Полы в квартире и доме

На языке алтайской языковой семьи говорит народ. Основные языковые семьи. Классификация юго-восточного направления

Официальная история говорит о том, что тюркский язык возник в первом тысячелетии когда появились первые племена, относящиеся к этой группе. Но, как показывают современные исследования, сам язык возник намного раньше. Существует даже мнение, что тюркский язык пошел от некого праязыка, на котором говорили все жители Евразии, как в легенде о Вавилонской башне. Главный феномен тюркской лексики - она практически не изменилась за пять тысячелетий своего существования. Древние письмена шумеров будут до сих пор так же понятны казахам, как и современные книги.

Распространение

Тюркская языковая группа очень многочисленна. Если посмотреть территориально, то народы, общающиеся на схожих языках, проживают так: на западе граница начинается с Турции, на востоке - автономным округом Китая Синьцзян, на севере - Восточно-Сибирским морем и на юге - Хорасаном.

В настоящее время приблизительное число людей, владеющих тюркским, - 164 млн, это число практически равно всему населению России. На данный момент существуют различные мнения о том, как классифицируется группа тюркских языков. Какие именно языки выделяются в этой группе, рассмотрим далее. Основные: турецкий, азербайджанский, казахский, киргизский, туркменский, узбекский, каракалпакский, уйгурский, татарский, башкирский, чувашский, балкарский, карачаевский, кумыкский, ногайский, тувинский, хакасский, якутский и др.

Древние тюркоязычные народы

Мы знаем, что очень широко распространилась по Евразии тюркская группа языков. Народы, говорящие так, в древности назывались просто - тюрки. Их основной деятельностью было скотоводство и земледелие. Но не стоит воспринимать все современные народы тюркской языковой группы как потомков древнего этноса. По прошествии тысячелетий их кровь смешалась с кровью других этнических групп Евразии, и сейчас коренных тюрков просто нет.

К древним народам этой группы относят:

  • тюркютов - племена, поселившиеся в горном Алтае в 5 веке нашей эры;
  • печенегов - возникли в конце IX века и населяли область между Киевской Русью, Венгерией, Аланией и Мордовией;
  • половцев - своим появлением вытеснили печенегов, были очень свободолюбивыми и агрессивными;
  • гуннов - возникли во II-IV веках и сумели создать огромное государство от Волги до Рейна, от них пошли авары и венгры;
  • булгаров - от этих древних племен произошли такие народы, как чуваши, татары, болгары, карачаевцы, балкарцы.
  • хазаров - огромные племена, сумевшие создать собственное государство и вытеснить гуннов;
  • тюрков-огузов - предков туркмен, азербайджанцев, проживали в Сельджукии;
  • карлуков - проживали в в VIII-XV веках.

Классификация

Тюркская группа языков имеет очень сложную классификацию. Вернее, каждый историк предлагает свой вариант, который будет отличаться от другого незначительными изменениями. Предлагаем вам наиболее распространенный вариант:

  1. Булгарская группа. Единственный ныне существующий представитель - чувашский язык.
  2. Якутская группа - это самый восточный из народов тюркской языковой группы. Жители говорят на якутском и долганском диалектах.
  3. Южносибирская - в этой группе представлены языки народов, проживающих преимущественно в границах Российской Федерации на юге Сибири.
  4. Юго-восточная, или карлукская. Примеры - узбекский и уйгурский языки.
  5. Северо-западная, или кыпчакская группа - представлена большим количеством народностей, многие из которых проживают на собственной независимой территории, например татары, казахи, киргизы.
  6. Юго-западная, или огузская. Языки, входящие в группу - туркменский, саларский, турецкий.

Якуты

На своей территории местное население зовет себя просто - саха. Отсюда и название региона - Республика Саха. Некоторые представители также расселились в других соседних областях. Якуты - это самый восточный из народов тюркской языковой группы. Культура и традиции были в древности позаимствованы у племен, проживающих в центральной степной части Азии.

Хакасы

Для этого народа определена область - Республика Хакасия. Здесь находится самый большой контингент хакасов - около 52 тысяч человек. Еще несколько тысяч переехало жить в Тулу и в Красноярский край.

Шорцы

Наибольшей численности эта народность достигала в XVII-XVIII веках. Сейчас это небольшой этнос, который можно встретить лишь на юге Кемеровской области. На сегодняшний день численность очень мала, около 10 тысяч человек.

Тувинцы

Тувинцев принято разделять на три группы, отличающиеся между собой некоторыми особенностями диалекта. Населяют Республику Это немногочисленный восточный из народов тюркской языковой группы, живущий на границе с Китаем.

Тофалары

Эта народность уже практически исчезла. По данным переписи 2010 года, в нескольких селах Иркутской области удалось найти 762 человека.

Сибирские татары

Восточный диалект татарского, - это язык, который принято считать национальным для сибирских татар. Это тоже тюркская группа языков. Народы этой группы густо расселены по России. Их можно встретить в сельской местности областей Тюменской, Омской, Новосибирской и других.

Долганы

Малочисленная группа, проживающая в северных районах Ненецкого автономного округа. У них есть даже свой муниципальный район - Таймырский Долгано-Ненецкий. На сегодняшний день представителей долганов осталось лишь 7,5 тысяч человек.

Алтайцы

Тюркская группа языков включает в себя лексикон Алтай. Сейчас в этой местности можно свободно познакомиться с культурой и традициями древнего народа.

Независимые тюркоязычные государства

На сегодняшний день существует шесть отдельных самостоятельных государств, народность которых составляет коренное тюркское население. В первую очередь это Казахстан и Киргизия. Конечно же, Турция и Туркмения. И не стоит забывать об Узбекистане и Азербайджане, которые к тюркской языковой группе относятся точно так же.

Свой автономный округ имеют уйгуры. Он находится в Китае и именуется Синьцзян. На этой территории проживают также и другие национальности, относящиеся к тюркам.

Киргизы

Тюркская группа языков в первую очередь включает в себя киргизский. И действительно, киргизы или кыргызы - это наиболее древние представители тюрок, проживавших на территории Евразии. Первые упоминания о киргизах встречаются в 1 тыс. до н. э. Практически за всю свою историю нация не имела собственной суверенной территории, но вместе с тем сумела сохранить свою самобытность и культуру. У киргизов даже есть такое понятие «ашар», означающее совместную работу, тесное сотрудничество и сплочение.

Киргизы издавна проживали на степных малонаселенных территориях. Это не могло не сказаться на некоторых особенностях характера. Этот народ чрезвычайно гостеприимен. Когда раньше в поселение прибывал новый человек, он рассказывал новости, которые никто не мог услышать до того. За это гостя награждали лучшими угощениями. Свято почитать гостей принято и до сих пор.

Казахи

Тюркская языковая группа не могла бы существовать без самый многочисленный тюркский народ, проживающий не только в одноименном государстве, но и по всему миру.

Народные нравы казахов очень суровы. Детей с детства воспитывают в строгих правилах, учат быть ответственными и трудолюбивыми. Для этой нации понятие "джигит" - это гордость народа, человек, во чтобы то ни стало защищающий честь своего соплеменника или свою собственную.

В облике казахов до сих пор прослеживается четкое разделение на "белых" и "черных". В современном мире это давно утратило значение, но пережитки старых понятий все еще сохранены. Особенностью облика любого казаха является то, что он одновременно может быть похож и на европейца, и на китайца.

Турки

Тюркская группа языков включает в себя турецкий. Так исторически сложилось, что Турция всегда тесно сотрудничала с Россией. И не всегда эти отношения были мирными. Византия, а позже Османская империя, начала свое существование одновременно с Киевской Русью. Уже тогда были первые конфликты за право властвовать на Черном море. Со временем эта вражда усилилась, что во многом повлияло на взаимоотношения между русскими и турками.

Турки очень своеобразны. Прежде всего это видно по некоторым их чертам. Они выносливы, терпеливы и совершенно неприхотливы в быту. Поведение у представителей нации очень осторожное. Даже если рассержены, они никогда не выскажут своего недовольства. Но вот потом могут затаить злобу и отомстить. В серьезных делах турки очень коварны. Они могут в лицо улыбаться, а за спиной строить козни ради своей выгоды.

Турки очень серьезно относились к своей религии. Суровые мусульманские законы предписывали каждый шаг в жизни турка. К примеру, им можно было убить неверующего и за это не понести наказания. С этой особенностью связана еще одна черта - враждебное отношение к немусульманам.

Заключение

Тюркоязычные народы - это самый большой этнос на Земле. Потомки древних тюрок расселились по всем континентам, но больше всего их живет на коренной территории - в горном Алтае и на юге Сибири. Многим народам удалось сохранить свою самобытность в границах независимых государств.

  • 3. Закономерности функционирования и развития регионального социума, специфических особенностей территориальной организации жизни в регионах России
  • 4. Факторы регионообразующие
  • 5.Принципы формирования политико-правового статуса регионов в федеративных государствах
  • 6. Политико-правовой статус регионов Российской Федерации
  • 7. Классификация регионов России по различным показателям
  • 1)Понятие социально-политической системы, ее структура и функции.
  • 2)Уровни региональной социально-политической системы (статусно-групповой, институциональный и социо-культурный).
  • 3)Структура органов государственной власти в Российской Федерации и ее специфика в субъектах Южного федерального округа.
  • 1.Древность Средневековье Новое и новейшее время
  • 2. Причинами войны можно считать следующие:
  • 3. В ходе кв. Выделяют следующие основные этапы:
  • 4. Итоги Кавказской Войны
  • 2. Этапы развития казачества.
  • 5. Реестровое казачество.
  • 13. Этнолингвистическая характеристика наров Юга России
  • III. Алтайская языковая семья:
  • 3. Содержательные элементы традиционной культуры Юга России.
  • 2. Конфликтный и консенсусный типы взаимодействия разнородных культур.
  • 6.Выдающиеся деятели культуры народов юр.
  • 17. Особенности экстремизма на Сев. Кавказе и стратегии его предупреждения
  • 18. Этносоциальная стратификация в России
  • 19 Этнополитические конфликты
  • 20. Этнотатизм и этнократии на Юге России.
  • 21. Государственная национальная политика в Российской Федерации.
  • 22. Национальная экономика России: федерально-региональная организация.
  • 1. Понятие национальной экономики, её характеристика.
  • 2. Принципы организации национальной экономики как федерально-региональной общности.
  • 23. Хозяйственный комплекс регионов Юга России в системе национального хозяйства страны.
  • 3. Пофакторное определение места (ранга) Юга России и его регионов в национальном хозяйстве (по населению, территории, инвестициям, продуктивности отраслей, развитию инфраструктуры)
  • 4.Пути возрастания роли Юга России в народном хозяйстве страны.
  • 24. Экономический потенциал регионального развития Юга России
  • 25. Финансовый потенциал регионального развития Юга России.
  • 3. Первичные доходы-прибыль и их территориальное распределение
  • 4. Региональные рынки капиталов.
  • 5. Финансовые ресурсы и бюджеты регионов Юга России.
  • 6. Бюджетный федерализм и проблемы его совершенствования.
  • Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:
  • 4.Субъекты юфо занимают следующие позиции по уровню инв.Потенциала и инв.Риска:
  • 27. Межрегиональная социально-экономическая, культурная и политическая интеграция.
  • 1.Понятие интеграции как процесса, ее виды.
  • 2. Внутренние и внешние факторы интеграции.
  • 3.Место Юга России в экономическом, социо-культурном и политическом пространстве России.
  • 4.Состояние и прогноз интеграционных процессов на Юге России.
  • 28. Геоэкономическое положение юфо.
  • 28. Геоэкономическое положение юфо.
  • 2. Основные геоэкономические характеристики Юга России:
  • 3. Вэд юфо и её количественная характеристика.
  • 4. Проблемы геоэкономической ситуации.
  • 5. Влияние политических решений на экономику.
  • 29. Современное геополитическое положение Юга России
  • 30. Региональная и национальная безопасность
  • Основные элементы концепции национальной безопасности России
  • 4. Объекты национальной безопасности
  • 5.Угрозы и вызовы региональной безопасности
  • 6. Направления национальной безопасности
  • 7. Программа развития оон.
  • 8. Гуам.
  • 9. Оспг. Организация Сотрудничества Прикаспийских Государств – Прикаспийская пятерка (Иран, Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан).
  • 10. Прм.
  • 11. Место России в системе международных отношений.
  • 3.Система и структура управления регионом в России
  • 4.Модели регионального управления
  • 33. Региональная политика в Российской Федерации
  • 7. Направления региональной политики в России
  • Понятие региональной идеологии
  • Функции идеологии
  • Региональная идеология и роль в федеративном государстве
  • В региональной идеологии выделяются следующие уровни:
  • Принципы идеологической самоорганизации
  • 6. Проблемы формирования региональных идеологий на Юге России включают:
  • 2. Специфика идеологической структуры общества
  • 3. Разновидности идеологической доктрины
  • 3. Формы и виды идеологий на Юге России.
  • 3) Равнозначная
  • 4.Взаимодействие идеологических типов обществ на Юге России
  • 5. Идеологическая ситуация в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах в целом
  • 36. Федеративные отношения в рф.
  • 37. Государственная служба в Российской Федерации: принципы функционирования и перспективы развития
  • 2. Виды государственной службы
  • 3.Система государственной службы рф (понятия «государственная гражданская служба», «государственная военная служба», «государственная правоохранительная служба»)
  • 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы рф
  • 3. Как в фз № 58 « о системе государственной службы рф
  • 4. Нормативно-правовые основы формирования и функционирования государственной службы в субъектах рф и на Юге России
  • 5. Реестр должностей государственной службы и государственных служащих рф
  • Реестр должностей федеральной гос сл образуют:
  • 6.Особенности кадровой политики на Юге России
  • Российская модель мсу:
  • К основным принципам местного самоуправления относятся следующие:
  • Роль муниципального образования в решении вопросов местного значения
  • 4. Собственная ответственность муниципального образования и ответственность органов власти, должностных лиц перед населением и государством
  • Правовые основы
  • Фз № 131
  • Современная реформа местного самоуправления, проблемы ее реализации
  • Особенности функционирования местного самоуправления в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах
  • 39.Разграничение полномочий органов государственной власти в региональной системе управления
  • 1. Определение понятия «муниципальная служба»
  • Муниципальная служба представлена:
  • 2. Законодательные основы и правовое регулирование муниципальной службы
  • 3. Функции муниципальной службы.
  • 4. Принципы муниципальной службы в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  • 5. Основы статуса муниципального служащего
  • 6. Права и обязанности муниципального служащего
  • 7. Функциональные (должностные) права и права связанные с прохождением муниципальной службы
  • III. Алтайская языковая семья:

      Тюркоязычная группа: (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы)

      Монгольская языковая группа (калмыки)

    В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека. Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.

    Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или иной культуры. Этническая дифференциация человечества носит комплексный характер. В связи с этим при формировании этнической картины мира языковая классификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническое своеобразие каждого из них.

    Многоязычие - употребление нескольких языков в пределах определённой социаль­ной общности (прежде всего государства); употребление индивидуумом (группой людей) нескольких языков, каждый из которых выбирается в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Принято различать «индиви­ду­аль­ное» и «национальное» много­язы­чие, последнее служит объектом социо­лингви­сти­че­ско­го изучения. В наиболь­ших масштабах много­язы­чие свойственно многонациональным государствам (СССР, США, Индия, Нигерия и др.). В условиях много­язы­чия коммуникативные формы (языки, диалекты, говоры, социальные и профессиональные жаргоны и т. п.) образуют функциональную иерархию, например: 1) узколокальные средства внутри­груп­по­во­го общения («домашние» языки), 2) локальные средства межгруппового бытового общения (так называемый язык «базара» в разно­пле­мён­ных сельских сообществах Азии и Африки), 3) язык админи­стра­тив­ной (или национальной) области, 4) язык много­на­ци­о­наль­но­го региона, 5) общегосударственный язык (может быть и «надгосударственным», т. е. международным)

    Многоязычие реализуется чаще всего в форме двуязычия (билингвизма); Случаи массового владения тремя и более языками относительно редки. Для много­язы­чия (билингвизма) имеет существенное значение функцио­наль­ный статус употребляемых языков и степень их близости - генетическая или типо­ло­ги­че­ская. На почве много­язы­чия происходит интерференция и конвергенция языков, образуются языковые союзы.

    В первую очередь, конечно же, следует обратиться к Конституции РФ (ст. 68), в которой чётко прописано:

    1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

    2. Республики вправе устанавливать свои гос языки. В органах гос вл, органах мсу, гос учреждреспублик они употребляются наряду с гос языком РФ.

    3. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

    5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению дух культуры народов РФ.

    7. Обязательность исп гос языка РФ не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование гос языками респ, находящихся в составе РФ, и языками народов РФ.

    Основные направления языковой политики Российской Федерации. В основном, языковая сфера регулируется двумя нормативно-правовыми актами – Законом «О языках народов Российской Федерации» 1991 года и Законом «О государственном языке Российской Федерации». Институционализация фильтрационно-протекционистской модели языковой политики в России произошла вместе с принятием в 2005 году Закона «О государственном языке» . Так, согласно Закону, не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

    Другим не менее эффективным инструментом государственной языковой политики стала Федеральная целевая программа «Русский язык» , направленная на стимулирование дальнейшего развития русского языка в России и за ее пределами.

    Масштабность функционирования русского языка позволяет выделить в рамках обозначенной программы следующие приоритетные направления: Российская Федерация, страны СНГ и Балтии, а также дальнее зарубежье.

    Северный Кавказ - очень богатый в языковом отношении регион, который отличается многонациональностью (более 50 автохтонных народов) и необычайной языковой дробностью. При всем многообразии языков Северного Кавказа в современное время сложилась довольно сложная ситуация: практически все языки Северного Кавказа ЮНЕСКО признала исчезающим. В этот список вошли двадцать языков нахско-дагесганской группы: андийский, арчинский, ахвах-ский, багвалинский, бежтинский, агульский, ботлихский, годоберинский, гунзибский, каратинский и др. - и два языка абхазо-адыгской группы: абазинский и пштсугский. а некоторые кавказские народы (абазины, шапсуги) включены в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации»

    Актуальной задачей на Северном Кавказе в настоящее время является защита языкового и культурного многообразия народов этого региона, К неотложным задачам по сохранению и развитию исчезающих языков следует отнести решение вопросов языкового строительства: изучение реальных возможностей расширения общественных функций национальных государственных языков, развитие их литературных норм, издание учебников и учебных пособий, текстовое содержание которых отражало бы духовное наследие и языковую картину мира народов Северного Кавказа, их нравственные идеалы и этнопсихологию. Современная языковая политика связана с традициями ее осуществления в Северо-Кавказском регионе и стране в целом.

    Вопрос№14 Этноконфессиональная характеристика народов Юга России

      Понятия этнос и конфессия.

      Традиционные верования и этапы проникновения на Юг России мировых религий.

      Специфика ислама на Северном Кавказе, тарикаты.

      Религиозный сепаратизм.

      «Северокавказский ваххабизм».

      Тибето-монгольская форма буддизма – ламаизм у калмыков.

      Православие на Юге России. Нетрадиционные религиозные объединения на Юге России.

    1. Этнос - исторически сложившаяся на опр. Тер-и устойчивая совокупность людей, обладающих общими и стабильными элементами матер-й культуры, единым языком, традициями, духовными ценностями, общим этнопсихическим складом, а также осознанием своего единства и отличия от всех остальных культурных групп Конфессия -система, содержащая следующие компоненты: Религиозное сознание (включающее учение о высшем духовном начале) Культурная деят-ть, функция которой – поддерживать в верующем привязанность к конфессии, обязывать и вырабатывать постоянство религ чувства

    2. . На Юге России ярко представлены все три мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

    3. Счит., что Южная часть России является колыбелью христианства в нашей стране. Оно появилось в нач. I века н.э. Так же, с конца II – начала III в. н.э. в Груз, Армении и Кавк Албании Вскоре, в конце III века Армения, Грузия и Кавк Албания (ныне Сев Азерб) становятся 1 в мире странами с хрис-вом в качестве гос. религии. У рус. населения правосл. церковь пользуется значит. доверием. Однако большая часть слабо разбирается в догматике и не соблюдает обрядов. Дело в том, что в годы советской власти Православие, как и другие конфессии, и даже в большей степени подвергалось гонениям и репрессиям.

    4.Вторая по численности, но объединяющая большинство коренных народов Сев Кавказа – мусульм. конфессия . Ислам – мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) Основатель ислама – Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?-632) Основной источник мусульманского вероучения – Коран, Второй источник мусульманского вероучения – Сунна,. Большинство мусульман Северного Кавказа – сунниты. Так же в исламе существует мистическое и аскетическое учение – суфизм. Каждый человек должен стремиться отрешиться от своего матер-го «я», чтобы слиться с Божеством. Это достигается прохождением, через четыре ступени: 1) шариат – закон, точное исполнение религиозных предписаний, 2) тарикат – путь, подавление воли и любовь к Богу, 3) марифат – познание единства вселенной в Боге, 4) хакикат – истина, полное погружение в Боге.

    Появление на СК экстремистских течений «северокавказского ваххабизма» (Дагестан, Чечня, Карачай, Балкария, ногайцы) .Цель ваххабизма - связать воедино, создать некую целостность, хотя исходным материалом могут быть не феодальные земли и кланы, а этносы и субэтносы. Ваххабизм появился и стал постепенно распространяться на Сев Кав. Здесь имеются 2 главных очага ваххабизма – РД и КЧР. Эти республики многонациональны. Можно выделить среди ваххабитов 2 крыла - реформистское и радикальное. Сверхзадача у них одна: исламизация всего населения региона и, в конечном счете, установление на всей тер-ии Сев Кавказа независимого исламского гос-ва.

      Буддизм . Наибольшее распространение данная религия получила в Р К, причём приняла рег-ую форму буддизма – ламаизм.Ламаизм возник в Тибете в XVIII в.. В РФ имеет последователей, главным образом в Бурятии, РК и Туве. Начало формирования ламаизма в Калмыкии датируется XVII-XVIII вв.

      Православие на Юге Росси представлено Русской Православной Церковью. В 1701 г. была учреждена Азовская епархия, а с 1718 г. приходы Войска Донского были подчинены Воронежской епархии. В 1777-78 гг. правительство переселяет на Кубань несколько станиц донских казаков, а в 1792 - бывших запорожцев. Территории ЮР были подчинены Екатеринос- лавской епархии, позднее - Астраханской. В 1829 г.- вошли в состав вновь образованной Новочеркасской и Георгиевской (Донской) епархии. В наст.время на ЮР у РПЦ имеются 7 епархий являющиеся одними из крупнейших в церкви: Ставропольская, объединяющая приходы Ставропольского край и 6 северокавказских республик - Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Сев.Осетии, Чечни, Ингушетии и Дагестана; Майкопская и Адыгейская - приходы Адыгеи; Екатеринодарская и Кубанская - приходы Краснод. края; Ростовская и Новочеркасская - приходы Рост.обл, а так же Волгоградская, Астраханско-Енотаевская, Элистинская и Калмыкская Епархия. Имеются учреждения религ. образования, как низшего - воскресные школы (205 по региону), так и высшего уровней - Ставропольская духовная семинария, Ростовское епархиальное духовное училище. На Юге России выходят православные печатные издания - ежемесячная газета «Православный голос Кубани» (Краснодар) и «Церковный вестник» (Ростов-на-Дону), выходящие небольшими тиражами.

    6. Нетрад рел обьед :

      Неохристианские (протестантсткие организации, церковь Вассариона)

      Неориенталистсткие (кришнаиты)

      Неоязыческие (славяно-арийские веды)

      Космические (вера в энергию космоса)

      Сатанистские (общво крысятницы, общество Вуду)

      Духоборцы. Последователи 1из форм старого русского сектантства, «духовные борцы Христа». Движение возникло на Украине и в центрлРоссии, затем проникло в земли Войска Донского. Его приверженцы отвергают иерархию и обрядность правосл церкви. Принимая основные идеи Библии, они не считают ее «священным писанием». В наст. вр в РО и на Сев Кав проживают около 3 тысяч духоборцев. -Иеговисты-ильинцы . Рус секта, возникшая на Урале. следует поклоняться Богу под его истинным именем – Иегова. В учении и культовой практике иеговистов- сочетаются мотивы христианства, иудаизма и др. религий.

    Вопрос №15 Традиционная культура народов ЮР.

      Традиционная культура: понятие, сущность, типологические отличия.

      Традиционализм как фактор социокультурной идентификации.

      Общее и особенное в традиционной материальной и духовной культуре народов региона.

      Маскулинный тип культуры.

      Трудовые и семейно-брачные традиции и ритуалы: взаимопомощь, куначество, гостеприимство, почитание старших, родственная солидарность.

      Эпосы народов Юга России.

      Характерные черты и основные этапы становления литератур народов Юга России.

      Традиционные виды народного искусства.

      Особенности взаимовлияния этнокультур народов региона

    1. Традиционная культура – тип культуры, для которого характерно социальное регулирование, приспособление к среде и развитие человека на основе воспроизводства стереотипов поведения и мышления (традиций), приоритет «поддержания» (повторения) привычных норм поведения над рационально-волевым началом.Соответственно, традиционная культуры это такая культура, которая обеспечивает адаптацию человека к природной среде и изменение (развитие) самого человека, прежде всего на основе традиции

    , центральная и западная Азия , а также восточная Европа

    тюркские , монгольские , тунгусо-маньчжурские ; корейские (иногда включаются), японо-рюкюские (иногда включаются); нивхский (редко включается); айнский язык (редко включается); эскимосские [ ] (без алеутских, гипотеза)

    У этих языковых семей множество схожих характеристик. Вопрос заключается в их источнике. Один лагерь, «алтаисты», рассматривает схожести как результат общего происхождения от праалтайского языка, на котором разговаривали несколько тысяч лет назад. Другой лагерь, «анти-алтаисты», рассматривает схожести как результат взаимодействия между этими языковыми группами . Некоторые лингвисты считают, что обе теории равновесны; их называют «скептиками» .

    Внутренняя классификация

    По наиболее распространённой точке зрения, алтайская семья включает тюркские языки , монгольские языки , тунгусо-маньчжурские языки , в максимальном варианте также корейский язык и японо-рюкюские языки (родство с двумя последними группами наиболее спорно).

    Среди других языков, предлагающихся к включению:

    Внешнее родство

    В рамках одного из подходов современной макрокомпаративистики , алтайская семья включается в ностратическую макросемью . Данная позиция, однако, была подвергнута критике различными специалистами, считается весьма спорной и её выводы не принимаются многими компаративистами , которые рассматривают теорию ностратических языков либо как, в худшем случае, полностью ошибочную или как, в лучшем случае, просто неубедительную . На первых порах алтайские и уральские языки считались родственными (урало-алтайская гипотеза). В настоящее время учёные отошли от этого представления, лишь некоторые из них (Д. Немет , М. Рясянен , Б. Коллиндер) допускают объяснение лексических параллелей в уральских и алтайских языках их родством .

    Грамматическая характеристика праязыка и его развитие

    Фонология

    Примечания

    1. Кормушин И. В. Алтайские языки. // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.
    2. Georg et al. 1999: 73-74
    3. Altaic languages (неопр.) . Британская энциклопедия .
    4. Interactive Maps The Altaic Family from The Tower of Babel
    5. Языки мира. Тюркские языки (1996). С.7
    6. Georg et al . 1999: 81
    7. 2006. «Methodological Observations on Some Recent Studies of the Early Ethnolinguistic History of Korea and Vicinity.» Altai Hakpo 2006, 16: 199-234.
    8. Alexander Vovin, 2005. «Koguryǒ and Paekche: Different Languages or Dialects of Old Korean?» Journal of Inner and East Asian Studies , 2005, Vol. 2-2: 108-140.
    9. net.net - The first domain name on the Internet!
    10. Kamchukchee and Eskimo Glottochoronogy and Some Altaic Etymologies Found in the Swadesh List
    11. Языковая ситуация в Северо-Восточной Азии по данным сравнительно-исторического языкознания
    12. George Starostin. Nostratic (неопр.) .

    Рассмотрим происхождение языков: когда то количество языков было небольшим. Это были так называемые «протоязыки». Со временем протоязыки начали распространяться по Земле, каждый из них стали родоначальником своей языковой семьи. Языковая семья это самая крупная единица классификации языка (народов и этносов) по признаку их языкового родства.

    Далее родоначальники языковых семей распались на языковые группы языков. Языки, которые произошли от одной языковой семьи (то есть произошли от одного «протоязыка») называют «языковой группой». Языки одной языковой группой сохраняют много общих корней, имеют похожесть грамматического строя, фонетические и лексические совпадения. Сейчас насчитывается более 7000 языков из более чем 100 языковых семей языков.

    Лингвисты установили более ста основных языковых семей языков. Предполагается что языковые семьи не связанны друг с другом, хотя имеется гипотеза о едином происхождении всех языков от единого языка. Основные языковые семьи приведены ниже.

    Семья языков Число
    языков
    Всего
    носителей
    языка
    %
    от населения
    Земли
    Индоевропейская > 400 языков 2 500 000 000 45,72
    Сино-тибетская ~ 300 языков 1 200 000 000 21,95
    Алтайская 60 380 000 000 6,95
    Австронезийская > 1000 языков 300 000 000 5,48
    Австроазиатская 150 261 000 000 4,77
    Афразийские 253 000 000 4,63
    Дравидийская 85 200 000 000 3,66
    Японская (японо-рюкюсская) 4 141 000 000 2,58
    Корейская 78 000 000 1,42
    Тай-кадайская 63 000 000 1,15
    Уральская 24 000 000 0,44
    Прочие 28 100 000 0,5

    Как видно из списка ~45% населения Земли говорит на языках индоевропейской семьи языков.

    Языковые группы языков.

    Далее родоначальники языковых семей распались на языковые группы языков. Языки, которые произошли от одной языковой семьи (то есть произошли от одного «протоязыка») называют «языковой группой». Языки одной языковой группы имеют много совпадений в корнях слов, в грамматическом строе и фонетике. Имеется и более мелкое деление групп на подгруппы.


    Индоевропейская семья языков - самая распространённая в мире языковая семья. Число носителей языков индоевропейской семьи превышает 2,5 млрд. человек, которые живут на всех обитаемых континентах Земли. Языки индоевропейской семьи произошли в результате последовательного распада индоевропейского праязыка, начавшегося порядка 6 тысяч лет назад. Таким образом все языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка.

    Индоевропейская семья включает в себя 16 групп, включая 3 мертвые группы. Каждая группа языков может делиться на подгруппы и языки. В таблице, представленной ниже, не указаны более мелкое деление на подгруппы, а так же отсутствуют мертвые языки и группы.

    Индоевропейская семья языков
    Языковые группы Входящие языки
    Армянская Армянский язык (восточноармянский, западноармянский язык)
    Балтийская Латышский, Литовский
    Германская Фризские языки (Западнофризский, Восточнофризский,Севернофризский языки), Английский язык , Шотландский (англо-шотландский) язык, Нидерландский язык, Нижненемецкий язык, Немецкий язык , Еврейский язык (идиш), Исландский язык, Фарерский язык, Датский язык, Норвежский язык (Ландсмол, Букмол, Нюнорск), Шведский язык (Шведское наречие в Финляндии, Сконское наречие), Гутнийский
    Греческая Новогреческий язык, Цаконский язык, Итало-румейский язык
    Дардская Глангали, Калаша, Кашмири, Кхо, Кохистани, Пашаи, Пхалура, Торвали, Шина, Шумашти
    Иллирийская Албанский язык
    Индоарийская Сингальский, Мальдивский, Хинди, Урду, Ассамский, Бенгальский, Бишнуприя-манипури, Ория язык, Бихарские языки, Панджаби, Лахнда, Гуджури, Догри
    Иранская Осетинский язык, Ягнобский язык, Сакские языки, Язык пушту Памирские языки, Белуджский язык, Талышский язык, Бахтиярский язык, Курдский язык, Диалекты Прикаспия, Диалекты Центрального Ирана, Зазаки (язык заза, димли),Горани (гурани), Персидский язык (фарси), Хазарейский язык, Таджикский язык, Татский язык
    Кельтская Ирландский язык (Ирландский гэльский), Гэльский язык (Шотландский гэльский), Мэнский язык, Валлийский, Бретонский, Корнский языки
    Нуристанская Кати (камката-вири), Ашкун (ашкуну), Вайгали (калаша-ала),Трегами (гамбири), Прасун (васи-вари)
    Романская Аромунский, Истрорумынский, Мегленорумынский, Румынский, Молдавский, Французский , Нормандский, Каталанский, Провансальский, Пьемонтский, Лигурский (современный), Ломбардский, Эмилиано-романьольский, Венетский, Истророманский, Итальянский , Корсиканский, Неаполитанский, Сицилийский, Сардинский, Арагонский, Испанский , Астурлеонский, Галисийский, Португальский , Мирандский, Ладино, Ретороманский, Фриульский, Ладинский
    Славянская Болгарский язык, Македонский язык,Церковнославянский язык, Словенский язык,Сербско-хорватский язык (штокавский), Сербский язык (экавский и иекавский), Черногорский язык (иекавский), Боснийский язык, Хорватский язык (иекавский), Кайкавское наречие, Молизско-хорватский, Градищанско-хорватский, Кашубский, Польский, Силезский, Лужицкая подгруппа (Верхнелужицкий и Нижнелужицкий, Словацкий, Чешский, Русский язык , Украинский язык, Полесский микроязык, Русинский язык, Югославско-русинский язык, Белорусский язык

    Классифиция языков объясняет причину сложности изучения иностранных языков. Носителю славянского языка, который относятся к славянской группе индоевропейской семьи языков, легче изучить язык славянской группы, чем язык другой группы индоевропейской семьи, такие как языки романской группы (французский) или германской группы языков (английский). Еще сложнее изучить язык другой языковой семьи, к примеру китайский язык, который не входит в индоевропейскую семью, а относится к сино-тибетской семье языков.

    Выбирая иностранный язык для изучения, руководствуются практической, а чаще экономической стороной дела. Для получения хорошо оплачиваемой работы, выбирают в первую очередь такие востребованные языки, как английский или немецкий языки.

    Аудиокурс VoxBook поможет вам в изучении английского языка

    Дополнительные материалы по языковым семьям.

    Ниже представленя основные языковые семьи и языки входящие в них. Индоевропейская языковая семья разобрана выше.

    Сино-тибетская (китайско-тибетская) языковая семья.


    Сино-тибетская - одна из крупнейших языковых семей мира. Включает более 350 языков, говорящих более 1200 млн. чел. Китайско-тибетские языки делят на 2 группы, на китайскую и тибето-бирманскую.
    ● Китайскую группу образует китайский язык и его многочисленные диалекты, число носителей языка более 1050 млн. человек. Распространен в Китае и за его пределами. и миньские языки с числом носителей языка более 70 млн. человек.
    ● Тибето-бирманскую группа включает около 350 языков, с числом носителей около 60 млн. человек. Распространены в Мьянме (бывшая Бирма), Непале, Бутане, юго-западном Китае и северо-востоке Индии. Основные языки: бирманский (до 30 млн. говорящих), тибетский (более 5 млн.), каренские языки (более 3 млн.), манипури (более 1 млн.) и другие.


    Алтайская (гипотетическая) языковая семья включает тюркскую, монгольскую и тунгусо-манчжурскую языковые группы. иногда включают Корейскую и Японо-рюкюскую языковые группы.
    ● Тюркская языковая группа - широко распространённых в Азии и Восточной Европе. Число говорящих более 167,4 млн человек. Делятся на следующие подгруппы:
    ・ Булгарская подгруппа: чувашский (мертвые - булгарский, хазарский).
    ・ Огузская подгруппа: туркменский, гагаузский, турецкий, азербайджанский (мертвые - огузский, печенежский).
    ・ Кыпчакская подгруппа: татарский, башкирский, караимский, кумыкский, ногайский, казахский, киргизский, алтайский, каракалпакский, карачаево-балкарский, крымско-татарский. (мертвые - половецкий, печенежский, золотоордынский).
    ・ Карлукская подгруппа: узбекский, уйгурский.
    ・ Восточно-хуннская подгруппа: якутский, тувинский, хакасский, шорский, карагасский. (мертвые - орхонский, древнеуйгурский.)
    ● Монгольская языковые группа включает несколько близкородственных языков Монголии, Китая, России и Афганистана. Включает современный монгольский (5,7 млн. чел.), халха-монгольский (халха), бурятский, хамниганский, калмыцкий, ойратский, шира-югурский, монгорский, баоаньско-дунсянский кластер, могольский язык - Афганистан, дагурский (дахурский) языки.
    ● Тунгусо-маньчжурские языковая группа родственные языки в Сибири (включая Дальний Восток), Монголии и севера Китая. Число носителей 40 - 120 тысяч человек. Включает две подгруппы:
    ・ Тунгусская подгруппа: эвенкийский, эвенкский (ламутский), негидальский, нанайский, удэйский, ульчский, орочский, удэгейский.
    ・ Маньчжурская подгруппа: маньчжурский.


    Языки австронезийской языковой семьи распространены в Тайване, Индонезия, Явы - Суматры, Бруней, Филиппины, Малайзия, Восточный Тимор, Океании, Калимантана и Мадагаскара. Это одна из крупнейших семей (число языков свыше 1000, число говорящих свыше 300 мил. чел.). Делятся на следующие группы:
    ● западные австронезийские языки
    ● языки восточной Индонезии
    ● океанийские языки

    Афразийская (или семито-хамитская) языковая семья.


    ● Семитская группа
    ・ Северная подгруппа: айсорский.
    ・ Южная группа: арабский; амхарский и др.
    ・ мертвые: арамейский, аккадский, финикийский, хананейский, древнееврейский (иврит).
    ・ иврит (возрожден государственный язык Израиля).
    ● Кушитская группа: галла, сомали, беджа.
    ● Берберская группа: туарег, кабил и др.
    ● Чадская группа: хауса, гвандараи др.
    ● Египетская группа (мертвая): древнеегипетский, коптский.


    Входят языки доиндоевропейского населения полуострова Индостан:
    ● Дравидийская группа: тамильский, малалаям, каннара.
    ● Группа андхра: телугу.
    ● Центральноиндийская группа: гонди.
    ● Язык брахуи (Пакистан).

    Японо-рюкюская (японская) семья языков распространены на Японском архипелаге и на островах Рюкю. японский - это изолированный язык, который иногда относят к гипотетической Алтайской семье. В состав семьи входят:
    ・японский язык и диалекты.


    Корейская языковая семья представлена одним единственным языком - корейским. Корейский - это изолированный язык, который иногда относят гипотетической Алтайской семье. В состав семьи входят:
    ・японский язык и диалекты.
    ・рюкюские языки (амами-окинавский, сакисимский и йонагунский язык).


    Тай-кадайския (тайско-кадайская, дун-тайская, паратайская) семья языков, распространена на полуострове Индокитай и в прилегающих районах Южного Китая.
    ●языки ли (хлай (ли) и цзямао)Тайские языки
    ・северная подгруппа: северные диалекты чжуанского языка, буи, сэк.
    ・центральная подгруппа: тай (тхо), нунг, южные диалекты чжуанского языка.
    ・юго-западная подгруппа: тайский (сиамский), лаосский, шанский, кхамти, ахомский язык, языки черных и белых тай, юан, лы, кхын.
    ●Дун-шуйские языки: дун, шуй, мак, тхен.
    ●Бе
    ●Кадайские языки: лакуа, лати, языки гэлао (северный и южный).
    ●языки ли (хлай (ли) и цзямао)


    Уральские языковая семья, включает две группы - финно-угорскую и самодийскую.
    ●Финно-угорская группа:
    ・прибалтийско-финская подгруппа: финский, ижорский, карельский, вепсский языки, эстонский, водский, ливский языки.
    ・волжская подгруппа: мордовская язык, марийский язык.
    ・пермская подгруппа: удмуртский, коми-зырянский, коми-пермяцкий и коми-язьвинский языки.
    ・угорская подгруппа: хантыйский и мансийский, а также венгерский языки.
    ・саамская подгруппа: языки на которых говорят саамы.
    ●Самодийские языки традиционно делятся на 2 подгруппы:
    ・северная подгруппа: ненецкий, нганасанский, энецкий языки.
    ・южная подгруппа: селькупский язык.

    Это в известной мере гипотетическая языковая се­мья, объединяющая три языковые группы: тюркскую, монгольскую и тунгусо-манчжурскую. Некоторые язы­коведы относят к алтайским языкам также языки ко­рейский и японский. Однако общность указанных язы­ковых групп не доказана, и они могут рассматриваться как отдельные языковые семьи. Название «алтайские языки» применяют иногда и для обозначения языков народов, живущих на Алтае - хакасов, алтайцев, ту­винцев и других.

    Народы алтайской языковой семьи на Северном Кав­казе представлены тюрками. На монгольском языке говорят калмыки (самоназвание «хальмг» - числен­ность более 150 тыс. человек), генетически восходя­щие к монголам — ойратам, выселившимся из Джунга­рии в Россию в XVII в. Но калмыки географически тяготеют не к Северному Кавказу, а к Нижнему По­волжью, и мы их не рассматриваем.

    Народы тюркской группы

    В бывшем Советском Союзе тюрки составляли са­мую разветвленную группу, в которую входило около 25 языков и наречий с общей численностью до 25 млн. человек. Основная их масса проживала в Средней Азии (узбеки, казахи, туркмены, киргизы, уйгуры, каракалпа­ки), Сибири (якугы, тувинцы, хакасы, алтайцы), Повол — жско-Уральском регионе (татары, башкиры, чуваши) и на Кавказе (азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, бал­карцы). После распада СССР в конце 1991 г. пять крупных тюркских народов образовали самостоятель­ные государства (Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Киргизия, Азербайджан). В число народов Северного Кавказа входят кумыки, карачаевцы, балкарцы и но­гайцы.

    Кумыки. Обитают в равнинно-предгорной части Дагестана, входя в основное население 7 его районов. Небольшие группы кумыков живут также в Чеченс­кой республике и в Северной Осетии. Численность ку­мыков составляет приблизительно 150 тыс. человек, более точных данных в нашем распоряжении нет. Са­моназвание народа «къумукъ». Южная часть кумыков именовала себя по названиям селений - башлинец (сел. Башлы), утамышец (сел. Утамыш) и т. д. Кумыкский язык относится к кипчакской группе тюркских языков и распадается на три диалекта: северный (хасавюр­товский), средний (буйнакский) и южный (кайтагский).

    Литературным является хасавюртовский диалект. Раз­личия между диалектами постепенно стираются (62, с. 421).

    Этногенез кумыков представляется в настоящее вре­мя как процесс этнической миксации, т. е. смешения древнего аборигенного населения предгорного Дагес­тана с пришлыми тюркоязычными кочевниками эпохи раннего средневековья, просачивавшимися сюда из сс- всрокавказских степей. По мнению исследователя этой проблемы Я. А.Федорова, первой волной таких кочев — ников-тюрок были савиры, появившиеся в Дагестане в V в.; савиры - народ гуннского происхождения. В V — VII вв. эта часть Дагестана в некоторых источниках называлась «страной гуннов». Так началась языковая тюркизация предгорных аборигенов Дагестана, растя­нувшаяся на несколько столетий (108, с. 114-117).

    Вторую волну тюркизации Я. А. Федоров связыва­ет с тюркоязычным народом хазар, создавшим обшир­ный и могущественный Хазарский каганат, существо­вавший в VII-X вв. на территории Нижнего Поволжья - Северо-Восточного Кавказа. Завершающий этап тюркизации и ассимиляции приходится на период XI — XIII вв., когда в степях Предкавказья появились мас­сы новых воинственных кочевников-тюрок, носивших общее наименование «кипчаки» (в русских летописях «половцы»). Кочевья кипчаков достигали Северного Дагестана, но после разгрома их и алан татаро-монго­лами около середины XIII в. часть кипчаков мигриро­вала в Дагестан, осела в предгорьях среди уже сильно отюреченных аборигенов и смешалась с ними, поло­жив начало кумыкскому языку и кумыкскому народу. Принадлежность кумыкского языка к кипчакской груп­пе тюркских языков подтверждает именно данную версию. В антропологическом отношении кумыки пред­ставляют типичный кавказский народ.

    В XVI-XIX вв. значительное развитие у кумыков получили феодальные отношения, основанные на круп­ной земельной собственности. Класс феодалов, возглав — лившийся Шамхалом Тарковским, включал в себя бе­ков, чайков, узденей и мусульманское духовенство: ку­мыки мусульмане-сунниты. На несколько категорий делились и крестьяне. Наиболее зависимой была кате­гория чагаров-крспостных, не говоря о рабах-кулах. Судопроизводство основывалось на адатах и шариате. Феодальные отношения господствовали до революции 1917 г., переплетаясь с патриархально-родовыми пере­житками и элементами капиталистических отношений. Распространена была и кровная месть (62, с. 432 - 434).

    В годы Советской власти у кумыков была ликвиди­рована неграмотность (составляющая до революции свыше 90 %), на кумыкском языке издавались журна­лы и газеты, сформировалась интеллигенция. В 1930 г. основан Кумыкский драматический театр в Махач­кале.

    Карачаевцы. Территория древнего расселения ка­рачаевцев до начала XX в. ограничивалась бассейном верховьев Кубани, подразделяясь на Большой Карачай (истоки р. Кубань с аулами Карт-Джурт, Учкулан, Хур — зук) и Малый Карачай (ущелье р. Тебсрды с притока­ми и аулами Теберда, Сенты). Восточнее г. Кумбаши и по р. Подкумку карачаевцы до советского времени не жили, как и в верховьях Большого Зеленчука (аул Архыз основан в 1923 г. и принял около 150 семей переселенцев). Горное малоземелье и одновременный рост населения побуждали карачаевцев переселяться в предгорные районы, продвигаясь вниз по Подкумку. Обживались казачьи станицы Зеленчукская, Кардоник — ская, Сторожевая, Прсградная. Таким образом, терри­тория расселения карачаевцев за годы Советской влас­ти претерпела существенные изменения, расширилась и стала основой возрождения этого небольшого наро­да: в начале XX в. карачаевцев, по некоторым данным, насчитывалось 15 тыс. человек (сейчас более 150 тыс.; 107, с. 131).

    Самоназвание карачаевцев «карачайлы». Язык их, как и кумыкский, относится к кипчакской группе тюр­кских языков, но в отличие от кумыкского имеет ряд схождений с осетинским языком. Последнее обстоя­тельство вряд ли может объясняться языковыми свя­зями и заимствованиями позднего средневековья - ка­рачаевцы территориально не имеют контактов с осе­тинами. Это явление находит наиболее вероятное объяснение в особенностях формирования карачаевс­кого народа, сходных в основных чертах с этногене­зом кумыков - языковая тюркизация и этническая ассимиляция местного дотюркского населения, т. е. вер — хнскубанских алан, какой-то группой средневековых тюрок. Различные тюркские группы (болгары, хаза­ры) проникали в верховья Кубани и Пятигорьс с VII — VIII вв., но серьезно демографическую ситуацию здесь не изменили. Приблизительно с середины XI в. из степей Предкавказья в предгорья продвигается наибо­лее мощное тюркское племенное объединение полов­цев, или кипчаков. Их расселение в верховьях Кубани радикально изменило демографию региона и привело к постепенной ассимиляции местной группы ираноя­зычных алан кипчаками, к окончательной языковой тюркизации этих алан, смешавшихся с кипчаками. Этноним «аланы», которым мегрелы Западной Грузии называют карачаевцев и сохранение этого этнонима в исторической памяти карачаевцев подтверждают ве­роятность охарактеризованного процесса сложения карачаевского народа (108, с. 100 - 104). Таким об­разом, карачаевский этногенез можно отнести к XI-XIII вв. и считать этот народ, как и родственных балкарцев, самым молодым народом Северного Кавказа.

    Под современным названием «карачаи» интересую^ щий нас народ стал известен с первой половины XVII в., когда через их земли прошли в Мегрелию московские послы Ф. Елчин и П. Захарьев (109, с. 7 - 8). В это время в Карачас существовали уже феодальные отно­шения и феодалы, в русских источниках именуемые

    мурзами, тогда как крестьяне назывались в тех же до­кументах «мужиками». В 1828 г. Карачай был присо­единен к России. Основным хозяйственным замятием карачаевцев до революции 1917 г. было отгонное ско­товодство с преобладанием мелкого рогатого скота, карачаевская порода овец традиционно считалась од­ной из лучших пород.

    Для этнографического быта карачаевцев характер­ны некоторые специфические черты. Прежде всего это домостроительство: тогда как у большинства народов Северного Кавказа жилье и хозяйственные постройки возводились из камня, традиционным жилищем кара­чаевцев был сруб из толстых бревен с двускатной зем­ляной крышей и пристенным очагом (62, с. 250 - 253). В Карачас нет боевых и жилых башен, столь широко представленных в более восточных районах Северно­го Кавказа. Почти нет склсповых сооружений и свя­тилищ, также широко бытовавших восточнее. Причи­ны подобного своеобразия строительной культуры ка­рачаевцев пока не раскрыты.

    С XVII в. в Карачае начинает распространять­ся ислам. В настоящее время карачаевцы мусуль­мане-сунниты. В 1926 г. было начато строитель­ство г. Карачаевск как центра экономической и куль­турной жизни карачаевского народа. Сейчас этот жи­вописный город, окруженный невысокими горами, разросся и действительно стал таким центром. Вели­колепными горными курортами, превосходящими по природно-климатическим характеристикам курорты Швейцарии, стали горные долины Тсберды, Домбая и Архыза. Их ждет большое будущее. В Нижнем Ар­хызе (ущелье Большого Зеленчука) находится Спе­циальная астрофизическая обсерватория Российской Академии наук с самым большим в Европе телеско­пом (диаметр зеркала 6 м).

    В годы второй мировой войны карачаевский народ был репрессирован и полностью депортирован в Сред­нюю Азию. Карачаевская автономная область, сущс — ствовавшая с 1926 г., была ликвидирована, территория Карачая в основном отошла к Грузии в качестве Клу — хорского района ГССР. Карачаевская государственность была восстановлена в 1957 г. в рамках Карачаево — Черкесской АО в составе Ставропольского края, и ка­рачаевцы возвратились в родные места. В 1991 г. ста­тус государственности был повышен и создана Карача­ево-Черкесская республика со столицей в г. Черкесск. Характерной чертой общественно-политической жизни Карачаево-Черкесской республики в последующие годы была относительная стабильность и уравновешенность межнациональных отношений, несмотря на полиэтнич — ность ее населения. Этот положительный баланс ока­зался нарушен в мае-июне 1999 г. в связи с выборами первого президента республики: наиболее реальными претендентами на высший пост оказались карачаевец В. Семенов и черкес С. Дерев. Это обстоятельство про­вело черту этнического раскола между двумя «титуль­ными» народами Карачаево-Черкесии и привело к про­тивостоянию и небывалому ранее росту напряженнос­ти, что лишний раз обозначило всю сложность и остро­ту ситуации на Северном Кавказе. В результате выбо­ров победу одержал В. Семенов, но «черкесская партия» с поражением своего кандидата не смирилась, и скры­тое противостояние продолжалось.

    Балкарцы. Живут в Баксанском, Чегемском, Че — рекском, Хуламо-Безенгийском ущельях и в некоторых равнинных населенных пунктах Кабардино-Балкарии. Численность балкарского народа — около 90 тыс. чело­век (107, с. 132). Самоназвание балкарцев «таулу» - горцы, но существуют более частные наименования по названию горных ущелий и, соответственно, обществ: малкъарлыла, бызынгылыла, холамлыла, чегемлслыла. В письменных документах название балкарцев впер­вые встречается в первой половине XVII в. (108, с. 104), но это не значит, что история балкарского народа началась в XVII в. Происхождение балкарцев, как и

    их тюркский язык кипчакской группы, по существу одинаковы с этногенезом и языком карачаевцев, о чем выше уже говорилось. Это народы-братья, вероятно, происходившие из одних общих корней и, возможно, некогда составлявшие одну этническую общность, поз­же разделившуюся на две обособленные части. Сход­ную картину мы уже видели у адыгов, образовавших три близкородственных, но отдельных народа. Терри­ториальное и культурное обособление в условиях очень труднодоступного высокогорья и бездорожья привели и к небольшим диалектным отличиям между карачаев­цами и балкарцами. В языке балкарцев, в частности, выявлены так называемые «дигоризмы» - дигорцы являются ближайшими восточными соседями балкар­цев и имели с ними традиционные связи. Кроме того, есть основания думать, что формирование балкарцев происходило на дигорской этнической основе путем смешения и ассимиляции алано-дигорского древнего пласта с пришлой группой кипчаков после татаро-мон­гольского нашествия XIII в. Если это так, балкарцы подобно карачаевцам и кумыкам представляют наибо­лее молодые народы Северного Кавказа.

    Письменность на балкарском языке создана в 1924 г., а в основу литературного языка положен баксано-че — гемский диалект. Наиболее крупным и известным бал­карским поэтом является Кайсын Кулиев.

    Основой хозяйства балкарцев традиционно было жи­вотноводство с преобладанием мелкого рогатого скота, в первую очередь овец грубошерстной карачаевской по­роды. Значительная часть скота и лучшие пастбища и сенокосы находились в руках местных феодалов-тау- бисв. В годы Советской власти в горах Балкарии по­явились промышленные предприятия. Наиболее круп­ным стал вольфрамо-молпбденовый комбинат в горо­де Тырны-Ауз (Баксанскос ущелье).

    В отличие от Карачая, в Балкарии преобладали ка­менные жилые дома с плоскими перекрытиями и от­крытыми очагами (62, с. 280-281). Еще одно отличие

    4 Заказ №1610 Q7 состоит в том, что в Балкарии возводились каменные боевые башни и сооружались каменные погребальные склепы, бытовавшие до XVIII-XIX вв. В XVIII в. в Балкарию проник ислам, и сейчас балкарцы мусульма — не-сунниты.

    В 1944 г. балкарский народ был подвергнут нео­боснованным репрессиям и полностью депортирован в Среднюю Азию, где пробыл до 1957 г. После разобла­чения культа личности Сталина все репрессированные народы Северного Кавказа вернулись на свою истори­ческую родину и пережили бурный период возрожде­ния. Была восстановлена Кабардино-Балкарская АССР со столицей в г. Нальчик. В январе 1991 г. Кабарди­но-Балкария была провозглашена республикой в со­ставе Российской Федерации с президентской формой правления. Вскоре после этого в Балкарии появилась политическая тенденция, ориентированная на создание отдельной Балкарской республики и, следовательно, на раскол единой и оправдавшей себя государственности кабардинцев и балкарцев. После острых дискуссий не­возможность подобного размежевания и земельного передела была осознана и осуждена, балкарский народ проявил трезвость и дальновидность, не поддержав идеи сепаратизма.

    Ногайцы. Между Тереком и Курой простирается Ногайская степь, представляющая засушливую зону, ад­министративно входящую в Караногайский район Да­гестана и Ачикулакский район Ставропольского края. Это территория кочевания ногайцев до XX в., причем кочевья были разбросаны на огромном и плоском, иног­да полупустынном (Ачикулак) пространстве. Загонов для скота ногайцы не делали, корм впрок не заготавли­вали. Типичным явлением для этой суровой природной среды был недостаток воды: колодцев-копаней в степи было очень мало. При кочевой системе скотоводства постоянной угрозой массового падежа скота летом была жара и отсутствие воды, зимой - снежный покров, ког­да скот не мог добыть ссбс корм из-под снега. Поэто­му ногайцы занимали в Предкавказье территорию, в хозяйственном отношении всегда представляющую зону повышенного риска и наименее выгодную для жизне­обеспечения.

    Часть ногайцев расселилась в более благоприятных условиях в Кизлярском, Бабаюртовском и Хасавюртов­ском районах Дагестана, частично в притеречных рай­онах Чечни, в Кочубеевском и Минсраловодском райо­нах (аул Канглы) Ставрополья. Живут ногайцы так­же в Карачаево-Черкесии, составляя население 7 аулов. Общая численность ногайцев более 75 тыс. человек, но точных данных мы не имеем. Ногайский язык отно­сится к кипчакской группе тюркских языков и вклю­чает в себя три диалекта: караногайский, ачикулакс — кий и акногайский (в Карачаево-Черкесии). Диалекты отражают соответственно три этнографические груп­пы ногайского народа (108, с. 117).

    Происхождение ногайцев связано с монгольскими племенами мангытов и других, вошедших в улус золо­тоордынского темника XIII в. Ногая и смешавшихся с тюркоязычными кипчаками-половцами (110, с. 5 - 6). В процессе этой миксации и ассимиляции язык кипча­ков победил и стал языком этнического новообразова­ния ногайцев. Долгое время считалось, что самоназва­ние народа «ногай» происходит от имени упомянутого темника Ногая, достигшего значительного военно-по­литического могущества. В настоящее время высказа­но иное объяснение: этноним «ногай» происходит от социального термина «кочевник» («нагай»; Ю. А. Ев­стигнеев, 111, с. 80-81). Ногайская орда выделилась из Золотой Орды в конце XIV в., а в XVI в. распалась на Большую и Малую Орды. В XVII в. под натиском пе­реселившихся в Поволжье калмыков ногайцы Боль­шой Орды откочевали на запад и юг, осваивая и степи Северного Кавказа.

    Как у многих народов Северного Кавказа, у ногай­цев господствовали феодально-патриархальные отно — шсння. Феодальный класс состоял из мурз и султанов (последние были равны с мурзами), кайбаши - мелкой знати, дворян, подобных адыгским уоркам, и мусуль­манского духовенства. Зависимое население состояло из асланбийке-свободных крестьян и йоллы кул-крс — постных. Постоянный голод и болезни без оказания медицинской помощи вели к систематическому сниже­нию численности народа. Ногайцев называли вымира­ющим народом. Как и другие народы Северного Кав­каза, ногайцы жестоко страдали от эпидемий. Так, в 30-х годах XIX в. бушевала холера, от которой почти вымерло население Канглов.

    Огромные сдвиги в жизни и культуре ногайцев про­изошли в годы Советской власти. В 1928 г. создана ногайская письменность на латинской графической ос­нове, в 1938 г. она переведена на алфавит с русской основой. Начато издание учебников и ногайской ли­тературы на родном языке, процент грамотности вы­рос до 90. Происходит процесс формирования но­гайской интеллигенции, появляются кадры своих уче­ных. Центром изучения ногайского народа и его куль­туры стал Карачаево-Черкесский научно-исследова­тельский институт в г. Черкесске. Своего националь­но-государственного образования ногайцы не имеют вследствие как немногочисленности народа, так и рас­пыленности его в разных районах Северного Кавказа и отсутствия территории компактного проживания. Тем не менее, ногайская проблема существует, ногай­ские лидеры ставят вопрос о территориальной авто­номии, что кажется нереальным. Болес реальным пред­ставляются два варианта решения ногайской пробле­мы, предложенные А. В. Авксентьевым: создание на — ционально-культурной автономии и ногайское пред­ставительство в региональных и федеральных орга­нах власти (107, с. 134).

    Мы в самом сжатом виде познакомились с многими народами Северного Кавказа и убедились в том, что этот наиболее южный регион Российской Федерации является и наиболее пестрым и сложным регионом рос­сийского государства. Нарисованная выше картина историко-этнологической действительности Северного Кавказа не является статичной. Она по-разному в раз­ных частях региона изменяется, находясь в постоян­ном движении. За последние 10 лет Северный Кавказ стал зоной самых активных массовых миграций в Рос­сийской Федерации, после вооруженных конфликтов в Закавказье и в результате нарастающих экономичес­ких проблем в суверенных закавказских государствах на Северный Кавказ переселились сотни тысяч армян, грузин и азербайджанцев. Нельзя не заметить, что ос­новные потоки этих мигрантов (а они для России ино­странцы) направляются не в национальные республи­ки Северного Кавказа, а в Ставропольский и Красно­дарский края. Тем самым постепенно демографичес­кая ситуация в этих краях изменяется, этническая структура населения и сложившийся демографический баланс претерпевает качественные перемены. Опас­ность неконтролируемых и неуправляемых массовых миграций, на наш взгляд, в местных условиях заклю­чается в латентном накоплении отрицательной соци­альной энергии, могущей привести к напряжению меж­национальных отношений в ранее стабильных райо­нах Северного Кавказа. Если учесть, что после распада СССР именно Северный Кавказ, по А. В. Авксентьеву, «оказался эпицентром этнических конфликтов в Рос­сии», подобное развитие демографической (следователь­но, и политической) ситуации в регионе может повес­ти к крайне негативным последствиям.

    Похожие публикации