливает. Наполнил умывальник и стал у окна терпеливо ждать.

Вот полдень, а озорник всё не появлялся. Вода как была налита до верху, так и осталась. Ни капли не пролилось.

Вернулся я домой, снова сел пить чай с баранками. И тут в камышовом заборе показалась морда соседского козла, упрямого, нахального, прозванного почему-то Маркиз.

Козёл плутовато оглянулся, вошёл в сад и прямиком направился к умывальнику. Остановился, вытянул губы к железному штырю и бесцеремонно стал им греметь. Вода полилась хрустальной струйкой. Глотает её Маркиз жадно, а заодно и умывается. И чувствуется, что козлу приятно, ведь на улице жара неимоверная!

Только я хотел навсегда спровадить нахального гостя, как в том же лазе показались пёс Каштан и кошка Лизка. Тоже соседские. Не оглядываясь, они кинулись к тазу, куда стекали струйки.

Гремит штырь, льётся вода. Козёл фыркает, Каштан тявкает, Лизка мяукает. Прямо Бременские музыканты. Осла только не хватает. И так радостно козлу, псу и кошке!

Потому и не стал я их прогонять, что им так здорово вместе. Просто в гостях всё кажется вкуснее, даже вода.

(По Н. Красильникову)

Грамматические задания
  1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Озаглавьте текст.
  2. Подчеркните деепричастные и причастные обороты как члены предложения, обозначьте суффиксы деепричастий и их вид.

ТЕКСТ.

Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости.

(97 слов)

Задания к тексту:

3) Выполните морфемный разбор двух деепричастий.

ТЕКСТ.

Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.

Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим.

(По В. Быкову)

(134 слова)

Задания к тексту:

1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

2) Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.

ТЕКСТ.

ДЕРЕВО ДЕТСТВА

В предвоенные годы я каждое лето проводил в доме дедушки, уезжая в конце августа из деревни. Я ужасно переживал, что чегемский виноград только начинал румяниться. Спускаясь из Чегема, мы видели, что по дороге вниз виноград с каждым шагом делается всё чернее и спелее. Когда виноград начинал розоветь на деревьях Чегема, я ходил, задрав голову и вглядываясь в розовеющие гроздья, иногда принимая за почерневшую гроздь винограда прошлогодний пожухлый лист.

Однажды я всё-таки заметил, что виноград, свисающий с одной из верхних ветвей, почти спелый.

С большим трудом я добрался до первой ветки. Усевшись на ней верхом, стал соображать, как быть дальше. Гроздья завораживали взгляд: розовые, красные, чёрно-лиловые, уже поспевающие. Но добраться до них всё ещё было нелегко. Надо было пройти до конца ветки и там, ухватившись за виноградную гроздь, подтянуть её к себе.

(По Ф. Искандеру)

(136 слов)

Задания к тексту:

1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

3) Разберите по членам выделенное предложение.

ТЕКСТ.

ПЕТЯ РОСТОВ

Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и был взят ординарцем к генералу. Со времени своего поступления в действующую армию, где он участвовал в сражении, Петя находился в постоянно счастливом и возбуждённом состоянии. Он был очень счастлив тем, что видел и испытывал в армии, но ему всё казалось, что там, где его нет, совершается самое настоящее героическое.

В то мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперёд. Он поскакал к мосту. Впереди французы бежали с правой стороны дороги на левую.

У одной избы столпились казаки, что-то делая. Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что-то. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидел Долохова, кричавшего что-то людям.

Петя, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы. Послышался залп. Петя скакал на своей лошади, быстро махал обеими руками и всё дальше сбивался с седла в одну сторону. Пуля пробила ему голову.

(По Л.Н. Толстому)

(192 слова)

Задания к тексту:

1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

2) Выполните морфологический и морфемный разбор двух причастий из текста диктанта.

ЛЕДОХОД

Лёд трогается аккуратно каждую весну, но ледоход всегда составляет событие дня. Заслышав крик, вы стремительно бежите к мосту, как будто там совершается убийство или грабёж.

Свесившись через перила, вы глядите на реку, и вдруг разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на отдалённый гром. Вместо ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки взрыта и взбудоражена. Воды не видно ни капли, а только лёд, лёд, лёд.

Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова. Кажется, что мост вместе с публикой куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упёршись о бок, долго не пускает мост бежать от неё. Вид у льдин грустный, унылый. Они будто осознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко в страшную Волгу. Там они, насмотревшись ужасов, превратятся в ничто.

(По А.П. Чехову)

(145 слов)

Задания к тексту:

1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.

2) Подчеркните как члены предложения деепричастные обороты.

3) Найдите в первом абзаце слово, состоящее из двух корней, и выполните его морфемный разбор.

План – конспект урока по русскому языку:

Контрольный диктант по теме «Деепричастие», 7 класс

Цель деятельности учителя: определить границы знания и «незнания» у семиклассников, уровень изученного материала.

Тип урока: урок контроля ЗУН по теме.

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные: научиться корректировать свой маршрут проблемных зон.

- коммуникативные: адекватное восприятие на слухтекстов разных стилей и жанров; владение разними стилями аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).

- регулятивные: самоконтроль и самооценивание.

- познавательные: структурировать знания.

3. Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Методы и формы обучения: анализ и синтезязыковых явлений; индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА

«Деепричастие». Давайте вспомним все, что нам известно (блиц турнир):

а) дайте определение деепричастия?

б) как пишется не с деепричастиями?

в) Что называется деепричастным оборотом?

г) какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? На какие вопросы отвечают?

д) Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?

Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали на поставленные вопросы. Сегодня мы напишем контрольный диктант по теме: «Деепричастие».

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Практическая деятельность

ДИКТАНТ

Чудесная ночь.

В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, успокоившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»

Шепот, шорохи, таинственный перезвон – признаки приближающейся прелестной сказки.

Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом. (121 слово)

(По А. Иллюминаторской)

Слушают текст диктанта, задают вопросы по содержанию диктанта, задают вопросы для уточнения информации.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. Синтаксический разбор предложений.

I вариант:

Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног.

II вариант:

Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

2. Произвести морфологический разбор деепричастия.

I вариант:

устроившись

II вариант:

Проснувшись

3. Обозначить в тексте вид деепричастий.

I вариант:

Деепричастия совершенного вида.

II вариант:

Деепричастие несовершенного вида.

Самостоятельно выполняют грамматическое задание

Проверяют правильность выполнения работы.

Рефлексия учебной деятельности

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Спасибо всем за урок!

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.

Домашнее задание

Упражнение № 215 на странице 90.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 7 КЛАСС

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение»

Лесной ручей.

Контрольный диктант №2

по теме «Причастие»

(По Е. Спагненбергу)

Тест по теме «Причастие»

а)Пролит

б)Отнято

в)Взято

г)Заперта

  1. 2.Пишется одна буква н .

а)Ошибка исправле..а

б)Построе..ые дома

в)Избалова..ый ребенок

г)Броше..ый камень

  1. 3.Пишется буква я.

а)Подстрел..нный

б)Просе..нный

в)Промасл..нный

г)Напо..нный

  1. 4.Необходимы запятые.

а)Совершенного вида

б)Несовершенного вида

в)Возвратного

а)Беч е вка – е в корне слова (бечева)

б)Подожж е

в)Сгущ е нка – е

г)Плащ о м - о

Контрольный диктант №3

по теме «Деепричастие»

Зазимок

(По А. Рыжову)

Тест по теме «Деепричастие»

  1. 1.Не пишется слитно.

а)Сильно не/доумевая

б)Не/припомнив сюжета

в)Дом не/построен

г)Не/написанное вчера письмо

а) Пробежав –

б) Мытый –

в) Взлетевший –

г) Испекши – деепричастие, совершенный вид

б)Тип речи – рассуждение

Контрольный диктант №4

по теме «Наречие»

Огоньки

Но все-таки впереди – огни!

(По В. Короленко)

Тест по теме «Наречие»

  1. 1.Мягкий знак не пишется.

а)Обнаруж..те

б)Навзнич..

в)Сбереч..

г)Горюч..

  1. 2.Дефис не пишется.

а)По..видимому

б)Нежданно..негаданно

в)Кое..что

г)На..лету

  1. 3.Пишется о .

а)Справ..

б)Издавн..

в)Досыт..

г)Затемн..

  1. 4.Пишется одна н .

а)На улице безветре..о.

в)Эта девушка несдержа..а.

г)Все возбужде..о спорили.

а)Стало тише на опушке леса.

б)Все жалобней выл щенок.

в)Брат выше сестры.

Контрольный диктант №5

по теме «Предлог»

(По И.В. Сорокиной)

  1. 2.Тест

а) чтобы;

б) если;

в) также;

г) потому что;

д) хотя.

а) либо;

б) зато;

в) так как;

г) тоже;

д) или.

а) сочинительного союза;

б) подчинительного союза;

в) интонации.

Контрольный диктант №7

По теме «Частица»

Летний вечер

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 7 КЛАСС

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение»

Лесной ручей.

Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья и вот я уже вижу, слышу, думаю.

На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.

Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. На месте большого завала вода бьет ключом. Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.

Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.

Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями.

Контрольный диктант №2

по теме «Причастие»

Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку. Она оказалась заполненной всевозможными предметами. Здесь были ржавые наконечники стрел, древние монеты, каменные изображения людей, окаменелые раковины и куски дерева. Все это он сохранил на память. Смысл сказанного я понял несколько дней спустя.

Однажды вечером дед поставил на пол свою большую шкатулку. Откинул крышку, вынул из шкатулки один предмет и, держа его в руках, начал свой долгий и интересный рассказ.

С ним была связана часть его жизни, проведенной в путешествиях. В первый вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и рассказал нам о песчаных пустынях, где беспощадно палит солнце, а к самому небу поднимаются смерчи.

В следующий вечер маленькая трубка, выточенная из кости моржа, перенесла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вставало беспокойное море, маленькие скалистые острова, занятые птичьими базарами, парусное судно, скрипящие на все лады даже при небольшом ветре.

Долгими зимними вечерами по рассказам деда я познакомился с многообразной природой нашей родины.

(По Е. Спагненбергу)

Тест по теме «Причастие»

  1. 1.В каком слове ударение падает на последний слог?

а)Пролит

б)Отнято

в)Взято

г)Заперта

  1. 2.Пишется одна буква н .

а)Ошибка исправле..а

б)Построе..ые дома

в)Избалова..ый ребенок

г)Броше..ый камень

  1. 3.Пишется буква я.

а)Подстрел..нный

б)Просе..нный

в)Промасл..нный

г)Напо..нный

  1. 4.Необходимы запятые.

Он вынул из-за голенища (1) привязанный на ремешок складной ножик, окинул внимательным взором (2) задумчиво шептавшиеся кусты (3) и решительно подошел к стволу (4) качавшемуся над кручей.

  1. 5.Причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола.

а)Совершенного вида

б)Несовершенного вида

в)Возвратного

  1. 6.Ошибка в объяснении написания выделенных букв.

а)Беч е вка – е в корне слова (бечева)

б)Подожж е нный – страдательное причастие прошедшего времени

в)Сгущ е нка – е под ударением в суффиксе существительного

г)Плащ о м - о под ударением в окончании существительного

Контрольный диктант №3

по теме «Деепричастие»

Зазимок

Еще не пахнуло по-настоящему холодом. Еще стояли зелеными ивы в густой листве. И вдруг с низкого темного неба медленно посыпал тихий-тихий снег.

Сначала падали едва заметные пушинки, которые, едва касаясь теплой земли, тут же таяли, превращаясь в обильную холодную росу.

Но вот крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, заплясали в тяжелом влажном воздухе. И за какие-то полчаса побелело поле. Под тяжестью влажной белизны упали луговые травы. Пестрым лоскутным одеялом лежало только что вспаханное поле.

Кругом было серо, влажно, тихо. Природа готовилась отойти к длительному зимнему сну и сосредоточенно молчала. И только беспокойный стрекот откуда-то взявшейся вдруг сороки нарушал эту тишину. Она, как бы удивлялась, извещала:

Люди добрые, пташки небесные! Смотрите, зима! Зима!

Сидя на заборе, она беспрерывно стрекотала и старательно при этом кланялась на все четыре стороны света, приветствуя первый снег, приход зимы, белое обновление природы.

(По А. Рыжову)

Тест по теме «Деепричастие»

  1. 1.Не пишется слитно.

а)Сильно не/доумевая

б)Не/припомнив сюжета

в)Дом не/построен

г)Не/написанное вчера письмо

  1. 2.Правильно построено предложение с деепричастным оборотом.

а)Подойдя к воротам, мне стало страшно.

б)Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.

в)Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.

г)Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.

  1. 3.Пунктуационная ошибка в предложении.

а)Ничего не различая впереди, мы медленно пробирались в темноте.

б)Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

в)Один лунный луч, просочившись сквозь годами не протираемое окно, скупо освещал угол.

г)Марфинька боязливо заглянула вниз, и вздрогнув, попятилась назад.

  1. 4.Все глагольные формы употребляются с винительным падежом зависимого слова.

а)Варить, варивший, варившись

б)Положить, положив, положенный

в)Устроить, устроив, устроивший

г)Привезти, привезший, привезенный

  1. 5.Ошибка в определении морфологических признаков.

а) Пробежав – деепричастие, совершенный вид

б) Мытый – причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида

в) Взлетевший – причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида

г) Испекши – деепричастие, совершенный вид

  1. 6.Ошибка в характеристике текста.

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков, и мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.

а)Средство связи предложений – однокоренные слова

б)Тип речи – рассуждение

в)Способ связи предложений – параллельный

г)Стиль речи – публицистический

Контрольный диктант №4

по теме «Наречие»

Огоньки

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.

Но все-таки впереди – огни!

(По В. Короленко)

Тест по теме «Наречие»

  1. 1.Мягкий знак не пишется.

а)Обнаруж..те

б)Навзнич..

в)Сбереч..

г)Горюч..

  1. 2.Дефис не пишется.

а)По..видимому

б)Нежданно..негаданно

в)Кое..что

г)На..лету

  1. 3.Пишется о .

а)Справ..

б)Издавн..

в)Досыт..

г)Затемн..

  1. 4.Пишется одна н .

а)На улице безветре..о.

б)Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.

в)Эта девушка несдержа..а.

г)Все возбужде..о спорили.

  1. 5.Указать прилагательное в сравнительной степени.

а)Стало тише на опушке леса.

б)Все жалобней выл щенок.

в)Брат выше сестры.

  1. 6.Найти неверное утверждение:

а)Наречия могут обозначать цель и причину действия.

б)Наречия, как и деепричастие, неизменимая часть речи.

в)Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную формы.

г)Наречие никогда не выступает в роли определения.

Контрольный диктант №5

по теме «Предлог»

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.

(По И.В. Сорокиной)

Контрольная работа по теме «Союз»

  1. 1.Расставить знаки препинания. Обозначить все союзы, подчинительные отметить буквой П, сочинительные – буквой С. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнить морфологический разбор союза.

Долго после этого мы ехали не останавливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза – та/же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной та/же невысокая дуга под которой мерно двигается все на одном расстоянии голова коренной с черной гривой мерно подбиваемой в одну сторону ветром. Из-за спины виднеется та/же гнедая пристяжная4. Посмотришь вниз – тот/же сыпучий снег разрывают полозья и ветер упорно уносит его в одну сторону. Впереди, на одном и том/же расстоянии, убегают передовые тройки. Справа и слева все белеет и3 мерещится. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба ни стога ни забора – ничего не видно. (Л.Толстой)

  1. 2.Тест

1. Однородные члены могут соединяться при помощи подчинительных союзов

2. Найдите сочинительный союз:

а) чтобы;

б) если;

в) также;

г) потому что;

д) хотя.

3. Найдите подчинительный союз:

а) либо;

б) зато;

в) так как;

г) тоже;

д) или.

4. Части сложноподчиненного предложения могут быть соединены при помощи

а) сочинительного союза;

б) подчинительного союза;

в) интонации.

  1. 3.Расставить знаки препинания. Назвать ряды однородных членов, составить схемы, объяснить знаки препинания.

За сто лет прошедших со дня гибели города ветры дожди и снега постарались снести его с лица земли и во многом им это удалось. Но каменные дома все(таки) остались стоять хоть и без крыш и окон. Выветрились но не совсем пропали мостовые вдоль которых рядами стояли обломанные высокие пни без коры. Лучше всего сохр..нился старый замок на холме над городом. Ему было уже больше тысячи лет но стены сложе..ые из могучих каме..ых плит стойко выдержали нап..дения ветра и дождя. (По К. Булычеву)

Контрольный диктант №7

По теме «Частица»

Летний вечер

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.


Похожие публикации