Полы в квартире и доме

Кто осуществляет надзор оценочных компаний. Регулирование оценочной деятельности рф. Функции Отдела по контролю

Новая редакция утверждена
Протокол № 22 от 28 августа 2014 года

Изменения утверждены
Решением Совета НП СРОО «СПО»
Протокол № 33 от 18 декабря 2014 года

Изменения утверждены
Решением Совета НП СРОО «СПО»
Протокол № 26 от 30 сентября 2015 года

Изменения утверждены
Протокол №46 от 19 декабря 2017 года

Изменения утверждены
Решением Совета СРО Ассоциации оценщиков «СПО»
Протокол №60 от 6 декабря 2018 года

Положение об Отделе по контролю
Саморегулируемой организации Ассоциации оценщиков «Сообщество профессионалов оценки»

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»), иными нормативными актами действующего законодательства Российской Федерации и Уставом Саморегулируемой организации Ассоциации оценщиков «Сообщество профессионалов оценки» (далее - Ассоциация) и определяет статус, порядок формирования и деятельности специализированного органа Ассоциации - отдела по контролю за осуществлением оценочной деятельности членами СРО Ассоциации оценщиков «СПО» (далее - Отдел по контролю).

Настоящее Положение об Отделе по контролю включает разделы:

Статус, структура и порядок формирования Оотдела по контролю;

Функции Отдела по контролю;

Полномочия начальника Отдела по контролю;

Заключительные положения.

1. Статус, структура и порядок формирования Отдела по контролю

1.1. Отдел по контролю является специализированным органом Ассоциации, реализующим контроль за осуществлением членами Ассоциации оценочной деятельности в части соблюдения ими требований ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.

1.2. Отдел по контролю является структурным подразделением Ассоциации и формируется директором Ассоциации в соответствии со штатным расписанием, согласованным с Советом Ассоциации. Количественный состав Отдела определяется директором Ассоциации. Сотрудники Отдела должны иметь высшее образование и соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством об оценочной деятельности (если такие требования установлены).

1.3. Отдел по контролю осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Дисциплинарным комитетом и органами управления Ассоциации.

1.4. Руководство Отделом по контролю осуществляется начальником Отдела по контролю, подотчетным директору Ассоциации.

1.5. Начальник Отдела по контролю назначается на должность и освобождается от должности соответствующими приказами директора Ассоциации по согласованию с Советом Ассоциации и осуществляет свои функции в соответствии с настоящим Положением.

1.6. В состав Отдела по контролю кроме начальника Отдела входят штатные сотрудники, которые назначаются и освобождаются от должности приказами директора Ассоциации, подчиняются начальнику Отдела по контролю и осуществляют свои функции в соответствии с настоящим Положением.

2. Функции Отдела по контролю

2.1. Отдел по контролю обязан:

Проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения членами Ассоциации требований ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

Контролировать осуществление членами Ассоциации оценочной деятельности в части соблюдения ими требований ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», других нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики Ассоциации.

Контролировать осуществление членами Ассоциации обязательного страхования ответственности, выполнение дополнительных не противоречащих законодательству Российской Федерации требований к договорам обязательного страхования ответственности, заключаемым членами Ассоциации;

Осуществлять контроль за соблюдением обязательных условий членства в Ассоциации, требований к порядку обеспечения имущественной ответственности членов Ассоциации при осуществлении оценочной деятельности;

Осуществлять контроль за недопущением членами Ассоциации действий в ущерб иным субъектам оценочной деятельности, действий недобросовестной конкуренции, действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям услуг членов Ассоциации, действий, наносящих ущерб деловой репутации членов Ассоциации или деловой репутации Ассоциации;

2.2. Отдел по контролю осуществляет:

Сбор Ежеквартальных отчетов о профессиональной деятельности членов Ассоциации и предоставление ежеквартального отчета о результатах проверки деятельности членов Ассоциации для размещения на официальном сайте Ассоциации;

Разработку и представление на утверждение Совету Ассоциации ежегодного плана проверок профессиональной деятельности членов Ассоциации;

Размещение плана проверок на официальном сайте Ассоциации;

Направление уведомлений о проведении проверки с приложением перечня документов, подлежащих проверке, и указанием сроков их предоставления;

Проведение плановых и внеплановых проверок;

Составление Акта проверки и предоставление его на утверждение директору Ассоциации, направление уведомления о результатах проверки члену Ассоциации и иным заинтересованным лицам и, в случае выявления нарушений, передачу материалов проверки в Дисциплинарный комитет;

Осуществление контроля за выполнением решений Дисциплинарного комитета;

Передачу копии решения Дисциплинарного комитета в Совет Ассоциации в случае принятия Дисциплинарным комитетом решения о применении меры дисциплинарного воздействия, требующей рассмотрения и утверждения или отклонения Советом Ассоциации или Общим собранием членов Ассоциации;

Подготовку информации о лицах, в отношении которых принято решение о прекращении членства в Ассоциации, приостановлении деятельности эксперта, и направление копий соответствующих решений Совета Ассоциации физическим и юридическим лицам, в порядке, установленном действующим законодательством об оценочной деятельности, Уставом и внутренними документами, регламентирующими деятельность Ассоциации;

Представление на рассмотрение членов Совета Ассоциации предложений по совершенствованию внутренних документов Ассоциации в рамках своей компетенции;

Ответственное хранение и архивирование документации Отдела по контролю в соответствии с установленным порядком;

Иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, Уставом Ассоциации, настоящим Положением и иными внутренними документами, регламентирующими деятельность Ассоциации.

2.3. Отдел по контролю имеет право:

Истребовать у органов управления Ассоциации, структурных подразделений Ассоциации, членов Ассоциации и третьих лиц необходимую для осуществления своих функций информацию и документы;

Доступа к документам и материалам, на основании которых проводилась оценка членом Ассоциации, за исключением информации, составляющей коммерческую тайну юридического лица или заказчика либо иной конфиденциальной информации;

Пользоваться базами данных Ассоциации исключительно для целей обеспечения деятельности Отдела по контролю и Ассоциации;

Использовать принадлежащие Ассоциации средства связи и коммуникации, оргтехнику и помещение.

3. Полномочия начальника Отдела по контролю

3.1. Начальник Отдела по контролю:

Организует работу Отдела по контролю, контролирует работу сотрудников Отдела по контролю и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отдел по контролю функций;

Представляет Отдел по контролю на заседании Совета Ассоциации и во взаимоотношениях с другими органами Ассоциации, организациями, гражданами;

Обеспечивает оформление и хранение документации Отдела по контролю;

Информирует органы Ассоциации и членов Ассоциации о деятельности Отдела по контролю;

Подписывает решения Отдела по контролю;

Направляет директору Ассоциации и органам Ассоциации в соответствии с их компетенцией принятые Отделом по контролю решения, заявления, ходатайства и иные обращения;

Имеет иные права и исполняет иные обязанности в соответствии с действующим законодательством, Уставом Ассоциации, настоящим положением и иными внутренними документами, регламентирующими деятельность Ассоциации.

4. Заключительные положения

4.1.Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Советом Ассоциации и вступают в силу на следующий рабочий день с момента их утверждения Советом Ассоциации.

4.2. Иные условия и порядок деятельности Отдела по контролю, не урегулированные настоящим Положением, определяются Уставом Ассоциации и действующим законодательством Российской Федерации.


В соответствии со ст. 20 Закона РФ «Об оценочной деятельности в РФ» стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.

Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности .

Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом по оценочной деятельности (НСОД) с учетом международных стандартов оценки.

Разработанные федеральные стандарты оценки направляются Национальным советом для утверждения в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в срок не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня получения федеральных стандартов оценки обязан утвердить их или выдать мотивированный отказ в письменной форме.

Уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, вправе отказать в утверждении федеральных стандартов оценки в случае их несоответствия требованиям Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Федерального закона.

Стандарты и правила оценочной деятельности разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией оценщиков и не могут противоречить федеральным стандартам оценки.

В настоящее время приказами Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 256, 255 и 254 утверждено три федеральных стандарта оценки (ФСО№1-3). Все федеральные стандарты оценки (ФСО№1-3) разработаны и с учетом международных стандартов оценки и являются обязательными к применению при осуществлении оценочной деятельности.

ФСО№1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки».

ФСО№1 определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.

Регламентируются следующие понятия: объект оценки, цена объекта оценки, стоимость объекта оценки, итоговая стоимость объекта оценки, подходы и методы оценки, дата оценки, экспертиза отчета об оценке и др.

Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.

Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.

Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

Итоговая величина стоимости должна быть выражена в валюте Российской Федерации (в рублях).

ФСО№2 «Цель оценки и виды стоимости»

Целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку.

Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации и приватизации предприятий, разрешении имущественных споров, принятии управленческих решений и иных случаях.

При использовании понятия стоимости при осуществлении оценочной деятельности указывается конкретный вид стоимости, который определяется предполагаемым использованием результата оценки. Виды стоимости: рыночная, инвестиционная, ликвидационная, кадастровая.

ФСО №3 «Требования к отчету об оценке» анализируются в 31-ом вопросе.

При Госстандарте РФ в 1996 г. создан Технический Комитет «Оценка имущества», которым были разработаны следующие ГОСТы:

– Единая система оценки имущества. Основные положения ГОСТ Р 51195.0.01-98;

– Единая система оценки имущества. Термины и определения ГОСТ Р 51195.0.02-98.

В мировой практике оценки разработаны и действуют Международные стандарты оценки (MСО 1-4 - американские) и Европейские стандарты по оценке основных средств.

3. Функции надзорного и регулирующего органов, надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков .

Согласно ст. 18. «Регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков» (в ред . Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченные федеральные органы).

Регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности (далее также - Национальный совет) в части разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации оценщиков оценочной деятельности осуществляется этими организациями.

Функциями уполномоченных федеральных органов (ст.19) являются:

Выработка государственной политики в области оценочной деятельности;

Нормативно-правовое регулирование в области оценочной деятельности, утверждение федеральных стандартов оценки;

Ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;

Осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований настоящего Федерального закона;

Обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Статья 24.5. « Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков»

Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.

Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации оценщиков проводится один раз в два года в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.

Решение о проведении внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации оценщиков принимается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией оценщиков либо ее членами настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В ходе проведения проверки деятельности саморегулируемой организации оценщиков уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, вправе запрашивать у специализированного депозитария, заключившего депозитарный договор с саморегулируемой организацией оценщиков, информацию о денежной оценке ее компенсационного фонда.

В случае выявления нарушения требований, установленных частью третьей статьи 22 настоящего Федерального закона, уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

В случае выявления иных нарушений уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, направляет в саморегулируемую организацию оценщиков предписание об устранении в разумные сроки выявленных нарушений.

Саморегулируемая организация оценщиков, выявившая свое несоответствие требованиям части третьей статьи 22 Федерального закона №135-ФЗ, вправе направить в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, в письменной форме заявление о выявленном несоответствии с его описанием, указанием сведений о дате его возникновения и о принимаемых и (или) планируемых саморегулируемой организацией оценщиков мерах по его устранению.

В течение двух месяцев после получения уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, заявления о выявленном несоответствии саморегулируемая организация оценщиков не может быть исключена из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков по указанному в заявлении основанию. В случае, если по истечении указанного срока саморегулируемая организация оценщиков не представит в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, доказательство устранения выявленного несоответствия, уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Саморегулируемая организация оценщиков считается исключенной из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков с даты вступления в силу решения арбитражного суда о ее исключении из указанного реестра.

Оценщики, состоявшие членами саморегулируемой организации оценщиков, исключенной из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, вправе вступить в иные саморегулируемые организации оценщиков.

4. Контроль за осуществлением оценщиками оценочной деятельности. Статья 24.3. « Порядок проведения саморегулируемой организацией оценщиков контроля за осуществлением оценочной деятельности» (в ведена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Контроль за осуществлением оценочной деятельности членами саморегулируемой организации оценщиков проводится ее соответствующим структурным подразделением, состоящим из работников саморегулируемой организации оценщиков, путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации оценщиков требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности. Продолжительность плановой проверки не должна превышать тридцати дней.

Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

В случае выявления нарушения материалы проверки передаются в дисциплинарный комитет.

Статья 24.4.« Порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении членов саморегулируемой организации оценщиков » (введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Дисциплинарный комитет обязан рассматривать жалобы на действия членов саморегулируемой организации оценщиков и дела о нарушении ее членами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, требований о внесении обязательных взносов в саморегулируемую организацию оценщиков и дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности.

Дисциплинарный комитет вправе принять решение о применении следующих дисциплинарных взысканий:

Вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации оценщиков устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

Вынесение члену саморегулируемой организации оценщиков предупреждения;

Наложение на члена саморегулируемой организации оценщиков штрафа в размере, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков;

Иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков меры.

Статья 24.6. «Обеспечение имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности» (введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, может указать в договоре на проведение оценки условия принятия на себя обязательства по дополнительному обеспечению обязанности оценщика возместить убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам.

В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заключившими договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация оценщиков обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности:

Заключение предусмотренного статьей 24.7 настоящего Федерального закона договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, размер страховой суммы в котором не может быть менее чем триста тысяч рублей;

Формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, в который каждым членом саморегулируемой организации оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем тридцать тысяч рублей.

Статья 24.7. « Договор обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности» (введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного заказчику и (или) третьему лицу реального ущерба, установленном вступившим в законную силу решением арбитражного суда, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности.

Статья 24.8.» « Компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков» (введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Компенсационным фондом саморегулируемой организации оценщиков (далее - компенсационный фонд) является обособленное имущество, принадлежащее саморегулируемой организации оценщиков на праве собственности и первоначально формируемое исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов ее членов.

Основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд считается установленный решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт наступления страхового случая по договору обязательного страхования ответственности.

Требование о получении компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации оценщиков только в случае совпадения следующих условий:

Для возмещения ущерба, причиненного оценщиком, недостаточно средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности;

Оценщик отказался удовлетворить требование заказчика или третьего лица о возмещении ущерба либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.

Требование о возмещении ущерба за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является или являлся оценщик на момент причинения ущерба.

Размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному оценщику по одному страховому случаю не может превышать 600000 (шестисот) тысяч рублей

5. Порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, состав сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков, порядок предоставления информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, заинтересованным лицам и ее размещения в информационных системах общего пользования. Одной из функций саморегулируемой организации оценщиков (ст.22.1 введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ) является ведение реестра членов саморегулируемой организации оценщиков и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности

Согласно ст. 22.3. «Раскрытие информации саморегулируемой организацией оценщиков»

(введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ).

Саморегулируемая организация оценщиков обязана разместить на официальном сайте саморегулируемой организации оценщиков в сети "Интернет":

Учредительные документы;

Стандарты и правила оценочной деятельности, а также правила деловой и профессиональной этики;

Положения о коллегиальном органе управления саморегулируемой организации оценщиков, о структурном подразделении, осуществляющем контроль за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации оценщиков, об органе по рассмотрению дел о применении дисциплинарных взысканий в отношении членов этой организации (далее - дисциплинарный комитет), об иных органах и структурных подразделениях и информацию о составе таких органов и подразделений;

Реестр членов саморегулируемой организации оценщиков, в том числе информацию о каждом ее члене (фамилию, имя, отчество; информацию, предназначенную для установления контакта; трудовой стаж, стаж оценочной деятельности; информацию о фактах применения дисциплинарных взысканий при ее наличии);

Список лиц, членство которых в саморегулируемой организации оценщиков прекращено, в том числе лиц, исключенных из саморегулируемой организации оценщиков за нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, за последние три года деятельности саморегулируемой организации оценщиков;

Информацию о несоответствии саморегулируемой организации оценщиков установленным частью третьей статьи 22 Федерального закона требованиям (в том числе информацию о дате возникновения несоответствия саморегулируемой организации оценщиков указанным требованиям, о мерах, предпринимаемых и (или) планируемых саморегулируемой организацией оценщиков для устранения такого несоответствия);

Правила и условия приема в члены саморегулируемой организации оценщиков, размер членских взносов и порядок их внесения, дополнительные требования к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности;

Информацию об отчетах своих членов. Состав и сроки размещения такой информации определяются внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков в соответствии с абзацем вторым части третьей настоящей статьи;

Информацию о компенсационном фонде, в том числе информацию о денежной оценке компенсационного фонда, об инвестиционной декларации компенсационного фонда, о фактах обращения взысканий на компенсационный фонд;

Информацию об управляющей компании, с которой заключен договор о доверительном управлении компенсационным фондом (в том числе информацию о ее наименовании, месте нахождения, лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта);

Информацию о специализированном депозитарии, с которым заключен депозитарный договор (в том числе информацию о его наименовании, месте нахождения, лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта);

Информацию о договорах обязательного страхования ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков и информацию о страховщиках, с которыми заключены такие договоры (в том числе информацию об их наименованиях, о месте их нахождения, лицензиях и информацию, предназначенную для установления контакта);

Информацию о приобретении должностными лицами или работниками саморегулируемой организации оценщиков или их аффилированными лицами ценных бумаг, эмитентами которых или должниками по которым являются юридические лица, с которыми члены саморегулируемой организации оценщиков заключили трудовые договоры;

Информацию о результатах проверок деятельности членов саморегулируемой организации оценщиков;

Информацию о возникновении конфликта интересов между саморегулируемой организацией оценщиков и ее членами.

Статья 24.1. Ведение саморегулируемой организацией оценщиков реестра членов саморегулируемой организации оценщиков (введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Состав сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и порядок ведения саморегулируемой организацией оценщиков этого реестра и размещения содержащейся в реестре информации в информационных системах общего пользования утверждаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

На основании положений закона информация, содержащаяся в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, предоставляется по запросам граждан, юридических лиц в порядке, определенном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков. Срок предоставления такой информации не может превышать семи дней со дня поступления соответствующего запроса.

1). Назначение оценки, направления и специализация оценочной деятельности


Оценочная деятельность - профессиональная деятельность по установлению стоимости материальных и нематериальных объектов с учётом прав на них и интересов в отношении них субъектов гражданских прав. В зависимости от цели проводимой оценки различают следующие виды стоимости: рыночная, инвестиционная, залоговая, ликвидационная и другие. Оценочной деятельностью занимаются профессиональные оценщики - физические или юридические лица, получившие в установленном порядке лицензию. При оценке используются специальные правила и методики. К деятельности профессиональных оценщиков предъявляют следующие требования. Оценщик - физическое лицо должен соответствовать одной или нескольким установленным квалификационным характеристикам. В составе оценщика - юридического лица должно работать определённое количество оценщиков - физических лиц. Оценщики в обязательном порядке страхуют свою профессиональную ответственность. Оценочная деятельность регулируется государством, а также в значительной степени саморегулируемыми организациями. Национальный совет по оценочной деятельности, созданный в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» выполняет следующие функции: Формирование единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, Координация деятельности оценщиков, Разработка федеральных стандартов и правил оценки.


2). Основные области применения результатов оценки

). Необходимость и возможность применения стоимостной оценки в финансово-кредитной сфере

). Основные этапы развития оценочной деятельности в РФ


Зарождение российской оценки датируется XV веком, когда появились поместья как специфическая разновидность частнофеодальной условной земельной собственности. Главной отличительной особенностью оценки земельной собственности вплоть до середины ХIХ века была оценка земли с прикрепленным к ней зависимым крестьянином. Оценка земли проводилась по определенным правилам и инструкциям, первая из которых датируется 1754 годом. В 1864 год оценочная деятельность была отнесена к компетенции земских губернских и уездных учреждений, т.е. по современной терминологии, передана с федерального на местный уровень. Под руководством земств в 1860-1880 гг. были осуществлены массовые оценочные работы в сфере недвижимости по всей территории Российской Империи. С началом земской оценочной деятельности было связано зарождение оценочной статистики, включавшей работы по обследованию и оценке земель сельского хозяйства в целях налогообложения. В это время петербуржские профессора выезжали в губернии и читали курсы лекций для губернских и уездных оценочных комиссий по теории и практике оценки. В 1870 году право оценивать недвижимость было предоставлено городской управе, по правилам, разработанным городской думой. В них определялся состав комиссии по оценке, ее права, обязанности, определялись цель и порядок проведения оценочных работ, было установлено, что основанием для оценки городской недвижимости является ее доходность. 8 июня 1893 года был издан первый закон об оценке недвижимого имущества.

Огромная роль в становлении российской оценки принадлежит великому российскому государственному деятелю Сергею Юльевичу Витте. В бытность его министром финансов Российской Империи по его инициативе были приняты «Правила оценки недвижимых имуществ» 1893г. и Инструкция по разъяснению Закона об оценке недвижимого имущества 1894г., а в 1899 - новый Закон об оценке недвижимого имущества. Теория же оценки изложена в его знаменитом «Конспекте лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных Его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 годах». На тот период времени эта теория и практика занимали ведущее место в мире. Удивителен, красив и содержателен российский экономический язык того периода. Например, «За выделом из хозяйственного дохода частей, причитающихся на долю труда, капитала и на уплату ренты, получается остаток, составляющий предпринимательский барыш или чистый доход от предприятия. Отличительная черта барыша предпринимателя заключается в полной его неопределенности в противоположность ренте, заработной плате и проценту за пользование капиталом, которые представляют собой величины, определенные заранее, еще до начала производства. Вместе с тем барыш предпринимателя характеризуется элементами риска величина этого дохода очень во многом зависит от степени правильности первоначальных расчетов. (Стр. 350)»3.В советское время потребности в независимой оценке не было, так как существовал только один собственник - государство, и оно само устанавливало цены на имущество. Передовая теория и практика оценки за советский период были безвозвратно потеряны. В то же время в мире происходили глобальные изменения, которые выдвигали на первый план необходимость согласованных процедур оценки имущества.В условиях ускоряющихся темпов глобализации инвестиционных рынков в 70-тых годах появилась потребность в разработке признанных на международном уровне стандартов для определения стоимости имущества. Стало очевидным, что в отсутствии международных стандартов оценки существует значительный потенциал для возникновения недоразумений. Различия точек зрения среди национальных организаций, занимающихся оценкой, приводили к отсутствию взаимопонимания. В ответ на эту ситуацию члены технического комитета Королевского института чартерных сервейеров (RICS), имеющих право проводить оценки в Великобритании, и представители организаций по оценке США начали диалог в конце 1970 гг., который привел в 1981 г. к основанию Международного комитета по стандартам оценки активов (МКСОА - TIAVSC). В 1994 г. Комитет изменил свое название и сейчас известен как Международный комитет по стандартам оценки (МКСО).МКСО периодически пересматривает Международные стандарты оценки. Эти редакции были опубликованы в 1985, 1994/97, 2000, 2001, 2003, 2005гг. Эволюция этих стандартов свидетельствует о признании МКСО того, что изменения неизбежны и происходят непрерывно даже тогда, когда этот процесс происходит постепенно и не поддается легкому обнаружению. Сначала возрождения российской оценки она пошла собственным путем, как на институциональном, так и на методологическом уровне. В оценку пришли высокообразованные специалисты из фундаментальной науки и ВПК, которые активно начали изучать зарубежный опыт и создавать собственные методики оценки. Контроль же за рынком оценки и выработку российских стандартов оценки взяло на себя государство. Сегодня стало очевидным, что этот «особый путь» оказался тупиковым и что пора возвращаться на международный путь развития оценочной деятельности.


). Особенности современного этапа развития оценочной деятельности в РФ


на современном этапе развития оценочной деятельности наметились негативные явления, ведущие к принижению роли и значения оценки и превращению ее в обслуживающую структуру рыночных агентов, уже принявших определенные решения по стоимости активов. Отчасти, это проявление высокоадаптивных свойств системы (русской управленческой модели).

В то же время вина здесь во многом лежит на органе, уполномоченном законодательством осуществлять регулирование оценочной деятельности. Но главным образом, причина кроется в отсутствии сформировавшегося профессионально и нравственно кластера оценщиков, не идущих на поводу у заказчиков оценки и не занимающихся примитивной подгонкой. Сегодня никого не удивляет профессиональная деятельность без соблюдения этических норм (Кодекса поведения) оценщика.


). Основные направления государственного регулирования оценочной деятельности


Система государственного регулирования оценочной деятельности включает: лицензирование оценщиков и контроль за соблюдением ими лицензионных требований и условий; установление требований к профессиональной подготовке специалистов в области оценки стоимости; формирование методологической базы оценочной деятельности. В соответствии с названным законом, проведение оценки является обязательным в следующих случаях. 1. Определение стоимости объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.В случае приватизации государственного или муниципального имущества начальная цена приватизируемого имущества устанавливается на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Использование объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога. Залогодателем вещи может быть ее собственник (в нашем случае - государство или муниципальное образование) либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения, но только в случае согласия собственника имущества. Залог права аренды или иного права на чужую вещь не допускается без согласия ее собственника или лица, имеющего на нее право хозяйственного ведения, если законом или договором запрещено отчуждение этого права без согласия указанных лиц.

В договоре о залоге указываются предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом, а также указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество.3. Продажа или иное отчуждение объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям. 4. Переуступка долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям. Передача объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки.5. Национализация имущества - обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, производящейся на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков, а также выкуп или иное законное изъятие имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд.


). Цели и задачи национального совета по оценочной деятельности


Основными целями Национально совета по оценочной деятельности является представление интересов профессионального сообщества оценщиков в органах государственной власти, разработка методологии и стандартов оценочной деятельности, а также актуализация и утверждение тарифов на оценочную деятельность в Российской Федерации. Основными функциями НСОД являются:

) обсуждение вопросов государственной политики в области оценочной деятельности;

) представление интересов СРОО в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области оценочной деятельности;

) формирование предложений о совершенствовании правового и экономического регулирования оценочной деятельности;

) защита прав и законных интересов СРОО;

) разработка федеральных стандартов оценки и т.д.


). Саморегулируемые организации оценщиков и их функции


Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации предусмотрены в ст. 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях". Причем саморегулируемая организация наряду со своими основными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Поскольку саморегулируемая организация оценщиков создается в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, ее функции предопределены указанными целями.

Функции саморегулируемой организации оценщиков включают в себя:

разработку и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;

разработку и утверждение правил и условий приема в члены саморегулируемой организации оценщиков, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения;

представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;

прием в члены и исключение из членов саморегулируемой организации оценщиков по основаниям, предусмотренным законом и внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков;

контроль за осуществлением своими членами оценочной деятельности в части соблюдения ими требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

ведение реестра членов саморегулируемой организации оценщиков и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;

организацию информационного и методического обеспечения своих членов.

Следует отметить, что указанный перечень функций СРОО не является исчерпывающим, поскольку предусмотрено осуществление СРОО иных установленных комментируемым Федеральным законом функций.

Важнейшей функцией саморегулируемой организации оценщиков является разработка и утверждение:

стандартов и правил оценочной деятельности;

правил деловой и профессиональной этики.

О стандартах и правилах оценочной деятельности см. ст. 20 комментируемого Закона.

Саморегулируемые организации оценщиков разрабатывают и утверждают стандарты и правила оценочной деятельности, правила деловой и профессиональной этики.

Стандарты и правила оценочной деятельности, разрабатываемые и утверждаемые саморегулируемой организацией, обязательны к исполнению для членов этой организации только в части, не противоречащей федеральным стандартам оценки и принятым нормативно-правовым актам. Таким образом, саморегулируемая организация лишена возможности корректировать на уровне собственных стандартов недоработки, зачастую возникающие в утвержденных федеральных законопроектах.

Для правил деловой и профессиональной этики, принимаемой саморегулируемой организацией оценщиков, Закон не предусматривает никаких ограничений или условий. При этом в соответствии со ст. 22.2 комментируемого Закона их нарушение может повлечь исключение оценщика из членов саморегулируемой организации.


). Международные и федеральные стандарты оценки

). Характеристики объектов оценки и параметры среды их функционирования

). Субъекты оценочной деятельности


К субъектам оценочной деятельности можно отнести: органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; оценщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами; профессиональные объединения оценщиков; заказчиков оценщиков - юридических и физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводится оценка того или иного объекта; потребителей оценочных услуг юридических или физических лиц, а так же органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценки. Вместе с тем, действующим сегодня законом об оценочной деятельности регулируются взаимоотношения только между непосредственными участниками процесса оценки - тем, кто оценивает и тем, кто заказывает оценку. Оценивать объекты могут физические лица - оценщики, которые являются либо индивидуальными предпринимателями, либо работниками оценочных компаний. В последнем случае, именно оценочная компания заключает с заказчиком договор на оценку объекта оценки. В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в ст. 4 субъектами оценочной деятельности признаются с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики). Таким образом, оценщики и заказчики - это субъекты оценки «первого уровня», всех остальных можно отнести к субъектам «второго уровня». Органы власти участвуют в формировании порядка и определении требований и условий для осуществления оценочной деятельности посредством разработки, принятия нормативных правовых актов и их реализации исполнительными органами власти, осуществляющими также и контроль за деятельностью оценщиков. Во избежание зарегулированности оценочной деятельности и в целях более точного отражения существующих реалий экономической жизни в нормативных правовых актах органов власти предполагается целесообразным активное участие в процессе нормотворчества самих оценщиков. Что касается потребителей оценки, то ими не обязательно являются заказчики. Потребителем оценки, может быть любой участник оценочной деятельности, в том числе и органы власти (выступающие в роли собственника государственного или муниципального имущества, например, при приватизации последнего). Интересы заказчика оценки и потребителя результатов оценки могут в таком случае не совпадать.

). Права и обязанности оценщиков и заказчиков


Согласно ст. 14-16 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», оценщик имеет право: 1) применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки; 2) требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки; 3) получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки 4) запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной в случае если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта, оценщик указать это в отчете 5) привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта иных оценщиков либо других специалистов; 6) отказаться от проведения оценки объекта в случаях если заказчик нарушил условия договора не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы; 7) требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта по определению суда, арбитражного суда или третейского суда. Оценщик обязан: 1) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, а также принятых на его основе нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; 2) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта; 3) обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта; 4) предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства РФ об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации, на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете; 5) предоставлять по требованию заказчика лицензию на осуществление оценочной деятельности, страховой полис и документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности; 6) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 7) хранить копии составленных отчетов в течение 3 лет; 8) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.


). Система принципов оценки различных объектов собственности


Принципы оценки имущества (собственности) могут быть структурированы и объединены в три группы. В первую группу принципов оценки имущества входят принципы оценки имущества, основанные на представлениях пользователя (собственника) имущества. Вторая группа содержит принципы оценки имущества, связанные с эксплуатацией собственности, основанные на представлениях производителя имущества, на требованиях, предъявляемых к имуществу. Третья группа принципов оценки имущества объединяет принципы оценки имущества, связанные с рыночной средой. Отдельно выделяется принцип наилучшего (наиболее эффективного) использования собственности (имущества) как основополагающий принцип оценки имущества.


14). Доходный подход к оценке объектов собственности и его методы


Это совокупности методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Доходный подход используется только для оценки доходной недвижимости, то есть такой недвижимости, единственной целью которой является получение дохода, и в его основе лежат следующие принципы оценки недвижимости: - принцип ожидания (стоимость объекта, приносящего доход, определяется текущей стоимостью будущих доходов, которые этот объект принесет); -принцип замещения (стоимость объекта недвижимости имеет тенденцию устанавливаться на уровне величины эффективного капиталовложения, необходимого для приобретения сопоставимого, замещающего объекта, приносящего желаемую прибыль). Сущность доходного подхода состоит в оценке текущей (сегодняшней) стоимости будущих выгод, которые как ожидается, принесут эксплуатация и возможная продажа в дальнейшем недвижимого имущества, т. е. путем капитализации дохода. Капитализация дохода - это процесс перерасчета потока будущих доходов в конечную величину, равную сумме их текущих стоимостей. Эти величины учитывают: -сумму будущего дохода; -время, когда должен быть получен доход;- продолжительность получения дохода. Определение рыночной стоимости недвижимости доходным подходом происходит в два этапа: -прогнозирование будущих доходов; -капитализация будущих доходов в настоящую стоимость.

Прогнозирование будущих доходов основано на использовании финансовых отчетов собственника: -упрощенного баланса; -отчета о движении денежных средств, реконструируемый оценщиком для задач экономического анализа статей доходов и расходов.

стоимостной оценка кредитный специализация


15). Сравнительный подход к оценке объектов собственности и его методы


Это совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами аналогами объекта оценки. Метод компании-аналога или метод рынка капитала основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций. Метод сделок или метод продаж ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода - оценка 100%-го капитала, либо контрольного пакета акций. Метод отраслевых коэффициентов или метод отраслевых соотношений основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами.

Отраслевые коэффициенты обычно рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. На основе анализа накопленной информации и обобщения результатов были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.


). Затратный подход к оценке объектов собственности и его методы


Это совокупность методов оценки стоимость объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа. Применение затратного подхода к оценке недвижимости состоит из следующих этапов: -оценка рыночной стоимости земельного участка; -оценка восстановительной стоимости (стоимости замещения) оцениваемого здания, в том числе оценка величины предпринимательской прибыли; -расчет выявленных видов износа; -расчет итоговой стоимости объекта оценки путем корректировки восстановительной стоимости на износ с последующим увеличением полученной величины на стоимость земельного участка. Определение стоимости участка земли, входящего в состав оцениваемой затратным методом недвижимости, основано на предположении его наилучшего и наиболее эффективного использования как свободного от застройки. Для оценки рыночной стоимости земли применяют следующие методы:- метод сравнения продаж; -метод распределения; -метод выделения; -метод разбивки на участки; -техника остатка для земли; -капитализации чистой земельной ренты. Метод сравнения продаж при наличии необходимой информации является наиболее предпочтительным и общеприменимым. Основными элементами сравнения для земли являются: -права собственности; -условия финансирования; -условия продажи; -условия рынка; -месторасположение; -физические характеристики; -доступные коммунальные услуги; -условия зонирования; -наилучшее и наиболее эффективное использование. При оценке земли можно использовать несколько единиц сравнения, корректируя цену каждой из них и получая в конце несколько значений стоимости, определяющих диапазон стоимости. Метод распределения основан на положении о том, что для каждого типа недвижимости существует нормальное соотношение между стоимостью земли и стоимостью построек. Такое соотношение наиболее достоверно для новых улучшений, которые отражают наилучшее и наиболее эффективное использование земли.


). Основные этапы стоимостной оценки


заключение договора, на проведение оценки, включающего задание на оценку.

сбор и анализ информации необходимой для проведения оценки

применение подходов к оценке включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов

согласование результатов применения подходов к оценке и определение итоговой величины стоимости объекта оценки

составление отчета об оценке


). Отчет об оценке стоимости различных объектов собственности


При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости); отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (принцип достаточности). Копия отчета об оценке должна храниться оценщиком с даты составления отчета в течение общего срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

Отчет об оценке должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика, осуществляющего оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, или печатью и подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

Требования к составлению отчета об оценке, проводимой для специальных целей и отдельных видов объектов оценки, могут дополнять требования настоящего федерального стандарта оценки и устанавливаются соответствующими федеральными стандартами оценки отдельных видов объектов оценки либо оценки для специальных целей.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Оценочная деятельность как объект правового регулирования представляет с одной стороны услугу оценщиков - независимых экспертов по определению рыночной стоимости, с другой стороны - юридическим фактом, устанавливающим стоимость объекта оценки для определенных в договоре об оценке целей. Так, юридический факт - это факт реальной действительности, с которыми действующие законы и иные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношении. Поэтому оценка, проведенная в соответствии с законодательством РФ может повлечь за собой определенные правовые последствия.

С развитием в России рыночных отношений категория стоимости имущества из объекта планового регулирования переросла в рыночную категорию. Стоимость имущества определяет намного большее число факторов, по сравнению с плановой экономикой. Определение стоимости, в экономике, где основным фактором цены товара является соотношение спроса и предложения, представляет сложный процесс, осуществление которого требует серьезного экспертного исследования. Экспертное установление стоимости имущества необходимо во многих ситуациях делового оборота, а отчет о стоимости, составленный экспертом оценщиком должен иметь доказательственное значение. В целях упорядочивания деятельности экспертов-оценщиков, а также в целях установления их правового статуса Российская Федерация установила ряд законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность.

Если широко определить понятие оценочной деятельности, то оценка представляет собой суждение кого-либо обладающего специальными знаниями об объекте окружающей действительности. Оценка в рамках законодательства РФ об оценочной деятельности рассматривается в контексте установления суждения о стоимости объекта оценки.

Под оценочной деятельностью, в рамках законодательства об оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Исходя из логики законодательства об оценочной деятельности деятельность, направленная на установление рыночной стоимости, осуществляемая не субъектами оценочной деятельности, не подпадает под регулирование законодательства об оценочной деятельности и не может иметь доказательственного значения и не является рекомендуемой для совершения сделок с имуществом. Однако такая деятельность не запрещена законом. На практике инвестиционные, аналитические компании, другие юридические и физические лица, государственные органы определяют и анализируют стоимость отдельных видов имущества, эта деятельность не запрещена и не может быть запрещена законом, однако такое суждение о стоимости не подпадает под сферу правового регулирования законодательства об оценочной деятельности и не может являться независимым экспертным заключением о стоимости объектов оценки, и не имеет законного доказательственного значения. Таким образом, одним из существенных условий признания доказательственной силы суждения о стоимости объектов оценки является осуществление этой деятельности субъектом оценочной деятельности. Косорукова И.В. Учебное пособие по дисциплине «Основы оценочной деятельности». Московская финансово-промышленная академия, 2005.

Регулирование оценочной деятельности - система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и соответствие их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование) либо совместно.

Регулирование развивается в рамках следующих процедур:

  • - определение методических требований к процедурам оценки, которые традиционно формулируются в стандартах оценки;
  • - определение требований к морально-этическим качествам оценщика, связанным с его независимостью; данные требования формулируются в кодексах профессиональной этики;
  • - определение требований к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы оценщика, которые отражаются в уровне профессиональных званий.

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству, регулирование оценочной деятельности осуществляется советом по оценочной деятельности при уполномоченном федеральном органе, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (далее - совет по оценочной деятельности), а также национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков в части разработки федеральных стандартов оценки, за исключением случаев нарушения сроков, предусмотренных программой разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Контроль за деятельностью членов саморегулируемых организаций оценщиков в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики осуществляется этими саморегулируемыми организациями.

Среди них немаловажным является вопрос ответственности оценщиков за результаты их деятельности по оценке, так как риск совершения оценщиком ошибки или упущения при осуществлении своих профессиональных обязанностей является достаточно высоким. Гущин В.В. Правовое регулирование оценочной деятельности. Право и экономика. 2011. № 10 Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заключившими договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация оценщиков обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности.

Вызывает вопрос создание компенсационного фонда как предназначенного и достаточного для покрытия любых убытков, в частности при возникновении убытков по результатам оценки акций промышленных предприятий - субъектов естественных монополий. В этих случаях убытки могут исчисляться миллиардами рублей.

Идея полного возмещения убытков за счет оценщиков неуместна, следует, как мы считаем, определить иную цель - компенсации в связи с некачественной оценкой ущерба, причиненного клиенту. Образование компенсационного фонда, расширение функций саморегулируемых организаций, а равно и закрепление ответственности за результат оценочной деятельности является фактором, направленным на стимулирование качественного развития рассматриваемых общественных отношений и вытеснение с рынка оценочных услуг недобросовестных оценщиков.

Утверждено
решением общего собрания членов
саморегулируемой организации
"__________________________"
Протокол N _____ от "__"___________ ____ г.

Положение 1 о структурном подразделении, осуществляющем контроль за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации оценщиков "__________________________"

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Уставом саморегулируемой организации оценщиков "_______________" (далее - Организации) и устанавливает порядок образования и осуществления деятельности структурного подразделения, осуществляющего контроль за оценочной деятельностью членов Организации (далее - Подразделение по контролю).

2. Настоящее Положение является внутренним документом Организации.

3. Подразделение по контролю создается в целях обеспечения контроля за осуществлением оценочной деятельности членами Организации.

4. Подразделение по контролю состоит из руководителя Подразделения по контролю и инспектора(ов) Подразделения по контролю.

Число инспекторов Подразделения по контролю определяется Коллегиальным органом Организации с учетом необходимости эффективного и достаточного контроля за осуществлением оценочной деятельности всеми членами Организации - оценщиками, но должно быть не менее одного.

5. Сотрудники Подразделения по контролю должны соответствовать следующим требованиям:

Не должны быть членами Организации;

Не должны входить в состав органов Организации;

Должны соответствовать квалификационным требованиям и требованиям независимости, установленным внутренними документами Организации.

6. Сотрудники в состав Подразделения по контролю принимаются на работу в структурное Подразделение по контролю Организации. С такими лицами заключаются трудовые договоры в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

7. Полномочия работников Подразделения по контролю прекращаются в случаях прекращения заключенных с ними трудовых договоров, в том числе в случаях их расторжения, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде.

8. Деятельность Подразделения по контролю состоит в проведении контроля за осуществлением оценочной деятельности членов Организации на предмет соблюдения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности.

9. Подразделение по контролю осуществляет контроль путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год на основании плана проведения проверок, утвержденного руководителем Подразделения по контролю.

Основанием для проведения Организацией внеплановой проверки может являться направленная в Организацию мотивированная жалоба на нарушение оценщиком требований Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, а также иные основания, предусмотренные внутренними документами Организации.

10. В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям.

Оценщик обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу Организации в порядке, определяемом внутренними документами Организации.

11. В случае выявления нарушения материалы проверки передаются в дисциплинарный комитет.

12. Саморегулируемая организация оценщиков, а также ее работники и должностные лица, принимающие участие в проведении проверки, отвечают за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе ее проведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Все изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся решением Коллегиального органа управления Организации и становятся обязательными с момента принятия такого решения.

1 Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" саморегулируемая организация оценщиков обязана разместить на официальном сайте саморегулируемой организации оценщиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в том числе положение о структурном подразделении, осуществляющем контроль за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации оценщиков.

Похожие документы

Похожие публикации